Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. ВеберКатегория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29604
Автор: Составитель Г. Вебер
Название: Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Расстановка целесообразна прежде всего в тех случаях, когда в интервью вырабатываются запросы, например, по следующим темам:
• новые, измененные точки зрения, идеи и возможности действий для сотрудничества с клиентской системой; • конструктивные формы кооперации с другими членами комплексных систем (помощников); • правильная функция и соответствующее место в системе и сообразная с этим ответственность и полномочия в принятии решений; • результаты запланированных действий; • незамечаемые или даже отвергнутые ресурсы (свои собственные, клиента, на уровне помощников или институтов); • неясная или противоречивая для помощников ситуация с заданием. Далее мы подробно разберем расстановку комплексных систем помощи. При определенных вопросах мы проводим организационные расстановки (если речь, например, идет в основном о внутриинсти-туциональных структурных проблемах) или структурные расстановки (например, в случае вопросов по принятию решений, «горячих» темах в коллективе и т. д.). (См. на эту тему в данной книге: Г. Вебер и И. Шпаррер/М. Варга фон Кибед). Расстановка комплексных систем Кот И ЧТО расставляют? Понятно, что большое число участвующих лиц и учреждений требует уделить особое внимание вопросу о том, кто или что будет расставлен/о. Здесь особенно велик соблазн «слишком многого». Чтобы ограничить комплексность, целые учреждения, инстанции или группировки могут быть представлены одним заместителем. Например, в школьном классе постоянно повторяются случаи воровства в магазинах, воруют многие ученики. Первое «кризисное заседание» представителей школы и родителей заканчивается взаимными обвинениями. На организованную после этого консультацию приходят около 30 родителей и учите- 19 - 3705 289 лей. В ходе интервью из многочисленных предложений выбирается в результате по одному заместителю для каждой из системных сил: школьная администрация; руководительница школы; все учителя; очень обеспокоенные родители; спокойные родители; незаметные ученики; ученики, обращающие на себя внимание в школе; ученики, обращающие на себя внимание вне школы; то, о чем идет речь. Расстановка начинается с важных с точки зрения поставленного вопроса членов системы и значимых системных уровней. Из многообразия возможных значимых лиц или инстанций мы выбираем те, которые предположительно могут способствовать решению поставленного вопроса. Это: • (в большинстве случаев) все присутствующие на консультации лица или представленные инстанции; • каким-либо образом исключенные, обесцененные, не замечаемые и не уважаемые лица или функции в системе. То есть часто это родные родители, исключенные матери или отцы, первые партнеры (супруги), умершие или отданные дети и т. д.; в системе помощников это, например, сотрудники, выполняющие функции контроля, административные и управляющие функции и т. д.; • лица из системы происхождения помощников — как ресурсы. Например, мы очень часто наблюдали, как «отец за спиной» дает возможность женщинам, испытывающим трудности при выполнении профессиональных полномочий по принятию решений и руководству, занять свое место полностью; • неличные структурные элементы, такие, как сила судьбы, ценности или другие значимые элементы — например, симптомы, фразы, тайна, судьба, родина, то, о чем идет речь, и т. д. Пример При рассмотрении случая молодой женщины с угрозой суицида, вокруг проблемы которой образовалась огромная система помощников, в расстановке во время опроса заместителей постоянно звучала фраза «Она должна отсюда уйти!» (Каждый раз имелись в виду разные люди.) Когда эта фраза была представлена в виде заместителя и она пошла искать свой «источник», она нашла его в драматичном событии в жизни бабушки этой женщины. Первый образ расстановки, шаги к решению и образы-решения Вернемся к образу оркестрового концерта, танцевальной постановки, исцеляющего ритуала: расстановки выражают уровень 290 хореографии. На метафорическом уровне они дают информацию о том, как комплексная система поддерживает стабилизирующие проблему модели (например, где и как берут верх изоморфные структуры), как каждый «участник ансамбля» вносит в это свою лепту и какое пространство для изменений предоставляет ему ситуация. Благодаря сокращению комплексности становятся понятны и чувственно воспринимаемы существенные аспекты проблемной системы (Anderson et al., 1986). Задающие вопрос из диссоциированной позиции видят пьесу со своим участием, что позволяет решающим образом изменить перспективу. Так, расстановка добавляет привычному мышлению открытость удивляющегося восприятия. Если я, как руководительница расстановки, соединяюсь с энергией решения системы, у меня может получиться преобразить сохраняющие проблему модели и использовать их силу для решения. Где в расстановке можно начинать разрешающие шаги, зависит от того, где у задающих вопрос обнаруживается самая большая проблема и самая сильная энергия решения и где система позволяет провести разрешающие изменения. Этот второй момент открывается благодаря обратной связи от заместителей и тому, что система хочет еще показать руководителю расстановки, когда он, прислушиваясь, раскрывается навстречу происходящему — со всем своим опытом и все же с позиции незнания и восприимчивости. Снова обратимся к запросу Вальтрауд На супервизии Вальтрауд надеется разобраться со своей ролью и соответствующей задачей в системе. Руководительница организации по оказанию помощи беженкам направила фрау Хукич в кризисный центр, то есть к Вальтрауд, после того как служба по делам молодежи обязала ее ходить на консультацию. В ином случае обратно она своего сына не получит. Ответственная социальная работница службы по делам молодежи скорее (хотя пока еще не очень уверенно) за то, чтобы возвратить Алена матери. Она намекает, что надеется получить на консультации подтверждение своей оценки. Фрау Хукич хочет, чтобы Вальтрауд помогла ей получить сына обратно, и снова говорит о своих суицидальных намерениях, если из этого ничего не выйдет. Супервизия проходит в обучающей группе и должна быть использована для теоретического анализа, поэтому выбор заместителей и опрос получаются несколько более подробными. Образ 1 демонстрирует выбранные персонажи и группировки. 19* 291 Образ 1 Уровень клиента: фр. X., г. X. А. фр. Ф., г. Ф. 6 д. фрау и герр Хукич Ален Хукич фрау и герр Ферхатович их шестеро детей Уровень помощников: В Вальтрауд СР социальный работник Р руководительница организации по оказанию помощи беженкам 292 Институциональный уровень: УДМ управление по делам молодежи КРИЗИС кризисный центр Наблюдения, подтвержденные обратной связью от исполнителей ролей* : 1) Все оставшиеся в Боснии родственники стоят как вычеркнутые члены семьи (спиной к другим). 2) Фрау X. и герр Ф. стоят друг напротив друга как расставшаяся пара. 3) Социальная работница и Вальтрауд стоят рядом с конфликтующими партнерами так, будто замещают их первых партнеров. Руководительница организации по оказанию помощи беженкам занимает родительскую позицию по отношению к фрау X. 4) Помощники и институты, выполняющие функции контроля, стоят вокруг герра Ф., который своими действиями как раз и вовлек их в происходящее. Помощники и институты, выполняющие функции помощи и обеспечения, с другой стороны, стоят рядом с фрау X. Чтобы прояснить скрытую ситуацию с поручениями и проверить, насколько смешиваются роли СР и Вальтрауд, все заместители опрашиваются на предмет их ожиданий и поручений к обеим. Выбор здесь небольшой: Фрау Хукич — Вальтрауд: «Встань на мою сторону и приведи мне моего ребенка!» Герр Фархатович — Вальтрауд: «Разлучи ребенка и мать и приведи ее ко мне!» СР — Вальтрауд: «Позаботься о том, чтобы мать оказалась с ребенком!» Управление по делам молодежи — Вальтрауд: «Помоги мне принять решение, в состоянии ли эта женщина хорошо заботиться о ребенке!» Поручением, которое лучше всего указывает Вальтрауд путь (в основном он встречает согласие и в системе помощников), это поручение ее института {КРИЗИС): «Поддержи фрау X., чтобы она и ее ребенок могли жить вместе и вся эта институциональная драма закончилась!» Перестановки и расстановка решения Помощники отодвигаются назад и ставятся в том порядке, в котором они вошли в систему. За одним исключением: СДОП, СР и УДМ занимают преимущественную позицию. Они должны осуществлять право принятия ре- * В следующем тексте при описаниях расстановок соответствующие заместители выделяются курсивом. 293 шений и таким образом дать возможность всем остальным в системе помощникам освободить мозг, сердце и руки для контактов с целью помощи, которые в этом случае могут происходить на основе добровольности (и ориентации на клиента). Так, одни чувствуют к себе уважение (лица с задачами контроля), а другие — облегчение (лица с задачами помощи). Помощники с задачами обеспечения (Р, ОБ, ДКЦ) стоят в центре. Вальтрауд, вставшая теперь на место своей заместительницы, испытывает облегчение и на своем месте чувствует, что не может заменить фрау X. Партнера, не хочет брать на себя скрытое поручение «играть в детектива» и хочет вернуть эту роль управлению по делам молодежи. Ей становится легче, когда она признает, что в системе помощников является «самой младшей» и в своей роли консультанта имеет самую маленькую свободу действий на «внешнем уровне» (в смысле позиционной власти и порядка; ср. Staub-Bernasconi, 1991) и самую большую свободу действий на «внутреннем уровне». — Герра Ф. просят выйти за дверь. — Все присутствующие испытывают облегчение. — В расстановку включается герр X., теперь он стоит рядом со своей женой. — Также в расстановку включаются фрау Ф. и 6 детей. — Герра Ф. снова просят войти в комнату. Он идет к своей семье, и, соответственно, семья к нему может повернуться только после того, как позади него встает заместитель его родины. Он успокаивается и чувствует, что готов справиться с расставанием с фрау X., а также с конфронтацией со своей семьей в Боснии. — Фрау X. чувствует себя сильнее и может полностью обратиться к своему мужу, когда в образ включается ее мать (М). Кроме того, члены семей Ф. и X. говорят, что вплоть до этих двух последних шагов у них существовало представление, что те, кто уходят (из Боснии), теряют свое достоинство и принадлежность. Полгода спустя мы узнаем следующее: По окончании супервизии Вальтрауд попросила социальную работницу отказаться от получения через нее информации, так как это выходит за рамки ее консультационной работы. Социальная работница продемонстрировала понимание и согласилась. Одна деталь: часто после расстановок комплексных систем мы наблюдаем, что запрос клиента меняется. Например, здесь у фрау Хукич, которая теперь хотела от Вальтрауд, чтобы та помогла ей «найти покой от всех этих людей и учреждений» и удовлетворительно организовать свою жизнь. Через некоторое время благодаря хорошо согласованной работе помощников (СР, СДОП и ДКЦ) Ален вернулся к матери. 294 Образ-решение Еще один пример: двойное удочерение «Я не знаю, что делать дальше. Для меня это слишком! Что мне делать?» — спрашивает на супервизорской группе Сильвия, консультант по воспитанию. По просьбе своей подруги, социального работника (СА), Сильвия несколько раз в неделю посещает фрау Шобер и восьмимесячную Лизу. На повестке дня стоит вопрос, может ли ребенок остаться в семье. Сильвия должна это оценить и проверить. Родители Лизы молоды (21 и 19 лет) и с некоторого времени находятся на психиатрическом лечении с диагнозом шизофрения. Герр Шобер работает в закрытой мастерской. Оба родителя трогательно заботятся о ребенке. Тем не менее временами у 295 фрау Шобер бывает спутанное сознание, например, она купает ребенка в ледяной воде, что должно защитить его от злых духов. Иногда она по той же причине раскрашивает Лизу синей краской. Родители не знают о беспокойстве СА, их не хотят загружать еще больше. Сильвия очень полюбила фрау Шобер. Мы предлагаем Сильвии пригласить на следующую сессию СА, чтобы вместе разобраться в ситуации. Та с радостью приходит. «Потому что, — говорит она, — я не знаю, что делать. Я люблю фрау Шобер, которую опекаю с детства. Я хочу ее пощадить, но я очень беспокоюсь за Лизу». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|