Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136825

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если в процессе беседы вы определили, что у подозреваемого есть проблемы с восприятием информации, необходимо более четко и убедительно объяснять детали тестирования, проверяя, правильно и все ли понял подозреваемый. Если есть особенности в жаргоне подозреваемого, при составлении вопросов старайтесь избегать использования классических литературных терминов, а пользуйтесь терминологией подозреваемого.
Предтестовая беседа ставит своей задачей также выяснение степени напряженности человека. В полиграфах типа «Барьер», «Крис» и «Риф» это делается автоматически. Надо иметь в виду, что при сильном возбуждении человек совершает значительное количество неконтролируемых жестов, движений, перемещений. В беседе необходимо выяснить наличие нервно психических заболеваний, склонности к алкоголю, наркотикам, приблизительно оценить уровень интеллекта. При проведении беседы не старайтесь выстраивать все эти этапы беседы в четкую логическую линию.
Для того чтобы ваше общение больше напоминало непринужденную беседу, необходимо постоянно переходить от одной темы к другой. Например, после уточнения Ф.И.О. перейти к теме, связанной с преступлением, потом уточнить семейное положение, историю детства, а далее — к взаимоотношениям на работе и т.д. При проведении беседы с подозреваемым необходимо избегать как враждебности, жестокости, так и панибратства. Выражая сочувствие, нельзя терять чувства собственного достоинства. Специалист полиграфа должен быть мастером своего дела в глазах подозреваемого.
2. Ознакомление тестируемого с принципом работы полиграфа
При проведении беседы специалист полиграфа должен убедить опрашиваемого в абсолютной надежности используемого полиграфа и невозможности прохождения ложной информации. Для этого надо в общей форме объяснить назначение отдельных датчиков. Например, датчик дыхания измеряет часто
135
ту дыхания (ставятся два датчика); датчик фотоплетизмограммы определяет особенности кровообращения организма, которое очень сильно меняется в зависимости от уровня эмоционального напряжения. Для этого же служит датчик измерения кровяного давления. Особое место при съеме информации о состоянии организма занимает датчик измерения кожного сопротивления. В качестве датчиков используются две специальные металлические пластинки, которые крепятся на пальцы руки. Эта методика позволяет измерять изменение в нервной системе человека. Надо объяснить опрашиваемому, что данный прибор меряет не ложь, а изменение уровня напряжения человека.
Более глубокие разъяснения функциональных процессов и их съема во время тестирования не только не нужны, но и рискованны. Поскольку если перед вами сидит человек с гибкой нервной системой, при хорошем уровне мыслительных процессов, он может практически мгновенно принять решение о способе противодействия тестированию, что намного усложнит проводимую процедуру полиграфной проверки.
Говоря о полиграфе как измерителе психологического стресса надо акцентировать внимание подозреваемого на самом приборе. Объясните ему (как бы случайно, вскользь), что это одна из последних моделей, что вы провели с ее помощью не одну сотню обследований и, к счастью, при этом не было допущено ни одной ошибки.
3. Уточнение вопросов тестов для полиграфных проверок
Подготовка к проведению тестирования во многом предопределяет точность полиграфных проверок. Она состоит из двух этапов: сбор материалов о совершенном преступлении и выяснение степени осведомленности подозреваемого в деталях преступления, положенных в основу ваших тестов. На первом этапе основное внимание уделяется анализу информации по расследуемому делу, протоколов допросов, осмотров места преступления, заключений экспертизы, бесед с сотрудником, который ведет расследование, если возможно, и с пострадавшими. Результаты полученной информации будут основой ваших тестов, особенно относящихся к группе непрямых. По возможности необходимо провести с подозреваемым беседу на выяснение степени его осведомленности в рассматриваемом деле. При беседе с подозреваемым необходимо быть очень внимательным, чтобы не выдать ему информацию о деталях преступления, которых он не должен знать, если его не совершил. Например, при расследовании убийства можно задать вопрос: «Вы знаете, чем был убит гражданин М.?» Но ни в коем случае нельзя называть орудие убийства. Постановка вопроса в форме: «Вы знаете, что гражданин М. был убит ножом?» — недопустима. Этим вопросом вы исключаете возможность составления непрямого теста на орудие убийства. Надо учитывать, что возможна утечка информации через знакомых, работников правоохранительных
136
органов во время допроса, через газетные криминальные сводки, телевиде-
Выяснить степень осведомленности подозреваемого в деталях преступления можно, задавая вопросы в общей форме: «Вы знаете, когда убит гражданин М., где, в какое время, чем был убит, куда была нанесена смертельная рана, что потом сделали с трупом?», не раскрывая деталей.
Приведем такой пример из практики - случай, когда подозреваемый в совершении убийства на все вопросы давал отрицательный ответ. И только на вопрос о положении трупа дал положительный ответ. При дальнейшей беседе было установлено, что на первом допросе оперативным сотрудником подозреваемому предъявлялась схема расположения трупа. Следует всегда помнить, что после беседы с подозреваемым все положительные ответы, данные им, должны быть перепроверены. И только после этого вопросы, связанные с деталями преступления, озвученные подозреваемым могут, быть исключены из тестов.
На последнем этапе с целью повышения эффективности полиграфных проверок в процессе предтестовой беседы необходимо:
- дать оценку эмоционального состояния обследуемого;
- получить информацию о физическом и психическом здоровье;
- задать провоцирующие вопросы для выявления характера эмоционального реагирования и регулировки усиления каналов полиграфа.
Необходимо надеть электроды на подозреваемого и включить полиграф. Это время можно использовать для повтора отдельных этапов знакомства подозреваемого с полиграфом. Например, надевая датчик грудного дыхания, вы говорите подозреваемому: «Сейчас мы наденем верхний грудной датчик дыхания». После его закрепления следует спросить: «Датчик вам не жмет?» — и получить ответ подозреваемого: «Датчик мне не мешает».
Необходимо помнить, что на этапе предтестовой беседы необходимо максимально сокращать время молчания с обеих сторон. Если все темы беседы уже исчерпаны, то можно просто комментировать свои действия в объеме, доступном подозреваемому.
В оптимальных условиях предтестовая беседа должна плавно переходить в тестирование. Это возможно в том случае, если в результате беседы не возникло необходимости серьезно корректировать тесты.
VII. Составление тестов
Более чем 100-летний опыт применения полиграфа дает основание утверж-дать, что любые тесты имеют право на существование. Например, есть государства, в которых специалисты отдают предпочтение прямым или непря
137
мым тестам и активно используют их при раскрытии преступлений. В США, которые считаются законодателем мод в полиграфных проверках, также есть операторы, отдающие предпочтение тому или иному методу тестирования. Автору приходилось встречаться со специалистами из США, имеющими 20 - 40-летний опыт практической работы, которые используют при тестировании только непрямые методы.
Многолетний опыт краснодарской школы показывает, что каких бы методик проведения полиграфных проверок ни придерживался специалист, при тестировании три являются обязательными. Любую полиграфную проверку желательно начинать с поискового теста (или теста максимального напряжения по исследовательскому типу). Этот тест дает специалисту возможность ориентироваться в криминальном прошлом подозреваемого. Вторым проводится непрямой тест на знание виновного, преимущество которого в том, что он меньше всего травмирует психику подозреваемого и наиболее точен в прогнозе. В России точность прогноза может составлять около 100%. К недостаткам следует отнести сложность сбора данных для составления теста и относительно большие затраты времени на получение информации и подготовку. В случае необходимости используйте тест стимуляции, тогда его лучше ставить первым.
Это три теста, без которых не должно проходить ни одно обследование. При составлении вопросов необходимо помнить, что при современном техническом уровне полиграфов 99% успеха определяется качеством подготовленных тестов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь