Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50380

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Итак, сущность следственной ситуации, ее типовое своеобразие состоит в ее информационно-структурных особенностях, в том, какие объективно необходимые познавательно-поисковые действия она обусловливает.
В условиях дефицита исходной информации следователь действует не методом проб и ошибок, методом перебора всех возможных вариантов действий, а путем применения определённой стратегии – оптимальной общей схемы поисковой деятельности, позволяющей сократить число возможных шагов и достигать цели кратчайшим путем.
Стратегия (от. лат. strategia – веду войско) – это общий способ оптимального движения в направлении к цели при минимизации возможной ошибочности избранного пути.
Стратегии как общие способы деятельности могут быть линейными (алгоритмичными) и эвристическими. Линейные стратегии применяются в ситуациях с заранее определенным однозначным исходом. Эвристические стратегии – это способы деятельности в многовероятностных ситуациях, оптимизирующие процесс решения задач определенного класса.
Эвристики направляют исследовательскую мысль в определенное русло, фокусируя основные стратегические направления действий*.
* Так, игра в шахматы не может быть алгоритмизирована, ибо она допускает астрономическое число комбинаций. Однако при этом используются три эвристики, общие правила шахматной игры: 1) всемерно развивай собственные фигуры, препятствуй развитию фигур противника; 2) овладевай центром; 3) атакуй короля противника и защищай собственного короля.

Общие подходы к расследованию, определяемые типичным своеобразием исходной информации, и есть стратегия расследования.
Стратегия решения типовых задач заключается в выявлении в ее исходных условиях (ситуациях) последовательного ряда взаимосвязанных простых задач – смысловых структур.
Распознание в следственной ситуации смысловых структур – основа следственно-поисковой стратегии. При этом в исходной ситуации просматриваются определенные элементы с необходимыми функциональными свойствами.
Следственные задачи являются открытыми. В них имеются источники генерации новых данных.
Но следователь обычно решает поисковые задачи с плохой структурой – исходные элементы этих задач нечетки, многозначны.
При этом рекомендуются следующие эвристические методы поиска:
временное упрощение ситуации;
блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе;
выбор наиболее правдоподобных ходов;
использование аналогий, решение наводящих задач;
совершение "скачков" через информационные разрывы.
Продуктивность эвристического мышления некоторые авторы (Эшби) относят не столько за счет способности приходить к новым идеям, сколько за счет способности отсеивать не относящиеся к делу возможности.
При расследовании иногда допускаются следующие отклонения от идеальной стратегии:
выдвижение излишних предложений, усложняющих работу следователя;
выбор логически излишних объектов;
гиперболизация стандартов следственной деятельности в типичных ситуациях, игнорирование специфических особенностей частного случая.
Итак, процесс расследования – это процесс раскрытия следователем системно-структурных связей в расследуемом событии.
Деятельность следователя не сводится к "собиранию и фиксации доказательств". При встрече с криминальной ситуацией первоначально возникает необходимость опознать признаки преступления. Сама возможность появления доказательств зависит от продуктивности следственного анализа криминальной ситуации. Первично анализируются информационные сигналы, а не доказательства.
Исходная криминалистическая информация, как правило, закодирована. И только ее декодирование порождает доказательства; выявляет связь исследуемых объектов с предметом доказывания. Для этого следователю необходимо: 1) обнаружить; 2) распознать; 3) интерпретировать; 4) оценить криминалистически значимые информационные сигналы и объединить их в информационную систему. В ее пределах устанавливаются новые потенциально возможные источники криминалистически значимой информации.
В предварительном следствии можно выделить три этапа в динамике информационных систем: 1) исходный; 2) промежуточный; 3) итоговый.
На исходном этапе информации разрабатываются информационно вероятностные модели расследуемого события. Здесь существенно сформировать наиболее высоковероятностную версию и, что особенно важно, – найти способы проверки всех вытекающих из нее следствий.
На промежуточном уровне принимаются и реализуются основные тактические решения с целью накопления объема информации.
На итоговом – формируется достоверно-информационная модель происшествия, принимаются заключительные решения.
На первых двух уровнях информационные системы остаются открытыми, содержащими некоторую рассогласованность между ее элементами.
На итоговом уровне информационная система становится закрытой, замкнутой – обеспечивается итоговый синтез всех элементов системы. Завершенную информационную систему отличает не только полная согласованность элементов, но и отсутствие противоречий с другими информационными системами.
Распознание признаков преступлений, версионное моделирование преступлений. Динамика расследования, его развитие предопределяются исходной стадией движения информационной модели. Она связана с выдвижением обоснованных и типовых следственных версий.
Версия – это эвристический механизм расследования путем вероятностного ретроспективного моделирования. Определяя обстоятельства, подлежащие выявлению, версия придает общее направление расследованию, обусловливает определенную систему следственных действий.
В сложном, запутанном лабиринте событий версии служат следователю ориентировочно-познавательным инструментом, они, подобно лучу, высвечивают различные, наиболее перспективные направления следственного поиска.
Следственные версии конструируются с учетом взаимосвязей элементов состава преступления. Так, способ совершения преступления объединяется в версии с предположением о субъекте преступления, которое неизбежно связывается с предположением о мотиве преступления; версии о способе совершения преступления строятся с учетом обстоятельств, свидетельствующих о личности преступника, и т. д.
Как форма гипотетического мышления версия (гипотеза) является логической категорией, но как процесс движения вероятностного мышления формирование и использование версии имеет свою психологическую природу.
Обоснованная версия формируется на соответствующей познавательной базе. Она должна быть реальной, учитывающей наиболее вероятные взаимосвязи и отношения в расследуемом событии.
Версия формируется в определенных информационных ситуациях: при наличии некоторых концептуально сопоставимых исходных данных.
Процесс образования версий имеет ряд стадий:
обнаружение явления, требующего своего объяснения, но не объяснимого полностью имеющимися в данный момент знаниями;
всестороннее исследование доступных наблюдению свойств, признаков, сторон явления, причины которого должны быть найдены;
выяснение всех обстоятельств – предшествующих, сопутствующих и последующих;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь