Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31722

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На характер издательской деятельности оказала огромное влияние революционная ситуация 1905-1907 годов. Прежде всего это сказалось на тематической структуре издательского репертуара. Впервые возникает огромный читательский интерес к изданиям социально-экономического и общественно-политического содержания. Последние для многих издателей-предпринимателей становятся "товаром повышенного спроса", производить ко-торый более выгодно, чем что-либо иное. Достаточно сказать, что за указанный период появилось более 350 новых издательств и издательских предприятий, выпускающих литературу только экономического и политического содержания.
Учитывая небывалый читательский спрос, издания этой тематики выпускает и ряд серьезных, крупных издательств. Как отмечалось в то время, уже в начале 1905 года "беллетристы и поэты как бы вымирают и уступают место другим, более сознательным и культурным течениям. Публицистика заменила поэзию, а экономическая литература беллетристику" . Значительными тиражами, в частности, выходили работы К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Ф. Лассаля, В. Ленина, М. Ольминского, Л. Мартова, Н. Аксельрода и др.
На редакционно-издательскую практику несомненное влияние оказывал и про-должающийся процесс концентрации и специализации книгоиздания, катализатором которого выступали крупные, мощные книгоиздательские предприятия ( А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина и др.), ориентированные на достижение высоких экономических результатов, и, следовательно, на рыночный спрос.
Хорошим примером в этом отношении может служить "Товарищество И.Д. Сытина и К°", демонстрировавшее, по словам его главы, известного русского книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина, что "в России издательское дело безгранично". Дело даже не в том, что к 1914 году издательство выпускало чет-вертую часть всей книжной продукции страны, а (с редакторских позиций) - в чрезвычайном тематическом и видотипологическом разнообразии самого массива изданий. Кроме книг, брошюр, лубочных изданий И.Д. Сытин изда-вал газету "Русское слово" (1897-1917), а также ряд журналов - "Вокруг света" (1891-1917), "Искры" (1901-1916) и др.
В издательстве И.Д. Сытина ежегодно выходило более 4 млн экз. учебников и учебных пособий, в основном для начальной школы. Кроме того, оно выпускало энциклопедические издания (18-томная "Военная энциклопедия", 10-томная "Детская энциклопедия"); научно-популярные (серия "Библиотека для самообразования"); массовые издания собраний сочинений известных русских писателей (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.); практические пособия для крестьян и кустарей (14-томная "Народная энциклопедия научных и прикладных знаний").
Помимо лубочных И.Д. Сытин в широких масштабах выпускал дешевые, но ценные в практическом отношении издания для крестьян и ремесленников. В его издательстве был даже создан специальный отдел "промышленного образо-вания", в функции которого входила подготовка и выпуск массовых изданий для этой категории читателей. Авторами издательства были имеющие знания в соответствующей области и владеющие пером специалисты, которые смогли подготовить около 60 названий книг для таких популярных сытинских серий, как "Для крестьян", "Для сельских хозяев", "Общими силами" и др. Это были издания, главным образом содержащие практические советы, основанные на достижениях науки и передового производственного опыта. ("Что надо знать земледельцу о почве", "Как улучшить луга" и т.п.).
Все это значительно расширяло профессиональные рамки для редакционно-издательского корпуса, стимулировало специализацию редакторского труда, повышало требования к его квалификации. Например, при редакционно-издательской подготовке массовой "книги для народа" необходимы были очень точный учет читательского адреса, и поиск адекватных форм подачи фактиче-ского материала, языковых средств выражения, методов художественного и по-лиграфического оформления.
Попутно решалась и другая, не менее важная издательская задача, - создание атмосферы доверия читателя к "своему" издательству, выступающему в роли помощника, советчика, знающего и понимающего нужды и запросы людей. О том, насколько это удавалось издателям, косвенно можно судить по оценке та-кого взыскательного читателя, как А.П. Чехов, который в одном из писем к А.С. Суворину указывал на то, что, по его мнению, предприятие И.Д. Сытина "... пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею".
Помимо формирования крупных многопрофильных издательств заметной тен-денцией того периода, оказавшей ощутимое влияние на развитие редактирова-ния, становится специализация издательских предприятий как по тематическо-му профилю, так и по типологической структуре репертуара. В этой связи, в частности, можно указать на издательства А.Ф. Девриена и П.П. Сойкина, выпускавшие книги, главным образом по естествознанию, сельскому хозяйству, географии; первое в России издательство, специализирующееся на выпуске медицинской литературы К.Л. Риккера и др. Выпуск энциклопедических изданий - наиболее характерная черта таких издательств, как издательство Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, издательство А.Н. и И.Н. Гранат.
Специализация редакционно-издательской деятельности является объективным процессом отражения развития экономики, науки. Вспомним, что, начиная со второй половины XIX и вплоть до начала XX века происходит ломка классиче-ских представлений о реальном мире, переход к познанию новых уровней материи, меняются основы научного мышления. Происходит и дальнейшее своеобразное разделение "сфер влияния" между научным журналом и книгой прежде всего по качественному критерию в оценке их содержания. Если журнал, отражая результаты экспериментальной научной деятельности, давал в известной мере сигнальную информацию, то предмет книги, как системы знаний, строился на концептуальном обобщении материала.
В ХХ веке свое дальнейшее развитие получает начавшийся, как было показано, еще в XIX веке процесс привлечения к редактированию и подготовке изданий научной и научно-популярной литературы видных ученых и известных специалистов в той или иной области знаний.
В издательстве Брокгауза и Ефрона при подготовке знаменитого "Энциклопедического словаря" в числе редакторов отделов мы встречаем крупного библиографа и историка литературы С.А. Венгерова, выдающегося ученого химика Д.И. Менделеева, философа Вл.С. Соловьева и др. "Энциклопедический словарь" в издательстве Гранат выходил при активном участии К.А. Тимирязева, известных биологов И.И. Мечникова, М.А. Мензбира, историка Е.В. Тарле. Большую помощь в издательской деятельности А.Ф. Девриену оказывал выдающийся русский агроном и общественный деятель Н.А. Костычев. Использование опыта ученых и специалистов в профессиональной редакторской работе способствовало дальнейшему развитию содержания редакторских оценок произведений литературы. Постепенно складывался статус научного редактирования.
Кроме того, это содействовало популяризации научных знаний, которая в ХХ веке значительно расширилась и углубилась.
Подготовка ряда научно-популярных изданий того периода способствовала вы-работке целого комплекса критериев оценки научно-популярного произведения, которыми измеряются высокие образцы популяризаторского искусства и поныне. Интерес представляет опыт журнала "Природа", в котором публиковали свои работы Л.В. Писаржевский, В.И. Вернадский, Н.А. Рубакин, А.Е. Ферсман и др., журнала "Природа и люди", издаваемого П.П. Сойкиным (авторы - Я.И. Перельман, К.Э. Циолковский, Н.А. Морозов); "Вестника знания" (И.И. Мечников, В.А. Вагнер, В.М. Бехтерев). Конечно, не все было равноценным в публикациях этих и других изданий, но цементировались основы школы научной популяризации, развивались ее теоретическое и практическое направления применительно к своему времени, на которые опирались редакторы в своей работе.
Одним из основателей школы научной популяризации знаний по праву следует считать К.А. Тимирязева, чья творческая деятельность, по существу, протекала на рубеже двух эпох. В его научном и литературном наследии преломлялась многогранная человеческая личность - талант ученого, исследователя, одного из основоположников современной физиологии растений счастливо сочетался в нем с талантом писателя, редактора, переводчика, рецензента. Поэтому Тимирязев активно сотрудничал с целым рядом издательств на протяжении всей своей жизни ("Общественная польза", издательство О.Н. Поповой и др., в советское время - "Новая деревня").
Начав писать на научные темы, еще находясь на студенческой скамье Петер-бургского университета (первая его работа появилась в "Отечественных запис-ках" еще в 1864 году), К.А. Тимирязев, в сущности, всю свою жизнь посвятил проблемам создания научной и научно-популярной книги. В ней он видел не просто средство научной коммуникации, распространения знаний, но и дей-ственное средство формирования духовно богатой личности. Отсюда и та сверхзадача, которую ставил К.А. Тимирязев перед теми, кто работает на ниве научного просвещения, - "сделать эти орудия знания возможно доступными, возможно дешевыми, возможно широко распространенными - вот что, по моему мнению, составляет обязанность людей науки, разумея под этим словом всех тех, кто убежден, что наука является важнейшим условием успеха в развитии человечества, умственном, нравственном и материальном" .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Технологическая карта планирования интегрированного процесса на неделю по теме: «Лесные гости» для раннего возраста
  • Корниенко О.В. Национальная экономика
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2015. История России. Практикум. Подготовка к выполнению заданий части 2 (В)
  • Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика. Под редакцией
  • Коробовой Г.Г. Банковское дело. Под ред
  • Гевуркова Е.А. ОГЭ 2016. Практикум по истории России. Подготовка к выполнению заданий повышенной сложности
  • Рыкова Анна Николаевна. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России. В 2 частях
  • Банникова Людмила Николаевна. Рабочая программа коррекционно — образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР на 2016-2017 учебный год
  • Петрова А.А., Дружинин А.С. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение и письмо
  • Чернова М.Н. ЕГЭ. История России XIX-XX века. Исторические портреты. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Неметаллы. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
  • Екова Марина Олеговна. Непосредственно образовательная деятельность «Чудесное яйцо»
  • Главный Редактор. Примерный режим дня для детей подготовительной группы
  • Редактор. Краткая характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе 'Поросята Пам, Пум и Пим'
  • Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология
  • Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Постолова Галина Борисовна. Технологическая карта в подготовительной группе по теме: «В гостях у сказки»
  • Сергей Поляков. Подготовка к Собеседованию и его успешное прохождение
  • Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. 7 класс
  • Рябов М.А. Тесты по химии. 9 класс. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Металлы
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Башкардина Юлия Константиновна. Тематический план программы «Наш театр»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Ермолаева Татьяна Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе комбинированной направленности.
  • Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • не известно. ЕГЭ. Обществознание. Модульный курс. Я сдам ЕГЭ. Методика подготовки.
  • Залогова Л.А Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум
  • Лидин Р.А. ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь