Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46130

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Борьба. Чудовища сражаются с чудовищами, робот-человек уничтожает целые полчища, рыцари неустанно сражаются на турнирах. Все, что способно двигаться, расстреливается, уничтожается и взрывается. Обе стороны нередко уничтожаются в самом начале игры. В таких играх нет победителя. Погибшие свалены в угол. Через несколько недель сражения принимают более напряженный и организованный характер. Появляются первые признаки уравновешенности. Противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется герой, который побеждает «силы мрака» (т. е. деструктивные побуждения).
Исход. На этой стадии жизнь возвращается в «нормальное русло». Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Консультант сознает, что проблема разрешилась и ребенок согласен занять свое место во внешнем мире. В таких случаях ребенок нередко сообщает консультанту, что он не ощущает потребности посещать консультации. Учитель обычно подтверждает обоснованность мнения ребенка. На символическом уровне ощущение завершенности и целостности проявляется в изображениях квадратов, треугольников и кругов (Kalff, 1981; Kellogg, 1970). Сцены из песка характеризуются упорядоченностью. Осуществлена интеграция либидинозных сил, проявившихся на предыдущей стадии.
Отзывы учителей
Когда дети возвращаются в класс после игры с песком, учителя нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно включаться в работу и чувство юмора. После 8 — 10 занятий нередко отмечается существенное улучшение. Дети спокойно реагируют на нормальные замечания учителей.
Нойес (1981) установила, что проведение в шестых классах дополнительных занятий по чтению в сочетании с играми с. песком позволило установить более тесные отношения с учениками, помогло им разрешить внутренние конфликты и повысить успеваемость по чтению всех учеников.
Конкретное исследование
Ученик второго класса Джеймс (псевдоним) был направлен на консультацию по поводу неуместного поведения в классе и на



239



Рис. 11.2. Хаос: Пегас в плену
игровой площадке. За два годы до этого случая его отвезли к отцу, с которым он не был знаком. Он должен был жить с отцом, мачехой и двумя старшими дочерьми мачехи. Когда ему предложили поиграть с песком, он тотчас приступил к игре.
Занятие 1. Множество животных и машин (автомобилей, грузовиков, реактивных самолетов) было свалено в кучу в углу лотка с песком. Сверху помещались две змеи, которые удерживали эту кучу. Внизу помещались Пегас, крылатый конь, и реактивный самолет. Несмотря на всю свою силу, Пегас и реактивный самолет не могли освободиться от власти змей (рис. 11.2).
Занятие 2. Были использованы многие из прежних предметов, но на этот раз они располагались в определенном порядке. Самолеты и полицейский вертолет были готовы к взлету. Легковые и грузовые автомобили выстроились в ряд, как бы ожидая сигнала отправиться в путь. В углу стояла машина «скорой помощи », готовая отправиться по вызову. Однако все животные лежали мордой вниз. Положение животных производило впечатление, будто они не смогли бы пошевелиться, даже если бы змеи освободили хватку. Исключение составляли фигурки крокодила, змеи и тигра, которые скользили по глади озера навстречу друг другу, как бы приготовившись к нападению и схватке (рис.11.3).
Занятие 3, 4 и 5. В песочницах можно заметить более высокую организованность в размещении предметов. Машины




Рис.11.3. Борьба: крокодил против змеи и тигра

находятся на соответствующих стоянках. Есть дом, мальчик и две женщины. В углу растет дерево. Вновь появился Пегас. Перед окончанием пятого занятия Джеймс поместил в песочницу фигурки двоих мужчин. Старший мужчина стоял вместе с двумя женщинами. Младший стоял одиноко в углу (рис. 11.4).
Занятия 6 и 7. Композиции из песка продолжали темы предыдущих занятий, существенно обогащая их содержание. Животные стояли. Деревья и листва символизировали дальнейший рост. Верхом на Пегасе скакал волшебник в красном, чудесный помощник.
Занятия 8 и 9. Тема и игрушки такие же, как и на предыдущих занятиях. Но па этот раз Джеймс добавил к композиции несколько волшебников в черном. Возвращаясь в класс, он вернулся и молча добавил фигурку Пегаса. Затем Джеймс повернулся и покинул кабинет консультанта.
В этот период Джеймс нарисовал две картины. Па одной картине была изображена лиса, которая пыталась спрятаться от огромного существа. У лисы было несколько мест, в которых она могла спрятаться. Они находились в воде, а между ними плавала маленькая рыбка. К композиции Джеймс добавил замок и канадский флаг. В замке на страже стоял король.
Занятие 10. На этом занятии была создана последняя композиция из песка, в которой Джеймс представил членов своей






семьи, включая отца. Члены семьи, грузовик, дом и реактивный самолет составили круг (рис. 11.5). После сосредоточенных раздумий Джеймс поместил Пегаса в центр семейного круга. Он поднял голову, улыбнулся и спокойным голосом сказал: «Видите ли, он волшебный, и поэтому никто, кроме мальчика, не может видеть его».
Обсуждение
В начале занятий Джеймс был тих и робок. Полностью погрузившись в создание своих композиций и картин, он не обращал внимания на консультанта. Постепенно робость покинула его, и он стал рассказывать консультанту о своих снах и композициях из песка.
Композиции из песка отражали динамику перехода от хаоса к борьбе и далее к исходу. Начальная стадия хаоса свидетельствует о сумятице чувств в душе Джеймса: многие чувства перемешаны и переплетены друг с другом. Он не может использовать энергию реактивного самолета (символа адаптивной динамики во внешнем мире) и Пегаса (символа внутренней силы) в своей жизни. Негативные внешние силы (символизируемые змеями) контролируют жизнь Джеймса. Его эго находится во власти психологических страданий (Allan, 1978). На следующем занятии отмечается начало постепенного процесса дифференциации,





Рис.11.5. Исход: освобождение Пегаса
упорядочивания и разделения различных эмоций, олицетворяемых самолетами, грузовиками и машиной «скорой помощи». Животные занимают пассивную позицию (т. е. они лежат ничком). Исключение составляют крокодил, змея и тигр, олицетворяющие три агрессивные силы. Постепенно появляются члены семьи, «помощники» и символы вегетативной и инстинктивной жизни. Восстанавливаются порядок и идентичность (король и канадский флаг). Семья выглядит более сплоченной. Детей обычно привлекает один значимый символ, который на протяжении всего курса лечения появляется, исчезает и вновь появляется (Allan, 1986). Пегаса, разумеется, невозможно увидеть, так как он олицетворяет здоровую сущность духа мальчика, который теперь возродился в его душе.
Лечение закончилось одновременно с окончанием школьных занятий. Контрольная консультация указывала на смягчение агрессивно-импульсивных форм поведения и развитие навыков общения. Свою энергию Тим направил на занятия искусством и футболом.
Выводы
Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, прошедшими начальную подготовку в области игровой терапии.

Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя интерпретировать. Консультант должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция консультанта — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные, как считал Юнг (1964), в человеческой психике.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психология цвета
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. САГААЛГАН – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Редактор. Описание нетрадиционной художественной техники для изучения с детьми
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Иголкина Елена Константиновна. Дидактическая игра «Подбери цвет»
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Психология восприятия цвета
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Матвеева Наталия Филипповна. Развивающие игры для детей 5-6 лет.
  • Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись
  • Наталья Дубинина. Перспективный план по сенсорному развитию детей младшего возраста
  • Никитина Анна Евгеньевна. Развития изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста.
  • Романенко Надежда Ивановна. Цветотерапия – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Презентация «Волшебные камни»
  • К чему снится зеленый цвет
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Фейсканова Эльмира. Игра-беседа «Безопасный дом»
  • Выхристюк Марина Николаевна. Рекомендации родителям по созданию домашней игротеки
  • Гадания при свечах
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием техники «рисование пальчиками» «Разноцветная радуга»
  • Главный Редактор. Искусство дарить цветы
  • Ишмурзина Дильбар. Конспект на тему «По тропинкам Осени»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Приворот на вещь
  • К чему снятся яблоки?
  • Тест «Автопортрет»
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 3го года обучения
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Раскраска четырех скрижалей (метод Золотой Зари)
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Аникеева Ольга Петровна. Методическая разработка на тему: Методические рекомендации по тестопластике
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Барнович Елена Дмитриевна. Конспект занятия «Веселая математика»
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Буравцова Ольга Степановна. Конспект НОД во второй младшей группе «Мишка-Топтышка»» (нетрадиционные техники рисования)
  • Полуянова Н.А.. Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • К чему снится красный цвет



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь