|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60979
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке а Аланом: «В буддизме его оправдание называлось бы загрязненным интеллектом».
Загрязнения нарушают равновесие ума «Это всего лишь предварительный набросок, — начал закругляться Алан. — Теперь у вас есть наш список. Легко заметить, что некоторые из этих загрязнений являются эмоциями, а другие — нет. Но для буддизма эта категоризация очень важна. Категоризация эмоций как таковая никогда не проводилась, потому что ее никогда не считали необходимой». В разговор вступил Франсиско Варела: «У меня есть один очень важный вопрос. Мы согласны, например, что бесстыдство является загрязненным ментальным состоянием, но оно, похоже, не является чистой эмоцией. Так чем же является ментальное загрязнение, если оно не является эмоцией?» «Ментальным состоянием, ментальным процессом», — подсказал Алан, подбирая более нейтральные термины, которые используются чаще всего. «Да, — сказал Франсиско, — но разве не забавно, что одни из них сопутствуют эмоциям, а другие — нет?» «Его Святейшество сказал сегодня, что все ментальные состояния рождаются вместе с чувствами, — напомнил ему Алан. — Удовольствие и боль были в его списке эмоций. Печаль и радость, счастье...» «Да, это хороший довод, — согласился Франсиско. — Но, к примеру, стыд — это эмоция. Бесстыдство, однако, может быть совершенно нейтральным. О каких свойствах природы разума говорит тот факт, что человек может быть поражен ментальным загрязнением, которое не базируется на эмоции?» Таким образом Франсиско намекал на фундаментальное различие в парадигмах, лежащих в основе западного и буддийского подходов к деструктивным эмоциям. Для Запада имеет значение положительная или отрицательная валентность эмоции, а также вопрос о том, может ли эмоция привести человека к причинению вреда себе или другим. С точки зрения буддизма деструктивность зависит от того, нарушает ли ментальное состояние (в том числе эмоция) спокойствие ума и мешает ли оно духовному прогрессу. Алан подвел итог: «В тибетской философии ментальное загрязнение определяется как ментальный процесс, нарушающий равновесие ума. Этим свойством обладают все загрязнения, независимо от того, имеют они сильный эмоциональный компонент или нет». На это Франсиско энергично кивнул, по всей видимости, полностью удовлетворенный ответом. Расширенный контекст для загрязнений Далай-Лама снова почувствовал необходимость дать присутствующим более полное представление о теоретическом контексте буддийского списка загрязняющих эмоций. «С моей точки зрения, не все пункты списка обязательно представляют загрязнения как таковые. Включение в список забывчивости вовсе не означает, что во всех случаях забывчивость является загрязняющей. То же самое с сомнением: существуют полезные формы сомнения — например, такие, которые развивают духовную прозорливость и понимание. Вы должны быть настроены скептически, так как, не испытывая сомнения, вы не добьетесь результатов. Поэтому все двадцать эмоций из приведенного списка могут быть названы загрязняющими только в том смысле, что все они являются производными от разных корневых загрязнений». Далее он разъяснил смысл расширенного контекста: «Эти двадцать загрязняющих ментальных качеств являются только частью большого списка». Многие ментальные факторы вообще не связаны с корневыми ментальными загрязнениями. Например, когда человек крепко спит без сновидений, он не чувствует стыда. Нельзя сказать, что вы не страдаете ментальным недугом бесстыдства просто потому, что вы не ощущаете стыда. О производном ментальном загрязнении можно говорить только тогда, когда оно сочетается с одним из корневых ментальных загрязнений». «Чтобы лучше понять концепцию ментальных загрязнений, — продолжил он, — вам нужно обратиться к более широкому контексту абхидхармакоши — санскритского буддийского текста, в котором перечислено пятьдесят одно ментальное качество, хотя и это далеко не полный список. Существует пять вездесущих ментальных факторов: чувство, проницательность, намерение, соприкосновение и внимание; пять подтверждающих ментальных факторов: вдохновение, признательность, воспоминание, концентрация и интеллект; четыре переменных ментальных фактора (переменных в том смысле, что они могут быть добродетельными или порочны ми), а именно: вялость, сожаление, общее впечатление и пристальное исследование; а также одиннадцать благоприятных ментальных факторов, включая веру. В таком контексте списки ментальных загрязнений выглядят более понятными», — заключил он. Как и в когнитивной науке, модель разума в буддизме включает нейтральные процессы ментальной жизни, которые делают возможными восприятие и мышление. Но в отличие от научной модели буддийская система анализа имеет практическое, духовное значение. Одиннадцать благоприятных факторов представляют элементы разума, необходимые для духовного прогресса; в противовес им ментальные загрязнения препятствуют этому прогрессу. Производные от Трех Ядов — вожделения, отвращения и заблуждения, загрязненные состояния ума мешают обучению нравственности, медитации и прозорливости. В этом свете становится понятнее, почему забывчивость или, скажем, бесстыдство тормозят духовный прогресс и поэтому являются загрязнениями. Загрязнение без эмоций? Ричард Дэвидсон — а его исследования эмоций велись в рамках этой же проблематики — впервые вступил в дискуссию: «Я хотел бы вернуться к вопросу о том, способны ли загрязнения появляться без негативных эмоций. Многие западные ученые, занимающиеся изучением эмоций, согласятся с тем, что любая эмоция имеет положительную или отрицательную валентность, другими словами, если эмоция присутствует, то у человека появляется ощущение позитивной или негативной тональности чувств. Загрязнения представляют собой сложные ментальные процессы, которые, похоже, включают в себя какой-то эмоциональный компонент. По всей видимости, они включают и другие элементы, но там, откуда я приехал, принято считать, что эмоциональный компонент должен присутствовать в каждом из них. Мне интересно, все ли загрязнения включают элемент негативной эмоции и можно ли вызвать их в отсутствие каких-либо негативных эмоций?» «Здесь я должен кое-что пояснить как переводчик и как модератор, — заметил Алан. — Его Святейшество всего несколько минут назад охарактеризовал привязанность как неодолимое влечение или приближение к какому-либо объекту, а отвращение или враждебность — как удаление от него. В свете западной терминологии можно предположить, что приближение является позитивным, а удаление — негативным». Затем Алан спросил: «Что ты подразумеваешь под словом „позитивный"? Нечто добродетельное, неискаженное и не загрязняющее? Или то, что находится ближе к привязанности, где „негативным" считается то, что располагается ближе к отвращению?» «Использование этих терминов на Западе, — ответил Ричи (так почти все зовут Ричарда Дэвидсона), — обычно сводится к стандартным спискам позитивных и негативных эмоций. Такие эмоции, как счастье и удовлетворение, входят в категорию позитивных. Понятие привязанности пока еще не проникло в западный лексикон эмоциональной психологии». «В таком случае, оно наверняка войдет в категорию позитивных, не так ли?» — спросил Алан. «Конечно, — ответил Ричи. — Но отсюда вытекает другой вопрос: могут ли позитивные эмоции искажать нашу способность схватывать реальность примерно так же, как описанные Маттье деструктивные эмоции? В буддийской парадигме позитивные эмоции, которые ассоциируются с привязанностью, тоже, возможно, могут привести к ухудшению нашей способности правильно схватывать реальность». Здесь Алан и Ричи указали на ключевое отличие в предпосылках, лежащих в основе буддийского и западного списков: буддисты считают, что разница между полезными и вредными (или позитивными и негативными) ментальными состояниями заключается в том, что полезные состояния способствуют нашему духовному пробуждению, в то время как вредные мешают этому. В свою очередь, западный подход противопоставляет эмоции, которые являются приятными (положительными) и неприятными (отрицательными). Западную концепцию можно представить как стремление к тому, чтобы эмоции приносили приятные ощущения, в то время как буддийский метод рассматривает эмоции как факторы, которые или способствуют Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|