Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52320

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Приведенные определения трудовых стрессов по типу "перечислений", взятые из трех весьма солидных источников, показывают, что какого-либо упорядочения в области исследований "стресса в труде11 пока не существует ни в смысле концептуальной ясности, ни с точки зрения четкой очерченности границ. Однако, как мы увидим из анализа работ, приведенных в следующем разделе, две основные линии интерпретации "стресса в труде" в скрытой или явной форме присутствуют в большинстве из них:
1) в более узкой трактовке стресс рассматривается как превышение требованиями среды тех наличных возможностей субъекта, которые необходимы для их удовлетворения (в другой терминологии - наличие перегрузок, сверх-стимуляции);
2) в более широкой трактовке стресс понимается как неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек-среда", которая включает не только приведенное узкое толкование, но и связи между потребностями человека и возможностями их удовлетворения в трудовой среде (в другой терминологии - недоисполь-
156
зование человеческих возможностей, сниженная нагрузка, низкая стимуляция).
Есть еще одна общая черта, присущая разным теоретическим формулировкам. Это касается подключения идеографического, или субъективизированпого, подхода к определению стресса. Образно говоря, такой подход позволяет придать более ясные очертания известной мудрости "пища для одного - яд для другого1'. В качестве характерной для такого подхода формулировки можно привести следующую: |Тстресс является индивидуализированным феноменом, субъективным по своей природе, и может возникнуть у любого, кто испытывает ощущение давления или напряжения" (Gardner & Teylor, 1975, рЛ40). Аналогичным образом в определении McGrauth (1970) представление о дисбалансе между требованиями среды и возможностями ответа получает субъективизированную трактовку. В нем подчеркивается наличие специфических требований к отдельному чеяо-веку и то, каким образом это связано с его конкретными возможно стями справиться с ними. И, что еще бояее важно, акцент ставится на рассмотрении воспринимаемых субъектом требований, субъек тивно оцениваемых им возможностей и прогнозируемых последствий в том случае, если эти требования не будут удовлетворены. Этот подход со всей очевидностью показывает всю важность процессов когнитивной оценки при стрессе, выдвигаемых на первый план в работах"таких известных авторов, как Lazarus (1971)- К сожалению, подобная конвергенция теоретических формулировок самопроизвольно подталкивает к возникновению некоторой методологической ловушки, которая ведет к явному упрощению многих исследований в области производственного или ролевого стресса* На операциональном уровне измерения "независимой переменной" (ролевая неопределенность, ролевой конфликт и др.) и "зависимой переменной11 (ролевая напряженность, дистресс, неудовлетворенность) иногда настолько близки, что выглядят просто как две идентичные оценки одного и того же свойства. Например, Lyons (1971) приводит данные о существовании значимой негативной корреляции (- 0,59) между степенью "определенности профессиональной роли" и индексом трудового напряжения, полученных в группе медицинских сестер, работающих в регистратуре. Но поскольку индекс напряжения включал много различных пунктов, относящихся к обеспокоенности в связи с неопределенной степенью ответственности, зависимостью от оценок со стороны начальства, ожиданиями от коллег и т. д,, то указанная корреляция между двумя шкалами становится чем-то тавтологичным, аналогично выявлению связи между вопросами "Как часто у Вас болит голова?" и "Как часто Вы обеспокоены головной болью?4.
Каким образом избежать ловушки явного упрощения? Безусловно, опора на "объективные" оценки независимых переменных могли
157
бы устранить двусмысленность большинства определений стресса в труде. ("Объективностьrt при этом понимается в том смысле, что данные о наличии стресса не сообщаются тем же самым респондентом, который описывает свои переживания даскомфорта, напряжения, неудовлетворенности. "Объективными" могут быть либо сообщения других лиц, либо фактический материал о структуре организации, техническом обеспечении работы, трудовых задачах и др.). Объективные и субъективные оценки^ как правило, плохо коррелируют друг с другом. Но поскольку почти всегда интересно знать, во-первых, как результаты труда (выходные переменные) коррелируют с факторами производственной среды и> во-вторых, до какой степени субъективные оценки привязаны к объективным характеристикам, то можно предложить включать в план эксперимента использование оценок обоего рода всегда, когда это только возможно.
Другая возможность состоит в более широком анализе влияния различных личностных характеристик на связи между независимой и зависимой переменными. Например, Kahn (I974) обнаружил, что умеренное проявление связи между "объективным" ролевым конфликтом и его субъективным переживанием в действительности оказалось результатом смешения в общегрупповых данных сильной зависимости у лиц с высоким уровнем тревожности и полного отсутствия таковой у низкотревожных респондентов. Аналогичным образом за слабой в целом зависимостью между ролевым конфликтом и переживанием напряжения в труде скрывалась наличие такой связи в выраженном ввде у респондентов с гибким поведением и ее отсутствие у ригидных субъектов- Проявления подобной нивелировки различий в усредненных данных в силу противоположного влияния разных личностных особенностей находится в полном соответствии с идеографическим (субъективизированным) пониманием стресса, хотя в данном случае использовалась объективная оценка трудовой среды*
Наконец, даже в исследованиям в которых метод самоотчета является единственным источником информации, можно предпринять определенные шаги для преодоления упрощенной репрезентации данных, если приложить энергичные усилия для четкого операционального представления двух принципиально различных переменных - объективных условий деятельности и ответных реакций профессионала. Например, Johnson & Stinson (1975) оценивали "личностно-ролевой конфликт" путем прямого вопроса о степени, до которой работа специалиста влечет за собой задачи, не входящие, по его мнению, в его обязанности. Эта оценка, как представлялось исследователям, вскрывала основной источник недовольства своей работой (выполнение непривлекательных или неприятных заданий) и, что не удивительно, значимо коррелировала (- 0.65) с общей удов-
158
летворенностью трудом у офицерского состава и штатского обслуживающего персонала.
Перед тем, как завершить данный раздел, мне хотелось бы кратко прокомментировать один из подходов к изучению стресса, который приобрел необыкновенную популярность в последние годы - социальные сдвиги и события в жизни. Многие исследователи, работающие в области "стресс и болезнь" (например, Cassel, 1974; Kagan, 1971) указывают на социальные и культурные изменения как базовые в своих попытках понять разнообразие соматических болезней. И почти каждый (как это может показаться), кто интересуется стрессом и имеет немного свободного места в опроснике или графике проведения интервью, использует какой-либо перечень жизненных событий в своем исследовании (Rabkin & Struenung, 1976),
Однако большая часть этой литературы не вписывается в наш обзор, так как; 1) в исследованиях стресса в труде чаще всего изучаются некоторые устойчивые аспекты производственной среды ДВД определения характера ее влияний, тогда как работы по социальным сдвигам редко содержат указания на труд и его организацию; 2) результаты исследований, использующих методологию "перечня жизненных событии", редко позволяют отделить их от событий, включавших только работу. Вследствие этого нечеткой становится каузальная интерпретация данных.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь