Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26059

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Основная сложность во взаимоотношениях исследователя и респон-дента заключается в том, что социолог не всегда может достаточно точно знать, как проявилось его влияние на ответы опрашиваемых. Знание респондента всегда выступает как некоторое обобщенное знание, как выражение его жизненной позиции, которую он стремится в той или иной степени отстоять, иногда весьма активно и последовательно. Работая в системе логического рассуждения автора исследования, респондент тем не менее может пытаться навязать социологу и свою точку зрения, собственную логику рассуждения. Правда это может осуществиться в своеобразной форме. Возможно он избегает ответа, пропускает вопрос (здесь более или менее понятна его позиция) или отвечает, но его выбор ответа неадекватен ситуации поведения, что может быть предметом особого исследования. Не всегда можно с уверенностью объяснить, почему респондент выбрал эту альтернативу, а не другую, чтобы противодействовать влиянию социолога.
Может быть несколько вариантов.
1. Респондент соглашается с логикой рассуждения исследователя и в соответствии с ней, как со своей собственной, выбирает ответ в альтерна-тивном наборе.
2. Респондент не согласен с мнением исследователя, но не желает утруждать себя лишней работой и пассивно идет в русле рассуждений со-циолога, выбирая альтернативу, более или менее соответствующую его мне-нию.
3. Респондент, выбирая из предложенного ряда альтернативу, вы-ражает точку зрения не свою и не исследователя, а некоторую общепри-нятую. Идет своеобразная игра в поддавки. Респондент тоже знает, что та-кое хорошо и что такое плохо, и если он не хочет высказывать свое мнение, то выражает общее мнение. В этом случае исследователь получает инфор-мацию не о реальном протекании процесса или отношении респондента к изучаемому явлению, а информацию о том, знает ли последний общеприня-тую, официальную позицию. Мы спрашиваем, кк респондент относится к мелкому хищению на предприятии. В результате опроса оказывается, что большинство респондентов относятся к этому явлению отрицательно, пори-цают подобные факты поведения. Но значит ли это, что они в самом деле относятся отрицательно к этому, а не просто выражают официальную точку зрения? Скорее всего последнее, поскольку на практике, как известно, часть работников, от рабочих до служащих, относится к этому весьма терпимо. Если бы было иначе, то мелкого хищения, наверное, не было бы совсем.
4. Альтернатива выбрана чисто случайно, механически.
Влияние на респондента оказывает исследователь через язык, инто-нацию, стиль текста, специфические выражения. Можно сказать, что у ис-следователя больше возможностей оказать влияние на респондента, чем из-бежать его. И тем не менее необходимо по мере возможности строить анкету и вопросы таким образом, чтобы респондент оставался один на один со своим мнением. И в самом деле, ведь социолога интересует мнение опрашиваемых, а не его самого высказанное устами респондентов.

Говорите словами респондента
Для того, чтобы респондент понял исследователя, нужно говорить на его языке. Нередко это правило забывается. Социологу иногда кажется, что если он сам себя понимает, то и другие тоже должны его понять. Но люди говорят на разных "языках" и это надо учитывать. Иногда приходится потратить много сил и времени, чтобы найти общий язык с опрашиваемым. Каждому, наверное, приходилось с этим сталкиваться и в обыденной жизни. Бывает, споришь до хрипоты, пока поймешь, что говоришь с собеседником разными словами об одном и том же или одними и теми же словами о разных вещах, что мы просто не понимаем друг друга. Есть такое выражение: "Говорят, как глухие", т.е. не слушают друг друга и не понимают, что говорит собеседник.
Необходимость перевода анкеты на язык респондента диктуется сле-дующими обстоятельства.
1. Особенностями профессиональной деятельности респондентов. При составлении анкеты необходимо учитывать род занятий опрашиваемых, который может быть в некоторых случаях настолько специфичным, что определяет особенности языкового выражения.
В рамках социологического исследования следует помнить об осо-бенностях речи рабочих, сельских тружеников, инженерно-технической и творческой интеллигенции, бизнесменов, политиков и других профессио-нальных групп. Это необходимо учитывать при построении анкеты и фор-мулировании вопросов. Анкеты для опроса сельских тружеников, рабочих или научной интеллигенции должны иметь различия в языковом стиле. Если не учитывать особенности языка респондентов, то может оказаться, что для рабочих анкета будет слишком сложной и непонятной, а для интеллигенции слишком простой и тоже непонятной.
2. Различные уровни культуры и образования. Они обусловливают различные степень эрудиции и абстрактного мышления, соответственно и специфику логики рассуждения. Одни и те же понятия имеют неодинаковую степень общности и разное смысловое содержание для различных людей. Восприятие того или иного понятия исследователем и респондентом может быть различным.
Уровень культуры и образования определяет и языковую свободу. Человек по-разному говорит в узком кругу своих товарищей и в широкой аудитории, перед незнакомыми людьми. Одни чувствуют себя скованно, другие высказываются пространно, не стесняясь. Наверное каждый чувство-вал, выступая на каком-либо собрании, не всегда уютное ощущение, когда на тебя направлены десятки глаз и ждут, что ты скажешь. Анкета фактиче-ски является таким же публичным выступлением, где требуется определен-ное умение формулировать свои мысли, излагать их так, чтобы тебя поняли. Особенно это касается открытых вопросов. Анализ ответов респондентов на открытые вопросы хорошо показывает уровень и образования, и культуры, и умение излагать свои мысли. Иногда это получается настолько плохо, что долго ломаешь голову, что же респондент хотел сказать, что он предлагает или что критически оценивает. Возможно неумение выражать свои мысли является одной из причин, по которой довольно много респондентов предпочитают не отвечать на открытые вопросы или отвечать очень кратко (в двух-трех словах).
3. Различный образ жизни респондентов. При построении анкеты и формулировании вопросов необходимо четко представлять, к каким катего-риям людей она будет обращена. Это касается не только рода занятий, но и образа жизни, поскольку различный образ жизни во многом определяет язы-ковой строй населения. Например, слово "дом" для сельских жителей и для горожан имеет различное смысловое содержание. Вопрос "Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями?" горожане будут воспринимать ина-че, чем сельские труженики. И нередко только потому, что не учтены осо-бенности смысловой нагрузки понятий для обследуемого контингента, со-циолог попадает впросак. Так, в проводимом в Московской области иссле-довании на вопрос об удовлетворенности своими жилищными условиями были получены ответы, из которых явствовало, что сельские жители намно-го больше довольны своими жилищными условиями, собственным домом, где чаще всего кухня, столовая, спальня помещаются в одной или двух ком-натах, а бытовых удобств нет вообще, чем горожане, имеющие, как правило, благоустроенные квартиры со всеми коммунальными удобствами. Исследователи, являясь горожанами, удивлялись такому соотношению. Восприятие своих жилищных условий у горожан и сельских жителей весьма различно и сопоставлять их нужно, учитывая разницу в образе жиз-ни.
4. Диалектные и национальные особенности. Если исследование проводится в многонациональном коллективе, то необходимо учитывать национальные особенности речи опрашиваемых. Хотя большинство нерус-ского населения России говорит на русском языке и считает его вторым родным языком, тем не менее особенности национального языка наклады-вают отпечаток на речевую структуру. Нередко это приводит к трансформа-ции понятийного аппарата и словесных конструкций и иногда весьма кардинально. Это касается и диалектных различий. Территориальные различия в словоупотреблении бывают иногда настолько велики, что одно и то же явление обозначается различными словами, а одни и те же слова имеют различную смысловую нагрузку. Диалектные различия в разговорной речи, даже при непосредственном контакте с другими диалектными группами, сохраняются надолго.
При разработке анкеты обязательно следует познакомиться с языко-выми особенностями опрашиваемых и постараться их учесть. Разумеется, это совсем не значит, что надо употреблять местные вульгаризмы или спе-цифические диалектные выражения. Необходимо пользоваться только спе-цифическим понятийным языком, т.е. формулировать вопросы на общем понятийном уровне, который был бы понятен, по крайней мере, больше час-ти респондентов, независимо от национальной принадлежности или диалектных особенностей языка.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь