|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39151
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) описывают признаки упомянутых типов сопротивления, проявляющиеся в группе. Участники, использующие конфлуэнцию: используют местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
o пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные признаки («вы как женщина, вы как мать, вы как разумный человек должны меня понять»); o часто упоминают об интересах групп, в которые они входят; o пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей; o плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях; o с трудом расстаются. Интроекцию члены группы проявляют следующим образом: o просят или ожидают совета и охотно дают советы другим; o не сознают собственных потребностей и желаний; o не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта; o так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение. Участники, использующие проекцию: o употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»; o говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет собой); o общаются с другими, исходя из своих предубеждений и опасений; o объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями); o предсказывают события или чье-то поведение; o вызывают у остальных чувство, что их «видят насквозь». Участники с ретрофлексией: o описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут; o при волнении жалуются на соматические симптомы; o сидят в неловких, неудобных, напряженных позах; o при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным; o стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются); o сжимают челюсти, «играют желваками»; o проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорит о хорошем отношении к кому-то и сжимает кулаки); o совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту; o обрывают начатые движения; o говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении; o предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь); o холодно и отстранено рассказывают о психотравмирующих событиях; o подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания; o озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»). Дефлексия проявляется, когда участник: o стремится производить приятное впечатление; o прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям; o употребляет дефокусирующие слова («как бы», «вроде того», «типа» и т.п.); o избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией; o в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость; o доказывает, что жизнь – «пустая и глупая штука»; o жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни; o использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни. Об эготизме свидетельствуют: o страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного; o боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений; o заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации; o длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение; o склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей; o преувеличения независимость от других, с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой. Основные признаки обесценивания: o обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т.п.); o игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат; o забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы; o вышучивание других и подшучивание над собой. В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское – женское, активное – пассивное, зависимость –отчужденность, рациональность – эмоциональность, эгоизм – бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало (ср. Суперэго и Ид Фрейда, Родитель и Ребенок Берна). Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями. Цель гештальт-группы – научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими. Выделяют пять основных функций гештальт-группы: 1) средство психологической поддержки участников; 2) основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»; 3) условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта; 4) группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы; 5) группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений. В классическом варианте гештальттерапевт работает одномоментно с одним, реже – двумя участниками. Взявший на себя роль пациента усаживается на «горячий стул» рядом с терапевтом. Остальные члены группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен соблюдать принцип «здесь и теперь и рассказывать о содержании своего сознания. Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за пациентом, всячески поддерживая его в попытках осознать, «что значит сейчас быть им». Используется также прием «блуждающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|