Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57339

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исследователи отмечают, что матери, испытывающие постна-тальную депрессию, имеют затруднения в общении с детьми, оказываются неспособны к невербальному общению с новорожденным. Депрессивное состояние женщины мешает заботе о ребенке и пониманию его потребностей. Они реже берут младенцев на руки, не подходят к ним во время плача и даже отказываются кормить грудью. Многие авторы указывают на наличие более значимых трудностей в детско-родительских отношениях у матерей с постнаталь-ной депрессией, чем у матерей с нормальным эмоциональным состоянием (P. Meredith, P. Noller, 2003).
Мы не можем обойти вниманием и аспекты, связанные с кормлением грудью младенцев. По мнению М. Кляйн, прикладывание к груди и взаимоотношения ребенка с материнской грудью — одна из наиболее существенных составляющих эмоциональной жизни младенца. Грудь, дающая ощущение удовлетворения от принятия пищи, оказывается любимой и ощущается как «хорошая», что становится позитивной «основой отношения к «хорошей» матери» (М. Кляйн, 2001). Если же грудь является источником фрустрации, она «вызывает ненависть и ощущается как «плохая»».
Таким образом, первые переживания ребенка, связанные с кор -млением («хорошая / плохая» грудь) и присутствием его матери,
150
влияют на способность младенца любить и доверять хорошим объектам, инициируют объектное отношение к матери. Следовательно, любое сильное эмоциональное переживание и негативное состояние женщины способны нарушить (а порой и разрушить) отношения с младенцем, послужить источником развития у ребенка базальной тревоги.
Существуют данные, свидетельствующие о глубоком влиянии материнской депрессии на поведение младенца. Так, в одном из исследований обнаружено, что младенцы отражают поведение и состояние своих депрессивный матерей (P. Meredith, P. Noller, 2003). Дети депрессивных матерей в процессе спонтанного взаимодействия оказываются менее активными, реже выражают удовлетворение, чаще протестуют и отводят взгляд по сравнению с младенцами недепрессивных матерей.
Женщины, страдающие от депрессии и испытывающие сильный стресс, разговаривают со своими детьми в более грубой форме, они больше ругают своих детей и меньше хвалят их (в сравнении с женщинами, избежавшими депрессии).
Таким образом, психическое здоровье матери после родов (и во время беременности) может оказать влияние на ее способность соответствующе заботиться о новорожденном и о себе.
Преждевременные роды и женщина: социально-психологическое исследование
Исследование переживаемых психологических трудностей и эмоционального состояния женщины, связанных с рождением недоношенного ребенка, проводилось на базе отделения выхаживания недоношенных новорожденных детской городской больницы г. Костромы. Известно, что матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств.
Методическая схема проведенного исследования включала 4 методики: опросник депрессивности А. Бека (BDI), рисуночный
151
тест «Я и мой ребенок», опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS), «Опросник о способах копинга» (WCQ).
Большинство детей поступает в больницу в возрасте от четырех до семи дней с разной степенью недоношенности (1 степень — 35—36 недель; 2 степень — 32—34 недели; 3 степень — 29—31 неделя; 4 степень — меньше 29 недель), а следовательно, и разной массой тела (от 850 г до 2200 г). Дети, поступающие в отделение, имеют различную перинатальную патологию (пневмопатии, гемолитическая болезнь, перинатальные энцефалопатии и т. п.). Наряду с перинатальной патологией у малышей встречаются различные пороки развития: порок сердца, врожденный дакриоцистит, органические поражения центральной нервной системы, пороки развития почек, а также множественные пороки развития.
Следует рассмотреть контингент матерей, участвовавших в исследовании, которым оказывалась психолого-педагогическая помощь. Всех женщин можно условно разделить с учетом возраста на две группы: молодые матери (средний возраст 21 год) и матери старше 32 лет. Если для молодых матерей материнство еще не стало ценностью жизни, так как социальная роль матери ими не освоена и находится только в стадии принятия, да и карьера не стала важной частью жизни, то для матерей старшего возраста, как показал анализ интервью, ребенок представляет самостоятельную ценность. Они реже говорят о случайности появления ребенка, чаще он является долгожданным и «последней надеждой иметь детей». В ходе интервью они отмечали, что ребенок в их семье желанен, любим, появление его на свет радует всех, включая сестер и братьев.
С помощью опросника депрессивности Бека (BDI) было установлено, что в группе женщин старше 32 лет чаще, чем в группе молодых матерей, отмечается более высокий уровень депрессии, так называемый «критический уровень». Среди психопатологической симптоматики на когнитивно-аффективном уровне отмечаются печаль, неудовлетворенность собой, ощущение наказания, плаксивость, нерешительность. На соматическом уровне проявления депрессии выражены бессонница, потеря аппетита, потеря в весе, потеря сексуального влечения.
В ходе интервью женщины описывали сильные эмоции и негативные переживания, связанные с рождением недоношенного ребенка. Для некоторых матерей беседа, состоявшаяся в рамках исследования, была единственной возможностью погоревать
152,
(«проделать работу» горя) по поводу травматичного рождения «не такого, как у всех» ребенка.
Психика любой матери, к тому же ожидающей первенца, обыч -но не готова к травме. Кроме того, женщина в послеродовом периоде оказывается достаточно ранимой, находится в состоянии повышенной чувствительности и хрупкости. Мать, как и отец, никогда не думают, что их ребенок может быть инвалидом. Поэтому первое негативное сообщение о рождении младенца вызывает у матерей шок. И результатом этого шока бывает боль. Боль такой интенсивности, что может парализовать либо «свести с ума» женщину. Это нарушает защитные механизмы психики, лишая человека возможности прибегнуть к адаптивным реакциям и стратегиям совлада-ния с кризисной ситуацией. Вслед за шоком и болью появляются вина («что я сделала..?»), гнев («моя доля несправедлива»), отрицание происходящего ( «... это происходит не со мной » ), депрес -сия («мне все равно...»). Шок и эмоции дезорганизуют психику, как будто образуют в ней «разрывы», и полностью блокируют ее нормальное функционирование.
С психоаналитической точки зрения, подобные неполноценные эмоциональные переживания негативно сказываются на представлениях женщины о самой себе. Так, у женщин с самопроизвольным выкидышем и склонных к недонашиванию отмечаются потеря самоуважения и ненависть к собственному женскому телу, которое не смогло родить полноценного / живого ребенка (Д. Пайнз, 1997). Ощущая чувство собственной неполноценности, матери испытывают страх перед будущим: «о будущем думать страшно», «окружающие не должны знать о том, что случилось», «не могу говорить... даже думать... что дальше...».
По яркому выражению Д. Пайнз, «материнство — опыт трех поколений»: беременная играет роль матери для своего ребенка, одновременно оставаясь ребенком для своей матери.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе 'В гостях у истории'
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Кириллова Елена Михайловна. Конспект НОД по теме: «Моя семья».
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Любовь Викторовна Дрогайцева. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя семья»
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Владимирова Ольга Леонидовна. План-конспект непосредственно — образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема НОД: «Моя семья»
  • Дорохова Анна Владимировна, Ляхова Наталья Сергеевна. «Генеалогическое древо — Моя Семья»
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Щербина Татьяна Владимировна. НОД «МОЯ СЕМЬЯ»
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Якубо Наталья Борисовна. Конспект досуга в подготовительной группе на тему: «Мир увлечений семьи»
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Антосик Ирина Владимировна. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь