Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38826

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова (2004) описывают признаки упомянутых типов сопротивления, проявляющиеся в группе. Участники, использующие конфлуэнцию: используют местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
o пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные признаки («вы как женщина, вы как мать, вы как разумный человек должны меня понять»);
o часто упоминают об интересах групп, в которые они входят;
o пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей;
o плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях;
o с трудом расстаются.

Интроекцию члены группы проявляют следующим образом:
o просят или ожидают совета и охотно дают советы другим;
o не сознают собственных потребностей и желаний;
o не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта;
o так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение.

Участники, использующие проекцию:
o употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»;
o говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет собой);
o общаются с другими, исходя из своих предубеждений и опасений;
o объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями);
o предсказывают события или чье-то поведение;
o вызывают у остальных чувство, что их «видят насквозь».

Участники с ретрофлексией:
o описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут;
o при волнении жалуются на соматические симптомы;
o сидят в неловких, неудобных, напряженных позах;
o при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным;
o стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются);
o сжимают челюсти, «играют желваками»;
o проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорит о хорошем отношении к кому-то и сжимает кулаки);
o совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту;
o обрывают начатые движения;
o говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении;
o предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь);
o холодно и отстранено рассказывают о психотравмирующих событиях;
o подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания;
o озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»).

Дефлексия проявляется, когда участник:
o стремится производить приятное впечатление;
o прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям;
o употребляет дефокусирующие слова («как бы», «вроде того», «типа» и т.п.);
o избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией;
o в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость;
o доказывает, что жизнь – «пустая и глупая штука»;
o жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни;
o использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни.

Об эготизме свидетельствуют:
o страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного;
o боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений;
o заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации;
o длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
o склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей;
o преувеличения независимость от других, с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой.

Основные признаки обесценивания:
o обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т.п.);
o игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
o забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы;
o вышучивание других и подшучивание над собой.

В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское – женское, активное – пассивное, зависимость –отчужденность, рациональность – эмоциональность, эгоизм – бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало (ср. Суперэго и Ид Фрейда, Родитель и Ребенок Берна). Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями.
Цель гештальт-группы – научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими.
Выделяют пять основных функций гештальт-группы:
1) средство психологической поддержки участников;
2) основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»;
3) условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта;
4) группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы;
5) группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений.

В классическом варианте гештальттерапевт работает одномоментно с одним, реже – двумя участниками. Взявший на себя роль пациента усаживается на «горячий стул» рядом с терапевтом. Остальные члены группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен соблюдать принцип «здесь и теперь и рассказывать о содержании своего сознания. Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за пациентом, всячески поддерживая его в попытках осознать, «что значит сейчас быть им». Используется также прием «блуждающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Морено Дж. Техники музыкальной психодрамы
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведения
  • Из чего складываются каналы общения с собственным подсознательным «Я»?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Переживание контакта с аналитиком как угрозы и уход в область относительного покоя и защиты от напряжения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь