|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54501
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме:
проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи по новому материалу и задания на дом. Хотя у нас в школе на уро- ках математики было почти так же, но было интересно. После объяснения материала учительница писала на одной стороне дос- ки 7—8 номеров задач и говорила: «Кто первый решит задачи— первым трем — я ставлю 5, следующим трем — 4, следующим — 3»). Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решить хотя бы половину номеров. Но начинали решать и часто решали все эти номера и еще дополнительно задачи повышенной слож- ности, которые у учительницы были на карточках. С этим справ- лялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколько сильных учеников, и тут большую роль играло стремление быть впереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, проверяла от- веты, помогала отстающим. Затем сильных учеников она опреде- ляла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать. На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят. Весь класс сидел и решал». Вопросы 1. Какие методы активизации обучения использовала учитель- ница? 2. Оцените организацию обучения. Задача 7 Примером когнитивной обратной связи может служить понима- ние текста при чтении. В контексте уточняется смысл слов, кото- рые не понимаются адекватно при первом прочтении. Прочтите отрывок фразы из книги «Культура Древнего Рима»: «Героиня романа Ахилла Татия Левкиппа, в которую влюблен Клитофонт, убегает с ним из родительского дома»1, Культура Древнего Рима.-М., 1985.-Т. 2.-С. 83, 14* 211 Ситуация, описанная во фразе, понятна, однако трудно устано- вить, кто автор романа, а кто героиня. Двусмысленность возника- ет из-за непонимания, какое имя принадлежит автору романа, ка- кое героине. Уточнение этого обстоятельства становится возмож- ным, когда будет прочитан конец фразы: «...по пути они попадают к разбойникам, освобождаются из плена, однако в Александрии Левкиппу похищает влюбившийся в нее разбойник Херей». На основе обратной когнитивной связи читатель устанавлива- ет, что героиня, очевидно, Левкиппа, а автор —Ахилл Татий. Пред- положение, что Татия Левкиппа—имя и фамилия героини отбра- сывается, так как другие герои имеют одно имя, хотя из пост- роения фразы вывод этот остается вероятным. Вопрос Как построить фразу так, чтобы избежать двусмысленного прочтения? Темы курсовых исследований 1. Достоинства и недостатки традиционной формы обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. 2. Возможности психического развития учащихся при проблем- ном изложении знаний в процессе обучения. 3. Психологические особенности усвоения знаний при про- граммированном обучении. 4. Особенности формирования предметных понятий и представ- лений в условиях применения разных форм обучения. 5. Развитие мотивов учебной деятельности школьников в про- цессе обучения. 6. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплини- рованным школьникам как условие оптимизации процесса обуче- ния. 7. Психологические особенности усвоения знаний учащимися в условиях соединения обучения с производительным трудом. 8. Самостоятельная работа учащихся по учебному предмету как средство развития познавательной активности и творческого мышления. 9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании учебного предмета как средство формирования у учащихся сис- темных знаний. 10. Внедрение достижений науки в практику преподавания учебного предмета как средство повышения эффективности учеб- но-воспитательного процесса. 11. Психологические условия обеспечения единства нравствен- ного, трудового и эстетического воспитания учащихся в процессе их обучения. 12. Психологические предпосылки оптимизации трудового обу- чения и профориентации учащихся в условиях соединения обуче- ния с производительным трудом. 212 Тема 11. Психологические основы использования технических средств в учебной деятельности Методические указания При изучении темы полезно кратко охарактеризовать этапы ис- торического возникновения технических средств в обучении и тео- ретическое понимание их возможностей. Передача опыта, зна- ний—основа существования и поступательного развития челове- ческого общества. Поэтому с первых шагов развития человечества возникает целенаправленная передача общественного опыта от поколения к поколению, обучение и воспитание. Оно осуществля- ется в игровом подражании действиям и поступкам взрослых, практическом овладении орудием под руководством мастера, в ре- чевом общении, несущем инструктивные указания, выражающем эмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь, действия с реальным предметом, демонстрация движений—все это естественные средства обучения. Первое техническое опосредование обучения — письменная речь—знания, воспринимаемые в визуально представленном зна- ке. Использование письменной речи позволило ученику фиксиро- вать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные ре- зультаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукопис- ная книга стали хранителем информации наряду с памятью учи- теля. Техника рукописного размножения книги охватывает более чем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатание создало условия, при которых письменная речь оказала значи- тельное влияние на процесс обучения. «Порох, компас, книгопе- чатание—три великих изобретения, предваряющих буржуазную эпоху»1. После изобретения книгопечатания возросший интерес к обу- чению объяснялся установлением все более непосредственной свя- зи научных, «книжных» знаний с практической, ремесленной дея- тельностью людей. Позднее начинает вырабатываться принцип на- глядности обучения, наиболее четко сформулированный в педаго- гике Коменским. Говоря упрощенно, суть этого принципа в том, что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ. Печатная картинка—средство наглядности—важное техниче- ское опосредование процесса обучения. Изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения, получило название ди- дактической картинки. Рассказывая, преподаватель показывает, и эта связь слова с образом выступает как один из основопола- гающих механизмов развития мышления. Не следует путать дидак- тическую картинку с картиной как произведением искусства. Пос- леднее представляет собой объект эстетического потребления и не является средством обучения. Дидактическая картина — носитель учебной информации и интересна лишь как средство обучения. ' Маркс К; Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд. — Т. 47.—С. 418. 213 Принципиально новое в техническом опосредовании обучения связано с появлением кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фик- сация событий, процессов, образов людей на киноленту, видео- пленку, грампластинку, магнитофонную ленту—это принципиаль- но новые способы хранения общественно и лично-значимой инфор- мации. На семинарских занятиях необходимо рассмотреть вопрос о том, какое влияние на развитие личности оказывает распростране- ние в обществе средств массовой информации, прежде всего теле- видения. До массового распространения телевидения окружающая среда (природная и предметная, общественная) была единствен- ным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добав- лялось из чтения (вторичные представления на словесной основе), но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости от взрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир, выведя его далеко за пределы непосредственного окружения. К моменту поступления в школу ребята много знают о человеке и природе из фильмов, учебных передач. Происходит так называе- мое латентное (скрытое) научение. Одной из особенностей латентного научения является отсутст- вие осознания имеющихся знаний во время приобретения и про- явление их через некоторый период времени. Можно предполо- жить, что латентное научение является одним из необходимых ус- ловий умственной акселерации. Это воздействие телевидения на психическое развитие детей является средовым и не входит не- посредственно в круг забот учителя, но в то же время учитель не может остаться в стороне от потребления телевидения в семье, шире — вне школы. Полезно беседовать с родителями и с учени- ками старшего возраста на темы, что и как смотреть по телеви- дению, обсуждать внеурочные передачи на соответствующих уро- ках в классе. На занятиях по теме студенты должны правильно понять мес- то учителя в системе современных средств обучения. Диафильмы, слайды, транспаранты кодоскопа—словом, вся статическая проек- ция и звукозапись — являются в руках учителя средством нагляд- ности. Готовя урок, учитель продумывает, какое средство он ис- пользует, какие мысли своей устной речи он подтвердит нагляд- ностью. Кинофильм, демонстрируемый по фрагментам, также сред- ство наглядности. Телепередача или часть звукового фильма — аудиовизуальное средство изложения знаний. Отношение к этим техническим помощникам может быть сформулировано так: на определенной части урока учитель уступает свою информацион- ную функцию техническому средству. При включении в обучение компьютерной техники учитель передает этому средству функции обобщения, контроля и упражнения. Предъявление учебного материала при использовании экранных средств создает ряд преимуществ по сравнению с непосредствен- ным общением учителя и ученика в классе . В киносъемке объект может быть показан общим, средним, крупным планом, может 2!4 быть выделена его деталь, а также сверхкрупный план. Обект на экране может быть рассмотрен с разных сторон—с выделением и подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновре- менно или сразу за демонстрацией объекта на его изображение может быть наложен схематический рисунок, мультипликация, раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействий объектов или их частей. Кроме перестройки пространственного видения с помощью ки- носъемки перестраивается восприятие времени. Во-первых, су- ществует в отличие от реального так называемое «экранное» или «киновремя». Опыт, демонстрация, которые занимают длительное время, снимаются на пленку в момент их организации, в начале и конце. Это значительно сокращает время демонстрации явления. Во-вторых, возможен замедленный и ускоренный показ (съемка), что позволяет наблюдать явления, недоступные глазу человека. На экране на глазах зрителя распускается и закрывается бутон цветка. Фиксировать эти движения глаз человека в обычных усло- виях не может: мы видим в реальных условиях лишь результаты этих медленных движений. Технику движений бега, толчка и дру- гих быстрых движений человек не замечает. Заснятые на пленку, они могут быть показаны замедленно и восприняты во всех под- робностях. Общение людей с кинопространством и киновременем привело к тому, что человечество научилось до известной степени видеть реальный мир в разных планах и подмечать быстро и медленно текущие движения. Механизм этого обучения аналогичен тому, как человек, рассмотрев предмет через увеличительное стекло, на- чинает видеть в нем такие детали, которые он до этого не замечал невооруженным глазом. Запись речи ученика на магнитофон дополняет возможности воздействия техники на ученика в процессе обучения. Ученик ред- ко слышит свой голос записанным на пленку. Произношение на уроках русского и иностранного языка, логическая структура от- вета, выразительность речи на всех других предметах становят- ся доступными для анализа и учителя и ученика. К сожалению, учителя редко прибегают к использованию звукозаписи. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|