|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218133
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке a) Целостное влечение пароксизмального вектора.
b) Интеграция наплыва аффектов (Р + +) с иммобилизацией аффективных проявлений (Р- -) в одно целостное влечение. c) Интеграция этических (± е) и моральных (± hy) амбитенденций и амбивалентностей. d) Интеграция притязаний 'Каина» (Р-+) и «Авеля» (Р+ -). e) Психодиагностический признак гуманизации аффективных движений, но только при одновременном присутствии в S реакции - - или - 0, а в Sch: ± ±, ± +. 5. Ни одного стремления: Нулевая тенденция С 16 0 0 a) Полная одновре менная разрядка грубых (е) и тонких (hy) аффектов. b) Эмоциональная опустошенность после разрядки накопившихся аффектов (Р + +) или после пережитых невыносимых морально-этических дилемм (Р± ±). c) Патологически повышенная эмоциональная лабильность, например, при истерии, депрессии, мании и т. д. РАЗДЕЛ V ИМЕТЬ И БЫТЬ Влечение сферы Я. Вектор Sch. Инстинктивный фундамент жизни Я икакого сомнения не вызывает то, что лексикон психоаналитического учения о влечениях больше всего обременен парадоксами термина «влечение Я». Самое особенное, и даже бессмысленное, нелепое в этой паре слов сразу бросается в глаза уже по одному тому, что 3. Фрейд объяснял конфликты, приводящие к неврозам, в первую очередь борьбой между сферой Я и влечениями. С самого начала создания психоаналитического учения о неврозах сфера Я и влечения были «официальными» игроками враждующих команд и антагонистами в любом неврозе. И, тем не менее, складывается впечатление, что в лексиконе Фрейда этот термин, принятие которого изначально подразумевает существование враждующих сторон, отнюдь не противопоставляется другим инстинктивным влечениям, а все они уютненько располагаются рядом друг с другом, словно бы между сферой Я и остальными влечениями не было никакого противоречия. Этот особый парадокс можно понять и логически разрешить только учитывая историческое развитие учения о влечениях Фрейда. Как хорошо известно, учение Фрейда о влечениях существует в двух версиях. О второй версии, в которой говорится о влечении к жизни и о влечении к смерти, речь уже была; она постольку имеет отношение к влечениям Я, поскольку — как мы уже объясняли — Фрейд отождествлял влечения к смерти с влечениями Я*. А первая версия фрейдовского учения о влечениях, как известно, основывалась на двух фундаментальных влечениях: на «сексуальном влечении и влечении Я», причем каждое из этих влечений наделено специфической энергией. Сексуальное влечение питается энергией либидо; а Я-влечение — энергией другого рода, происходящей из не-либидозных источников. К «влечениям Я» Фрейд относил, во-первых, *Freud S.Jenseits des Lustprinzips (По ту сторону принципа наслаждения). Ges. Sehr., том VI, стр. 245. влечение к самосохранению, и, во-вторых, побуждение к расширению персоны, то есть, стремление к власти. С введением Фрейдом в 1914 году понятия «нарциссизм», которое привело к разложению сексуального влечения на «Я-либидо» = нарциссизм и на «объект-либидо», «Я-влечение» (фигурировавшее в качестве второго фундаментального влечения) и дальше противопоставлялось Фрейдом сексуальному влечению, а под самим Я-вле-чением Фрейд понимал влечение к самосохранению и стремление к власти. Этой основной идее — что сфера Я тоже имеет инстинктивное происхождение — Фрейд оставался верен вплоть до своей смерти. И даже больше: в своих последних трудах он становится глашатаем наследственного происхождения как общих закономерностей в развитии Я, так и своеобразия форм существования Я, обнаруживаемых у конкретного индивида. Здесь мы можем показать путь Фрейда к созданию учения Я только в общих чертах, ориентируясь на его труды. 1. В работах «Психоанализ» и «Теория либидо» Фрейд пишет в 1923 году, что применение теории либидо к вытесняющей сфере Я является наиболее важным прогрессивным шагом в развитии психоанализа. «Мы пришли к тому, что представляем саму сферу Я в качестве резервуара либидо — называемого нарцисстическим; из этого резервуара черпается энергия для либидозной оккупации объектов, и сюда же она может возвращаться. С помощью такого представления стало возможным приступить к анализу сферы Я, а также предпринять клиническое разделение психоневрозов на две группы: неврозы переноса и нарцисстические заболевания*». О подлинной активности деструктивного влечения, согласно взглядам Фрейда, мы можем говорить только после прочного вхождения сферы «Сверх-Я» во внутреннюю структуру Я, где отныне Сверх-Я может действовать саморазрушительно. «Это одна из опасностей для здоровья человека, которой он вынужден подвергнуться на пути культурного развития**». Таким образом, анализ сферы Я начинается в психоанализе с наделения Я особой либидозной энергией, то есть включением сферы Я в область влечений, и завершается включением в Сверх-Я деструктивного влечения 2. В труде «Я и Оно» Фрейд представляет сферу Я в качестве одной из частей Оно (сферы бессознательного), той его части, которой удалось измениться под прямым влиянием внешнего мира, опираясь на посредничество целенаправленного восприятия. В связи с этим определением сферу Я можно рассматривать в качестве продолжения дифференциации поверхности Оно, то есть сферы влечений. Конечно, не следует считать, что вся сфера Я инстинктивно-бессознательна. «Кроме всего прочего, сфера Я пытается с пользой для себя учитывать влияние внешнего мира на сферу Оно и на свои собственные намерения, стремясь на место принципа наслаждения, неограниченно царящего в Оно, поставить принцип реальности. На до- лю восприятия в сфере Я выпадает та же роль, которой в сфере Оно наделяется влечение... Сфера Я является не только чем-то поверхностным на кромке Оно, но пре- жде всего соматическим феноменом, и даже самой проекцией поверхности Оно»***. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|