Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26284

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На практике данная логика психической регуляции жизненного пути объективируется тогда, когда личность своими жизненными выборами, решениями и поступками отдает предпочтение смысловым связям, происходящим от смысла жизни, и сличает свою жизнедеятельность преимущественно с этими связями. Действительно, личность как субъекта жизни отличает прежде всего стремление к первоочередной реализации смысла жизни по принципу «Я сделал это потому, что это важно для осуществления смысла моей жизни». Логика смысложизненной необходимости отстоит от большинства логик регуляции активности субъекта ввиду того, что она выступает как логика преобразующей, творческой, созидательной, гетеростатической активности субъекта, в процессе которой достигаются самореализация личности и сотворение индивидуальной биографии. На логике смысловой регуляции жизненного пути зиждется продуктивная разновидность жизнедеятельности - жизнетворчество [211]. Другие логики типа логики удовлетворения потребности и логики реагирования на стимул являются гоме о статическими потому, что субъект на их основе не преображает действительность, а довольствуется наличными условиями. Недаром В.Э.Чудновский образно характеризует смысл жизни как некий «буферный меха-
176
низм», который эмансипирует субъекта от диктата «внешнего» и «внутреннего»: не позволяет индивидуальным потребностям порабощать субъекта и дает ему шанс преодолеть реактивную регуляцию жизнедеятельности внешними стимулами [237].
Таким образом, логика смысложизненной необходимости - это одна из логик психической регуляции жизненного пути, связанная с преимущественной ориентацией личности на смысловые связи, производные от смысла жизни, и проявляющаяся в доминировании этих связей при отражении жизненного пути в сознании и в практической деятельности личности как субъекта жизни. Логика смысложизненной необходимости — это логика регуляции жизненного пути смыслом жизни, эксклюзивная логика регуляции жизнедеятельности личности как субъекта жизни.
По нашему мнению, способность быть субъектом жизни личность обретает только в связи с появлением в ее структуре динамической системы смысла жизни, которая курирует регулятор-ную логику смысложизненной необходимости. Регуляторные функции этой логики присущи исключительно системе смысловой регуляции жизненного пути и немыслимы в отрыве от динамической системы смысла жизни. Психологическим критерием зрелости личности в качестве субъекта жизни является сформи-рованность и сохранность в ее структуре смысла жизни как динамической смысловой системы.
Если рассматривать смысловую регуляцию жизненного пути в контексте общей системы психического саморегулирования, то следует признать, что она составляет один из высших уровней развития и строения этой системы. Именно на этом уровне возникает специфический феномен субъектности жизни как способности личности к самодетерминации жизненного пути. Обычно называют две отличительные особенности саморегулирования: осознанность психических и деятельных процессов и их опосре-дованность знаками, орудиями, среди которых главную роль играет слово, речь. С развитием психологической теории смысла к этим особенностям добавилась еще одна характеристика саморегулирования в человеческой психике - осмысленность, которая позволяет сделать активность мотивосообразной и целесообразной, а значит, подотчетной личности как носителю субъектности [31; 64; 90; 100; 144].
Действительно, смысловая сфера личности имеет огромное значение в построении системы психической саморегуляции жиз-
177
ненного пути. Не случайно исследователями констатируется связь между мотивационно-смысловой регуляцией активности и самодетерминацией личности, ведь произвольная инициация, побуждение и поддержание активности являются функциями смысловой сферы личности. Всякая форма активности начинается с выделения и самостоятельного оформления релевантных ей мотивов и смыслов и полагания на их основе целей и задач [27; 28]. Как пишет С.Л.Рубинштейн, «развитие мотивационной системы, формирование иерархии мотивов приводит к тому, что человек перестает быть рабом непосредственной ситуации, действия его становятся опосредованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непосредственной наличной ситуации, но и целями и задачами, лежащими за ее пределами, они становятся избирательными, целевыми и волевыми» [192].
Выше при обсуждении места и роли смысловой регуляции в системе психического саморегулирования подчеркивалось, что смысловые структуры личности являются главным фактором структурной организации и нормального функционирования этой системы. Напомним, что психическая саморегуляция представляет собой системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на инициацию, построение, поддержание и управление различными видами и формами произвольной активности, реализующими процесс достижения сознательных целей [119]. По ходу настоящего изложения также отмечалось, что в исследованиях различных психобиографических структур личности, как правило, пренебрегают требованиями системного подхода. Это приводит к тому, что исследователи упускают из виду системные функции различных регуляторных структур в целостной системе психической саморегуляции жизненного пути личности.
Тем не менее все множество известных психологической науке структур, регулирующих реальный жизненный путь личности, можно разместить по блокам системы психического саморегулирования, выделенных в концептуальной модели ОА.Конопкина [119; 120]. Так, целесообразным представляется выделение целевого блока, в который входят жизненные цели и жизненные программы, возникающие в результате целеполагания личности в масштабе биографического времени. Также необходимо выделять модель значимых условий жизненного пути, в которой интегрированы все субъективные автобиографические репрезентации, ориентирующие личность в наиболее важных событиях. Это - временная перспек-
178
тива и транспектива, а также субъективная картина жизненного пути. Важно дифференцировать блок планирования и программирования жизненного пути, в котором задействованы жизненные планы личности, а также блок критериев жизненного успеха, в который включены эталоны жизненного пути, жизненные притязания личности. С последним из выделенных блоков тесно связан блок контроля и оценки реальных результатов жизненного пути, а также блок коррекции всей системы саморегулирования. Здесь особое внимание следует обратить на процессы принятия жизненных решений, на механизмы биографического выбора личности. При этом нельзя забывать, что целостность, системность, функциональную слаженность всем перечисленным блокам придает личность с ее «сквозными» процессами смысловой регуляции. Это закономерно, потому что, как было сказано, личность, а не сознание, владеет и распоряжается всеми ресурсами осознанного произвольного саморегулирования.
Таким образом, сформированность смысловой регуляции жизненного пути является основанием для развития всей системы осознанного саморегулирования, по отношению к которой смысловые структуры и процессы личности выполняют системообразующую, организующую, интегрирующую, модулирующую функции.
Смысловая саморегуляция жизненного пути - этот тот уровень развития психической саморегуляции, на котором личность присваивает уже не единичные акты общения, подчиняет себе не только отдельные виды предметной деятельности, а проявляет способность к координации, упорядочиванию, регламентации частных видов деятельности в масштабе индивидуального жизненного пути, в ракурсе биографического времени. Она овладевает способностью распоряжаться, руководить своей жизнью, конструировать собственную судьбу за счет того, что смысл жизни выступает как смысловая структура личности, которая объем-лет весь жизненный путь целиком. Другими словами, смысл жизни - это отношение личности к своей жизни как целому. По мнению О.А.Конопкина, «глубина» временной перспективы, доступная адекватному программированию активности субъекта, выступает в качестве показателя индивидуального уровня развития саморегуляции [121, с. 170-171]. Смысл жизни позволяет личности посягнуть на овладение системой жизненных отношений, которые составляют индивидуальный жизненный путь, на большой временной дистанции. По этой причине наличие смысла жизни и его
179
включенность в систему осознанного произвольного саморегулирования уже само по себе является интегральным индикатором высокого уровня развития субъектности. С точки зрения смыслового подхода к личности смысл жизни представляется внутренним планом индивидуального жизненного пути или, как говорил С.Л.Рубинштейн, «жизненным замыслом» [192]. По мнению Б.С.Братуся, одной из регуляторных функций смысла жизни является проектирование идеального «эскиза будущего жизненного пути» [46]. С этой точки зрения смысл жизни необходимо рассматривать как функциональный орган личности как субъекта жизни, как орудие овладения личностью своими жизненными отношениями. «Смысл жизни - особая модальность ее субъекта. Это жизненная концепция человека, обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл жизни возникает на основе соотнесения с жизнью именно себя, заключается в определении именно своих задач» [9, с. 231].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь