Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106621

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Нуждается При целена-
в постоянной правленной
- опеке. Воз- коррекции
можно овла- возможно са-
дение элемен- мостоятель-
тарными ное прожива-
трудовыми ние под
навыками. присмотром
родственни-
ков или опеку-
на и овладение
трудовыми на-
выками.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
При составлении психокоррекционных программ необходимо j ориентироваться на специфику аффективной патологии. Традиционно выделяются две основные группы:
— дети с выраженным искажением эмоционально-волевого] развития;
— дети с выраженным искажением когнитивного развития. Некоторые авторы предлагают выделить третью группу — моза- ]
ичные формы искаженного развития, при котором наблюдаются как искажения эмоционально-волевой сферы, так и когнитивных про* цессов (Семаго Н., Семаго М., 2000). Однако следует подчеркнуть, что определяющим симптомокомплексом у детей с искаженным развитием является аффективная патология, а нарушения речи, моторики, когнитивных процессов являются вторичными и могут способствовать углублению психического дефекта.
Учитывая специфику искаженного развития, необходим комплексный подход к психологической коррекции. Необходимо привлечение к психокоррекции специалистов различного профи-
174
ля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.
Вторым важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
Третий принцип — принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка, предложенный Лебединским В. В. с соавторами.
Базовая аффективная регуляция человека представлена авторами в виде структуры, состоящей из четырех основных уровней.
1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).
2. Уровень аффективных стереотипов.
3. Уровень аффективной экспансии.
4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Каждый уровень, по мнению авторов, вносит свой вклад в организацию всей психической деятельности. На каждом из уровней решаются качественно различные задачи адаптации ребенка, и ослабление или усиление функционирования какого-либо уровня может привести к общей дезадаптации. В процессе психического развития ребенка механизмы аффективной регуляции качественно преобразуются и совершенствуются.
Рассмотрим каждый из этих уровней:
Первый — уровень полевой реактивности исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации ребенка. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Этот уровень является базальным в адаптации ребенка к миру. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром. Этот уровень является наиболее «примитивным» механизмом регуляции, но во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. Именно на этом уровне у ребенка начинают формироваться собственные приемы стабилизации аффективной жизни (душевного равновесия).
175
В более старшем возрасте у ребенка и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов.
Для оценки сформированное™ уровней аффективной регуля-ции К. С. Лебединской и О. С. Никольской (1991) была предложена диагностическая «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие», модифицированная Н. Я. Семаго, М. М. Семаго (2000).
Данная схема ориентирована на анализ поведения и эмоцио-налышх реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется авторами с точки зрения гипо- или гиперфункционирования того или иного уровня. Это дает возможность представить соответствующий «профиль» структуры аффективной регуляции у ребенка. Гипер- или гипофункцию авторы рассматривают как дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции.
При анализе функционирования отдельных уровней аффективной регуляции в первую очередь ими выделяется и анализируется характер нарушения взаимодействия существующих уровней, особенности гиперкомпенсаторных механизмов, определяется синдром аффективной дезадаптации в целом.
Рассмотрим основные ориентиры наблюдений за ребенком первого уровня аффективной регуляции.
При гипофункции первого уровня выделяются следующие психологические радикалы:
1. Чувствительность ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми:
— чувствителен к резкой перемене голоса;
— не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, также для него труден длительный зрительный контакт;
— чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, от-клоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;
— испытывает беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями);
176
— замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности.
2. Чувствительность ребенка к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения им жизненного пространства:
— не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях;
— боится маленьких, закрытых помещений;
— любит порядок, долго раскладывает вещи на столе, пытается как бы все классифицировать, разложить по группам.
3. Чрезмерная чувствительность к интенсивности сенсорных впечатлений проявляется в следующем:
— не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже незначительных перепадов температуры.
4. Особенности поведения проявляются в следующем:
— боится новых впечатлений;
— боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах, часто перестраховывается;
— часто наблюдается пониженное настроение, бывают резкие перепады в настроении;
— любит играть один.
При гиперфункции первого уровня наблюдается следующее: 1. Ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими, что проявляется в следующих особенностях:
— не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе;
— не боится прикосновений чужих людей;
— нечувствителен к изменению дистанции во время общения;
— нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке;
— нечувствителен к качеству сенсорных впечатлений;
— устойчив к холоду, голоду, боли;
— неразборчив в еде;
— не имеет выраженных сенсорных привычек;
— стремится к частой смене впечатлений.
177



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Сусенкова Наталья Сергеевна. Методика работы по мнемотаблицам на занятиях по развитию связной речи
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
  • Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей
  • Бортникова Е. Учимся писать цифры. Рабочая тетрадь. 5-6 лет
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Развитие логического мышления, зрительной памяти
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Знакомство детей в микро-группе. Развивающее занятие для первоклассников
  • Щукина Елена Радионовна. Картотека по развитию фонематического слуха в подготовительной группе «Волшебные кубики»
  • Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 14
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. История. 2018 г.
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Диагностика мышления детей дошкольного возраста (стимульный материал)
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Практические занятия программы психокоррекционной помощи подросткам
  • «Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования
  • Развитие объёма внимания, пространственной ориентации. ЗАНЯТИЕ 6
  • Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь