Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164648

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2.2.3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма

В разделе, посвященном теоретико-методологическим основаниям акмеологии, было показано, насколько сложными и многогранными с научной точки зрения являются базовые акмеологические категории, такие как «личностно-профессиональное развитие», «профессионализм личности и деятельности», «профессионал», «профессиональная компетентность». Эта сложность затрудняет их аналитические описания, адекватные содержанию. В то же время, как ни парадоксально это звучит, такая сложность открывает огромные исследовательские возможности, потому что факторов детерминации данных свойств личности и ее развития очень и очень много. Действительно, сколь многогранна и сложна сама личность, столь же велико количество факторов, влияющих на ее прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности. Поэтому в акмеологии широкое распространение получили исследования психологических, акмеологических и иных условий и факторов, способствующих (или препятствующих) прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Эти исследования, как правило, ориентированы на концептуальные теоретические схемы или модели, но среди них немало носящих самостоятельный характер, что не снижает их научную ценность. Накопление и обобщение эмпирического материала таких исследований является важной задачей. В то же время значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач. Остановимся на некоторых результатах таких исследований, иллюстрирующих их практическую значимость.
В прикладной акмеологии видное место занимают исследования, направленные на поиск возможностей повышения уровня рефлексивной организации и рефлексивной культуры как факторов развития профессионализма личности*.
* Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. — М: 2002; Пинегина И. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. — Калуга: КГПУ, 1999; Байер И. В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис. — М.: РАГС, 1997; Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. — М.: МААН, 1997 и др.

Важная роль рефлексивных процессов в личностно-профессиональном развитии нами подчеркивалась при обсуждении проблемы становления профессионала и рефлексивной компетентности. Было показано, что уровень развития рефлексивной культуры непосредственно характеризует уровень профессионализма, потому что между ними существуют тесные функциональные связи. Это стало основанием для выявления акмеологических детерминант профессионализма рефлексивного содержания, каковыми являются:
• понимание объективного содержания системы требований к профессионализму личности и деятельности;
• переход от индивидного к субъектному характеру саморазвития;
• трансформация индивидуально-смыслового понимания деятельности и отношений к общественно-культурному;
• раскрытие содержания рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития. Развитие рефлексивной культуры приводит к следующему:
• к активизации рефлексивно-инновационного потенциала развивающейся личности;
• к переосмыслению ее профессионального опыта; » к повышению готовности к профессиональному творчеству; » к расширению актуального и потенциального полей рефлексии в профессиональной деятельности.
Все это позитивно влияет на креативность личности, количество и качество творческих решений и как результат — повышает продуктивность деятельности. Инновационная деятельность рассматривается как необходимое условие профессионализма, потому что прогресс развития невозможен без новаторского поиска, созидания нового, более эффективного. В акмеологических исследованиях выявлены личностные корреляты новаторства, систематизированы и описаны акмеологические методы и технологии инновационной деятельности.
Основными методами развития рефлексивной культуры, как и многих других акмеологических свойств, являются:
• рефлексивные групповые практикумы;
• игромоделирование;
• акмеологические тренинги профессионального роста.
Весьма конструктивными и практически важными являются акмеологические исследования, направленные на выявление условий и факторов раскрытия и реализации творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития. У данных исследований широкое предметное и объектное поле, ведь творчество возможно и необходимо практически в любом виде профессиональной деятельности. Данные исследования базируются на акмеологическом понимании сущностных характеристик потенциала личности как системы возобновляемых ресурсов, которые способствуют не только повышению эффективности деятельности, направленной на получение положительных социально значимых результатов, но и прогрессивному развитию самой личности*.
* Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. - М.: 2001.

В данном понимании потенциал рассматривается не только как природно-обусловленные, а прежде всего как восполняемые ресурсы, но восполняемые или возобновляемые не «автоматически», а произвольно, то есть направляемые самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на прогрессивное личностное развитие. Иными словами, такое понимание соответствует реализации принципов субъекта, актуального и потенциального развития в акмеологии*.
* Ходаева Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского потенциала политика. - М.: Альба-ТП, 2002.

В психолого-акмеологических исследованиях выявлены главные детерминанты раскрытия потенциала личности. Следует отметить, что понятие «раскрытие» соответствует другим родственным понятиям — «высвобождение», «активное включение» и в соответствии с имеющимся смысловым содержанием может с полным правом рассматриваться как непременное условие и начальный этап развития. Таким образом, «раскрытие потенциала личности» есть не что иное, как важное условие или начальный этап процесса развития личности. Такая психолого-акмеологическая трактовка сущности данного понятия определяет направления его реализации, то есть выявление путей, методов, условий и технологий раскрытия потенциала личности.
По нашему мнению, раскрытие потенциала личности в первую очередь связано с развитием способностей личности, особенно тех, которые имеют отношение к деятельности или соответствуют направленности личности. Развитие сложных частных способностей у зрелой личности обычно осуществляется в процессе самообучения и профессиональной деятельности, когда субъектом ставятся задачи личностно-профессионального роста и достижений. Приоритет в развитии следует отдавать развитию интеллектуальных способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, то есть процесс развития интенсифицируется. Субъект приобретает качества, которые становятся значимыми личностными преимуществами, что очень важно в свете обсуждения проблемы реализации лидерского потенциала политика. Развитие способностей должно сопровождаться также становлением личностно-профессиональных или профессионально важных качеств, которые способствуют повышению эффективности деятельности и профессиональным достижениям. Наконец, регуляторный аспект проблемы — формирование и развитие соответствующих умений и навыков. Именно в развитии данной системы «способности — качества — умения — мотивы — смысло-образования» и заложены основные механизмы раскрытия потенциала личности. Естественно, этот процесс должен осуществляться на фоне продуктивной рефлексии и «Я-концепции», адекватной мотивации достижений.
Потенциал личности обладает свойствами системного качества, что позволяет осуществлять его описание с опорой на системный подход. Это дало основание гипотетически утверждать о наличии иерархии системы потенциалов человека. Идея иерархии потенциалов человека базируется на системном рассмотрении структур личности как включающей различные уровни структурной организации или подструктуры*.
* Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь