Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25966

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На практике данная логика психической регуляции жизненного пути объективируется тогда, когда личность своими жизненными выборами, решениями и поступками отдает предпочтение смысловым связям, происходящим от смысла жизни, и сличает свою жизнедеятельность преимущественно с этими связями. Действительно, личность как субъекта жизни отличает прежде всего стремление к первоочередной реализации смысла жизни по принципу «Я сделал это потому, что это важно для осуществления смысла моей жизни». Логика смысложизненной необходимости отстоит от большинства логик регуляции активности субъекта ввиду того, что она выступает как логика преобразующей, творческой, созидательной, гетеростатической активности субъекта, в процессе которой достигаются самореализация личности и сотворение индивидуальной биографии. На логике смысловой регуляции жизненного пути зиждется продуктивная разновидность жизнедеятельности - жизнетворчество [211]. Другие логики типа логики удовлетворения потребности и логики реагирования на стимул являются гоме о статическими потому, что субъект на их основе не преображает действительность, а довольствуется наличными условиями. Недаром В.Э.Чудновский образно характеризует смысл жизни как некий «буферный меха-
176
низм», который эмансипирует субъекта от диктата «внешнего» и «внутреннего»: не позволяет индивидуальным потребностям порабощать субъекта и дает ему шанс преодолеть реактивную регуляцию жизнедеятельности внешними стимулами [237].
Таким образом, логика смысложизненной необходимости - это одна из логик психической регуляции жизненного пути, связанная с преимущественной ориентацией личности на смысловые связи, производные от смысла жизни, и проявляющаяся в доминировании этих связей при отражении жизненного пути в сознании и в практической деятельности личности как субъекта жизни. Логика смысложизненной необходимости — это логика регуляции жизненного пути смыслом жизни, эксклюзивная логика регуляции жизнедеятельности личности как субъекта жизни.
По нашему мнению, способность быть субъектом жизни личность обретает только в связи с появлением в ее структуре динамической системы смысла жизни, которая курирует регулятор-ную логику смысложизненной необходимости. Регуляторные функции этой логики присущи исключительно системе смысловой регуляции жизненного пути и немыслимы в отрыве от динамической системы смысла жизни. Психологическим критерием зрелости личности в качестве субъекта жизни является сформи-рованность и сохранность в ее структуре смысла жизни как динамической смысловой системы.
Если рассматривать смысловую регуляцию жизненного пути в контексте общей системы психического саморегулирования, то следует признать, что она составляет один из высших уровней развития и строения этой системы. Именно на этом уровне возникает специфический феномен субъектности жизни как способности личности к самодетерминации жизненного пути. Обычно называют две отличительные особенности саморегулирования: осознанность психических и деятельных процессов и их опосре-дованность знаками, орудиями, среди которых главную роль играет слово, речь. С развитием психологической теории смысла к этим особенностям добавилась еще одна характеристика саморегулирования в человеческой психике - осмысленность, которая позволяет сделать активность мотивосообразной и целесообразной, а значит, подотчетной личности как носителю субъектности [31; 64; 90; 100; 144].
Действительно, смысловая сфера личности имеет огромное значение в построении системы психической саморегуляции жиз-
177
ненного пути. Не случайно исследователями констатируется связь между мотивационно-смысловой регуляцией активности и самодетерминацией личности, ведь произвольная инициация, побуждение и поддержание активности являются функциями смысловой сферы личности. Всякая форма активности начинается с выделения и самостоятельного оформления релевантных ей мотивов и смыслов и полагания на их основе целей и задач [27; 28]. Как пишет С.Л.Рубинштейн, «развитие мотивационной системы, формирование иерархии мотивов приводит к тому, что человек перестает быть рабом непосредственной ситуации, действия его становятся опосредованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непосредственной наличной ситуации, но и целями и задачами, лежащими за ее пределами, они становятся избирательными, целевыми и волевыми» [192].
Выше при обсуждении места и роли смысловой регуляции в системе психического саморегулирования подчеркивалось, что смысловые структуры личности являются главным фактором структурной организации и нормального функционирования этой системы. Напомним, что психическая саморегуляция представляет собой системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на инициацию, построение, поддержание и управление различными видами и формами произвольной активности, реализующими процесс достижения сознательных целей [119]. По ходу настоящего изложения также отмечалось, что в исследованиях различных психобиографических структур личности, как правило, пренебрегают требованиями системного подхода. Это приводит к тому, что исследователи упускают из виду системные функции различных регуляторных структур в целостной системе психической саморегуляции жизненного пути личности.
Тем не менее все множество известных психологической науке структур, регулирующих реальный жизненный путь личности, можно разместить по блокам системы психического саморегулирования, выделенных в концептуальной модели ОА.Конопкина [119; 120]. Так, целесообразным представляется выделение целевого блока, в который входят жизненные цели и жизненные программы, возникающие в результате целеполагания личности в масштабе биографического времени. Также необходимо выделять модель значимых условий жизненного пути, в которой интегрированы все субъективные автобиографические репрезентации, ориентирующие личность в наиболее важных событиях. Это - временная перспек-
178
тива и транспектива, а также субъективная картина жизненного пути. Важно дифференцировать блок планирования и программирования жизненного пути, в котором задействованы жизненные планы личности, а также блок критериев жизненного успеха, в который включены эталоны жизненного пути, жизненные притязания личности. С последним из выделенных блоков тесно связан блок контроля и оценки реальных результатов жизненного пути, а также блок коррекции всей системы саморегулирования. Здесь особое внимание следует обратить на процессы принятия жизненных решений, на механизмы биографического выбора личности. При этом нельзя забывать, что целостность, системность, функциональную слаженность всем перечисленным блокам придает личность с ее «сквозными» процессами смысловой регуляции. Это закономерно, потому что, как было сказано, личность, а не сознание, владеет и распоряжается всеми ресурсами осознанного произвольного саморегулирования.
Таким образом, сформированность смысловой регуляции жизненного пути является основанием для развития всей системы осознанного саморегулирования, по отношению к которой смысловые структуры и процессы личности выполняют системообразующую, организующую, интегрирующую, модулирующую функции.
Смысловая саморегуляция жизненного пути - этот тот уровень развития психической саморегуляции, на котором личность присваивает уже не единичные акты общения, подчиняет себе не только отдельные виды предметной деятельности, а проявляет способность к координации, упорядочиванию, регламентации частных видов деятельности в масштабе индивидуального жизненного пути, в ракурсе биографического времени. Она овладевает способностью распоряжаться, руководить своей жизнью, конструировать собственную судьбу за счет того, что смысл жизни выступает как смысловая структура личности, которая объем-лет весь жизненный путь целиком. Другими словами, смысл жизни - это отношение личности к своей жизни как целому. По мнению О.А.Конопкина, «глубина» временной перспективы, доступная адекватному программированию активности субъекта, выступает в качестве показателя индивидуального уровня развития саморегуляции [121, с. 170-171]. Смысл жизни позволяет личности посягнуть на овладение системой жизненных отношений, которые составляют индивидуальный жизненный путь, на большой временной дистанции. По этой причине наличие смысла жизни и его
179
включенность в систему осознанного произвольного саморегулирования уже само по себе является интегральным индикатором высокого уровня развития субъектности. С точки зрения смыслового подхода к личности смысл жизни представляется внутренним планом индивидуального жизненного пути или, как говорил С.Л.Рубинштейн, «жизненным замыслом» [192]. По мнению Б.С.Братуся, одной из регуляторных функций смысла жизни является проектирование идеального «эскиза будущего жизненного пути» [46]. С этой точки зрения смысл жизни необходимо рассматривать как функциональный орган личности как субъекта жизни, как орудие овладения личностью своими жизненными отношениями. «Смысл жизни - особая модальность ее субъекта. Это жизненная концепция человека, обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл жизни возникает на основе соотнесения с жизнью именно себя, заключается в определении именно своих задач» [9, с. 231].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Егор Горд. Саморазвитие личности. С чего начать?
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Притча «Смысл жизни»
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Ларионова Ирина Александровна. «Подвижная игра в жизни дошкольника»
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь