|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42440
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке По словам матери, Олег ничего не скрывал от нее: рассказывал о школе, отметках, учительнице, товарищах, своих занятиях, прочитанном. Утром и вечером он одолевал ее рассказами и был, с ее точки зрения, даже слишком болтлив. Настроение Олега дома она назвала «оптимистическим, жизнеутверждающим».
Олег был в общем послушен, но не всегда. Он мог вдруг нагрубить или сделать гримасу при выполнении какого-нибудь требования. Мелкие столкновения матери с Олегом из-за его небрежности в уроках и неряшливости — явление частое. Серьезных проступков у Олега не было, за исключением двух следующих (в IV классе). Однажды мать заметила» что у нее в сумке не хватает денег, а у Олега появились батарейки — он их купил. На вопрос, откуда деньги, Олег сказал, что накопил* Мать этому не поверила. Олег признался, что взял деньги. Тогда она взяла батарейки и стала на кухне разбивать их молотком. Когда осталась одна, Олег положил на нее руку и сказал: «Бей по руке!*. Мать замахнулась молотком; он отдернул руку и подбежал к окну: «Если разобьешь последнюю, я выброшусь в окно!..». Она сказала: «Бросайся!», разбила последнюю батарейку и ушла из кухни. Весной произошел еще один случай. Когда мать была в больнице, Олег без разрешения взял деньги и купил голубей, которые тут же улетели. В своем поступке Олег призналсяа но все равно был наказан. По словам тети Саши, мать нередко применяла физические наказания (из-за «двоек*, лжи, излишней доброты). Тетя 161 Саша упрекала мать Олега в излишней строгости, но та не соглашалась с ней. С тетей Сашей Олег был послушнее, чем с матерью. Особо подчеркивала мать, что у Олега обострено чувство собственного достоинства. Он болезненно восприимчив к вопросам справедливости, доверия, честности. Непослушание и резкость Олега нередко были реакцией на казавшееся ему неправильным отношение матери или других людей. В пионерлагере был случай, когда у Олега из тумбочки один мальчик взял сладости. Вожатый сказал; «Надо было сразу съесть!^. Этот случай вызвал у Олега тяжелое недоумение — как же так? В том же лагере из столовой пропадали какие-то веши и кто-то додумался обыскивать ребят. «Что же мы, жулики, что ли?!» — возму-шался Олег Он был оскорблен, не захотел ехать в лагерь во вторую смену. Олег всегда очень чутко относился к людям, с которыми случались какие-нибудь неприятности, беда, когда человек заболевал. Однако в выражении своего отношения Олег был очень сдержан. Например, учительница Олега даже не подозревала, как хорошо он к ней относится. Об этом она совершенно случайно узнала от меня, когда Олег учился уже в V классе. Мать рассказывала следующее* В день, когда в классе стало известно, что у учительницы умер муж, мать Олега, вечером рассказывая о чем-то, засмеялась. У Олега сейчас же на глаза навернулись слезы, и он остановил ее словами; «Как ты можешь смеяться, когда у Г,Ф. такое горе?!». Именно он подал Любе мысль поговорить с ребятами в классе, чтобы в этот тяжелый для учительницы период ребята учились и вели себя как можно лучше. Люба так и сделала. В V классе Олег был единственным из всего класса , кто послал учительнице телеграмму на Новый год. Олег был трогательно заботлив, когда заболевала мама: он не отходил от нее, все по хозяйству делал быстро, охотно, без напоминаний. Когда болела Люба, он после школы шел к ней и оставался до вечера. Ему не раз попадало во дворе, когда он защищал маленьких от нападок более взрослых ребят. Он приходил с синяками, исцарапанный, но никогда не жаловался, а всегда говорил, что упал. О таких поступках Олега мать узнавала от соседей или товарищей сына. Таким образом, в младшем школьном возрасте из-за семейных обстоятельств Олегу предоставлялась большая самостоятельность (в подготовке уроков, внеучебных занятиях, проведении свободного времени, общении с товарищами). 162 Мать относилась к нему как к взрослому, но при этом применяла физические наказания. Учение интересовало Олега, но привычки и умения систематически и аккуратно работать у него не было- Общение с близкими товарищами и любимые занятия (чтение, моделирование) занимали существенное место в жизни Олега. Этому отдавалось предпочтение по сравнению с уроками. Наиболее яркие особенности Олега — доброта, чуткость, обостренное чувство справедливости и собственного достоинства. Никаких особых или серьезных трудностей в воспитании Олега не было. Начало V класса для всех ребят было очень трудным. Причин этого несколько. Класс был сформирован из двух четвертых классов (приблизительно две трети ребят были из одного класса и одна треть из другого). В классе появились два второгодника-переростка, мальчики старше большинства ребят на два-три года. Оба были совсем взрослые ребята, уже приобщившиеся ко многим сторонам жизни взрослых, чрезвычайно самостоятельные, заметно вьщелявшиеся среди других ребят. Особенно выделялся Толя Петухов, Это был сильный и смелый, живой, веселый и энергичный парень, безусловно, способный и умный. Он многое умел: лучше всех играл в шашки и шахматы, был незаменимый игрок в футбол, баскетбол, волейбол и настольный теннис, хорошо катался на коньках, лыжах и здорово дрался, Толя был верным и надежным товарищем. Однако этого мальчика воспитывала улица. Душой и помыслами он был вне школы. Толя остался на второй год в основном из-за русского языка. По другим предметам он тоже учился плохо. Он ничего не знал, не хотел знать, не учил уроки и получал много заслуженных «двоек». Учение было для него тяжкой и скучной обязанностью, и он компенсировал необходимость сидеть на уроках тем, что развлекался сам и развлекал ребят, как только мог Он не признавал никаких норм и требований, ничего и никого не боялся — ни наказаний, ни учителей, ни даже директора школы. На всех уроках Толя вел себя одинаково плохо* Изобретательный, хулиганистый и дерзкий, он изводил учителей всевозможными выходками и мешал работать всему классу. Толя безобразничал в школе от скуки, от избытка энергии, из желания продемонстрировать ребятам свои достоинства и взрослость — смелость со взрослыми, независимость, неуважительное к ним отношение. Сначала ребята, разинув рты, смотрели на подвиги и дерзкие поступки Толи, Мно- 163 г их, особенно мальчиков, он покорял своей смелостью со взрослыми, силой, веселостью, умелостью- Ему стали подражать. Пребывание Толи в классе было настоящей бедой. Его влияние на ребят было и сильным и пагубным. Это происходило еще и потому, что Толя очень активно устанавливал отношения с новыми товарищами. Он «прощупывал» ребят, пробовал на них силу и сортировал всех с точки зрения физической силы, отпора ему и наличия некоторых качеств. С его помощью прежние авторитеты класса слетали со своих пьедесталов и на их место становились другие. Появление в классе Толи и еще одного второгодника явилось своеобразным катализатором для изменения у ребят (особенно у мальчиков) критериев в оценке товарища. Такие основания оценки, как «хорошо учится», «хорошо себя ведет», «хороший мальчик», в быстром темпе уступали место другим: сильный, смелый, умелый, знающий (в любой области), хороший и верный товарищ- Это во-первых; а во-вторых, у подавляющего большинства ребят класса, помимо учения, интенсивно развивалась сфера жизни, связанная с общением и интересами, лежащими вне учения. Ускорению и выявлению этого процесса, видимо, способствовала организация в классе группы продленного дня. Ребята вместе готовили уроки, а потом занимались пионерской работой и в разных кружках, играли, развлекались, отдыхали. Подавляющее большинство ребят очень тянулись к общению с товарищами. Основа для общения была самой разнообразной, В процессе общения ребята раскрывались и узнавали друг друга все с новых и новых сторон. В процессе общения рушились старые и устанавливались новые отношения, причем на разной и порой самой неожиданной основе. Общение друг с другом само по себе и особенно на основе общих интересов составляло особую сферу жизни, которая захватывала ребят все больше и больше, во многих случаях даже отодвигала учение на второй план* Все это привело к странному на первый взгляд явлению: многие ребята стеснялись показывать, что они хотят хорошо учиться и добросовестно готовят уроки; некоторые даже старались скрыть это. Это было побочным отрицательным результатом, сопровождавшим смену в критериях оценки товарища и интенсивное развитие новой сферы жизни детей. Борьба с этим, т.е* с изменением отношения к учению, была особой и далеко не легкой задачей. В V классе все учителя были новыми. Учитель русского языка и литературы предъявлял ребятам массу требований, которые 164 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|