|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57056
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Исследователи отмечают, что матери, испытывающие постна-тальную депрессию, имеют затруднения в общении с детьми, оказываются неспособны к невербальному общению с новорожденным. Депрессивное состояние женщины мешает заботе о ребенке и пониманию его потребностей. Они реже берут младенцев на руки, не подходят к ним во время плача и даже отказываются кормить грудью. Многие авторы указывают на наличие более значимых трудностей в детско-родительских отношениях у матерей с постнаталь-ной депрессией, чем у матерей с нормальным эмоциональным состоянием (P. Meredith, P. Noller, 2003).
Мы не можем обойти вниманием и аспекты, связанные с кормлением грудью младенцев. По мнению М. Кляйн, прикладывание к груди и взаимоотношения ребенка с материнской грудью — одна из наиболее существенных составляющих эмоциональной жизни младенца. Грудь, дающая ощущение удовлетворения от принятия пищи, оказывается любимой и ощущается как «хорошая», что становится позитивной «основой отношения к «хорошей» матери» (М. Кляйн, 2001). Если же грудь является источником фрустрации, она «вызывает ненависть и ощущается как «плохая»». Таким образом, первые переживания ребенка, связанные с кор -млением («хорошая / плохая» грудь) и присутствием его матери, 150 влияют на способность младенца любить и доверять хорошим объектам, инициируют объектное отношение к матери. Следовательно, любое сильное эмоциональное переживание и негативное состояние женщины способны нарушить (а порой и разрушить) отношения с младенцем, послужить источником развития у ребенка базальной тревоги. Существуют данные, свидетельствующие о глубоком влиянии материнской депрессии на поведение младенца. Так, в одном из исследований обнаружено, что младенцы отражают поведение и состояние своих депрессивный матерей (P. Meredith, P. Noller, 2003). Дети депрессивных матерей в процессе спонтанного взаимодействия оказываются менее активными, реже выражают удовлетворение, чаще протестуют и отводят взгляд по сравнению с младенцами недепрессивных матерей. Женщины, страдающие от депрессии и испытывающие сильный стресс, разговаривают со своими детьми в более грубой форме, они больше ругают своих детей и меньше хвалят их (в сравнении с женщинами, избежавшими депрессии). Таким образом, психическое здоровье матери после родов (и во время беременности) может оказать влияние на ее способность соответствующе заботиться о новорожденном и о себе. Преждевременные роды и женщина: социально-психологическое исследование Исследование переживаемых психологических трудностей и эмоционального состояния женщины, связанных с рождением недоношенного ребенка, проводилось на базе отделения выхаживания недоношенных новорожденных детской городской больницы г. Костромы. Известно, что матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств. Методическая схема проведенного исследования включала 4 методики: опросник депрессивности А. Бека (BDI), рисуночный 151 тест «Я и мой ребенок», опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS), «Опросник о способах копинга» (WCQ). Большинство детей поступает в больницу в возрасте от четырех до семи дней с разной степенью недоношенности (1 степень — 35—36 недель; 2 степень — 32—34 недели; 3 степень — 29—31 неделя; 4 степень — меньше 29 недель), а следовательно, и разной массой тела (от 850 г до 2200 г). Дети, поступающие в отделение, имеют различную перинатальную патологию (пневмопатии, гемолитическая болезнь, перинатальные энцефалопатии и т. п.). Наряду с перинатальной патологией у малышей встречаются различные пороки развития: порок сердца, врожденный дакриоцистит, органические поражения центральной нервной системы, пороки развития почек, а также множественные пороки развития. Следует рассмотреть контингент матерей, участвовавших в исследовании, которым оказывалась психолого-педагогическая помощь. Всех женщин можно условно разделить с учетом возраста на две группы: молодые матери (средний возраст 21 год) и матери старше 32 лет. Если для молодых матерей материнство еще не стало ценностью жизни, так как социальная роль матери ими не освоена и находится только в стадии принятия, да и карьера не стала важной частью жизни, то для матерей старшего возраста, как показал анализ интервью, ребенок представляет самостоятельную ценность. Они реже говорят о случайности появления ребенка, чаще он является долгожданным и «последней надеждой иметь детей». В ходе интервью они отмечали, что ребенок в их семье желанен, любим, появление его на свет радует всех, включая сестер и братьев. С помощью опросника депрессивности Бека (BDI) было установлено, что в группе женщин старше 32 лет чаще, чем в группе молодых матерей, отмечается более высокий уровень депрессии, так называемый «критический уровень». Среди психопатологической симптоматики на когнитивно-аффективном уровне отмечаются печаль, неудовлетворенность собой, ощущение наказания, плаксивость, нерешительность. На соматическом уровне проявления депрессии выражены бессонница, потеря аппетита, потеря в весе, потеря сексуального влечения. В ходе интервью женщины описывали сильные эмоции и негативные переживания, связанные с рождением недоношенного ребенка. Для некоторых матерей беседа, состоявшаяся в рамках исследования, была единственной возможностью погоревать 152, («проделать работу» горя) по поводу травматичного рождения «не такого, как у всех» ребенка. Психика любой матери, к тому же ожидающей первенца, обыч -но не готова к травме. Кроме того, женщина в послеродовом периоде оказывается достаточно ранимой, находится в состоянии повышенной чувствительности и хрупкости. Мать, как и отец, никогда не думают, что их ребенок может быть инвалидом. Поэтому первое негативное сообщение о рождении младенца вызывает у матерей шок. И результатом этого шока бывает боль. Боль такой интенсивности, что может парализовать либо «свести с ума» женщину. Это нарушает защитные механизмы психики, лишая человека возможности прибегнуть к адаптивным реакциям и стратегиям совлада-ния с кризисной ситуацией. Вслед за шоком и болью появляются вина («что я сделала..?»), гнев («моя доля несправедлива»), отрицание происходящего ( «... это происходит не со мной » ), депрес -сия («мне все равно...»). Шок и эмоции дезорганизуют психику, как будто образуют в ней «разрывы», и полностью блокируют ее нормальное функционирование. С психоаналитической точки зрения, подобные неполноценные эмоциональные переживания негативно сказываются на представлениях женщины о самой себе. Так, у женщин с самопроизвольным выкидышем и склонных к недонашиванию отмечаются потеря самоуважения и ненависть к собственному женскому телу, которое не смогло родить полноценного / живого ребенка (Д. Пайнз, 1997). Ощущая чувство собственной неполноценности, матери испытывают страх перед будущим: «о будущем думать страшно», «окружающие не должны знать о том, что случилось», «не могу говорить... даже думать... что дальше...». По яркому выражению Д. Пайнз, «материнство — опыт трех поколений»: беременная играет роль матери для своего ребенка, одновременно оставаясь ребенком для своей матери. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|