|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379479
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приложение 5.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
КТО ГОВОРИТ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ МАШИНА) Уже более 40 лет прошло с тех пор, как английский математик Алан М. Тьюринг (Alan М. Turing) разработал простой тест для ответа на вопрос «Может ли машина думать?». Ученые и философы постоянно ведут о головоломке Тьюринга споры, порой весьма ожесточенные. К одному лагерю принадлежат те, кто считает, что мозг — это просто биологическая машина и, несмотря на его невероятную сложность, не существует принципиальных причин, по которым соответствующим образом запрограммированный компьютер не сможет имитировать его работу. Их оппоненты возражают, что человеческий мозг коренным образом отличается от машины и его работу невозможно свести к последовательности вычислительных операций. Специалисты по компьютерам недавно добились значительных успехов в создании так называемого «естественного языка». Уже в течение ряда лет работают программы, с помощью которых персональный компьютер может понимать простые предложения на английском языке. Но эти программы легко допускают ошибки, будучи иногда не в состоянии понять суждения, многие из которых ясны даже ребенку. Компьютерная программа может быть легко сбита с толку информацией, которую человек воспринимает как нечто само собой разумеющееся: например, что ребенок всегда младше своих родителей. Ученые пытаются разработать программу, обладающую «здравым смыслом», на основе базы данных, содержащей те сведения, которыми обычно владеет маленький ребенок. Эта программа, которая должна быть завершена в 1994 году, будет в дальнейшем содержать около миллиарда байт информации и около 100 миллионов суждений (байт — это ряд из единиц и нулей, с помощью которого кодируется основная информация, обрабатываемая цифровыми компьютерами). Источник: Markoff, J. (1991, November 5). So who's talking: Human or machine? The New York Times. 3. ____ Ствол мозга в. Верхняя часть мозга, которая занимает 85 % объема и отвечает за процесс мышления 4. ____ Мозолистое тело г. Отвечает за логическое мышление и речь 5. ____ Правое полушарие д. Отвечает за образное мышление и воображение 6. ____ Левое полушарие е. Регулирует сердцебиение и дыхание В столбце слева перечислены одиннадцать важных терминов. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 7. ____ Когнитивная а. Суждение деятельность 8. ____ Скрипты б. Неспособность находить для вещей новые применения 9. ____ Логическое в. Процесс мышления мышление 10. ____ Посылка г. Поиск ответа путем случайных догадок 11. ____ Предикативное д. Проверка связи субъектов и предикатов мышление 12. ____ Критическое е. Привычный ход мыслей мышление 13.___ Иррациональное ж. Компьютерные программы для решения проблем мышление 14. ____ Метод проб и ошибок з. Утверждение желаемого 15.____ Мыслительная и. Короткий сюжет, который необходимо дополнить установка 16. ____ Стереотип поведения к. Вынесение обоснованных суждений 17. ____ Искусственный л. Иррациональное мышление под влиянием эмоций интеллект ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. В Приложении 5.3 описывается творческий и не лишенный юмора подход к решению проблемы. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, поданным Бэррона и Хэррингтона (Barren and Harrington, 1981) она весьма слаба. Креативность (от англ. creativity — способность к творчеству): способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем. Упражнение 5.6 Мужчина, изображенный на рис. 5.5, очень доволен своим изобретением. Сочли бы психологи его изобретение творческим достижением или нет? Обоснуйте свой ответ. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Характерные черты творческих личностей Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan and Elwood, 1984) подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль (George de Mestral) придумал за-стежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась «липучка». Эврика! Я изобрел первое в мире осветительное устройство, работающее на солнечной энергии! Рис.5.5 Приложение 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ Во время Первой мировой войны, когда мистер Хэрриган был во Франции, жена прислала ему отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, — писала она, — и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, — написала миссис Хэрриган мужу, — пришли солдаты и перерыли весь наш сад». «Теперь посади картошку», — ответил Хэрриган. Источник: Baker, L. (1992, September). Simple plot. The Saturday Evening Post. У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|