|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46130
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Борьба. Чудовища сражаются с чудовищами, робот-человек уничтожает целые полчища, рыцари неустанно сражаются на турнирах. Все, что способно двигаться, расстреливается, уничтожается и взрывается. Обе стороны нередко уничтожаются в самом начале игры. В таких играх нет победителя. Погибшие свалены в угол. Через несколько недель сражения принимают более напряженный и организованный характер. Появляются первые признаки уравновешенности. Противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется герой, который побеждает «силы мрака» (т. е. деструктивные побуждения).
Исход. На этой стадии жизнь возвращается в «нормальное русло». Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Консультант сознает, что проблема разрешилась и ребенок согласен занять свое место во внешнем мире. В таких случаях ребенок нередко сообщает консультанту, что он не ощущает потребности посещать консультации. Учитель обычно подтверждает обоснованность мнения ребенка. На символическом уровне ощущение завершенности и целостности проявляется в изображениях квадратов, треугольников и кругов (Kalff, 1981; Kellogg, 1970). Сцены из песка характеризуются упорядоченностью. Осуществлена интеграция либидинозных сил, проявившихся на предыдущей стадии. Отзывы учителей Когда дети возвращаются в класс после игры с песком, учителя нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно включаться в работу и чувство юмора. После 8 — 10 занятий нередко отмечается существенное улучшение. Дети спокойно реагируют на нормальные замечания учителей. Нойес (1981) установила, что проведение в шестых классах дополнительных занятий по чтению в сочетании с играми с. песком позволило установить более тесные отношения с учениками, помогло им разрешить внутренние конфликты и повысить успеваемость по чтению всех учеников. Конкретное исследование Ученик второго класса Джеймс (псевдоним) был направлен на консультацию по поводу неуместного поведения в классе и на 239 Рис. 11.2. Хаос: Пегас в плену игровой площадке. За два годы до этого случая его отвезли к отцу, с которым он не был знаком. Он должен был жить с отцом, мачехой и двумя старшими дочерьми мачехи. Когда ему предложили поиграть с песком, он тотчас приступил к игре. Занятие 1. Множество животных и машин (автомобилей, грузовиков, реактивных самолетов) было свалено в кучу в углу лотка с песком. Сверху помещались две змеи, которые удерживали эту кучу. Внизу помещались Пегас, крылатый конь, и реактивный самолет. Несмотря на всю свою силу, Пегас и реактивный самолет не могли освободиться от власти змей (рис. 11.2). Занятие 2. Были использованы многие из прежних предметов, но на этот раз они располагались в определенном порядке. Самолеты и полицейский вертолет были готовы к взлету. Легковые и грузовые автомобили выстроились в ряд, как бы ожидая сигнала отправиться в путь. В углу стояла машина «скорой помощи », готовая отправиться по вызову. Однако все животные лежали мордой вниз. Положение животных производило впечатление, будто они не смогли бы пошевелиться, даже если бы змеи освободили хватку. Исключение составляли фигурки крокодила, змеи и тигра, которые скользили по глади озера навстречу друг другу, как бы приготовившись к нападению и схватке (рис.11.3). Занятие 3, 4 и 5. В песочницах можно заметить более высокую организованность в размещении предметов. Машины Рис.11.3. Борьба: крокодил против змеи и тигра находятся на соответствующих стоянках. Есть дом, мальчик и две женщины. В углу растет дерево. Вновь появился Пегас. Перед окончанием пятого занятия Джеймс поместил в песочницу фигурки двоих мужчин. Старший мужчина стоял вместе с двумя женщинами. Младший стоял одиноко в углу (рис. 11.4). Занятия 6 и 7. Композиции из песка продолжали темы предыдущих занятий, существенно обогащая их содержание. Животные стояли. Деревья и листва символизировали дальнейший рост. Верхом на Пегасе скакал волшебник в красном, чудесный помощник. Занятия 8 и 9. Тема и игрушки такие же, как и на предыдущих занятиях. Но па этот раз Джеймс добавил к композиции несколько волшебников в черном. Возвращаясь в класс, он вернулся и молча добавил фигурку Пегаса. Затем Джеймс повернулся и покинул кабинет консультанта. В этот период Джеймс нарисовал две картины. Па одной картине была изображена лиса, которая пыталась спрятаться от огромного существа. У лисы было несколько мест, в которых она могла спрятаться. Они находились в воде, а между ними плавала маленькая рыбка. К композиции Джеймс добавил замок и канадский флаг. В замке на страже стоял король. Занятие 10. На этом занятии была создана последняя композиция из песка, в которой Джеймс представил членов своей семьи, включая отца. Члены семьи, грузовик, дом и реактивный самолет составили круг (рис. 11.5). После сосредоточенных раздумий Джеймс поместил Пегаса в центр семейного круга. Он поднял голову, улыбнулся и спокойным голосом сказал: «Видите ли, он волшебный, и поэтому никто, кроме мальчика, не может видеть его». Обсуждение В начале занятий Джеймс был тих и робок. Полностью погрузившись в создание своих композиций и картин, он не обращал внимания на консультанта. Постепенно робость покинула его, и он стал рассказывать консультанту о своих снах и композициях из песка. Композиции из песка отражали динамику перехода от хаоса к борьбе и далее к исходу. Начальная стадия хаоса свидетельствует о сумятице чувств в душе Джеймса: многие чувства перемешаны и переплетены друг с другом. Он не может использовать энергию реактивного самолета (символа адаптивной динамики во внешнем мире) и Пегаса (символа внутренней силы) в своей жизни. Негативные внешние силы (символизируемые змеями) контролируют жизнь Джеймса. Его эго находится во власти психологических страданий (Allan, 1978). На следующем занятии отмечается начало постепенного процесса дифференциации, Рис.11.5. Исход: освобождение Пегаса упорядочивания и разделения различных эмоций, олицетворяемых самолетами, грузовиками и машиной «скорой помощи». Животные занимают пассивную позицию (т. е. они лежат ничком). Исключение составляют крокодил, змея и тигр, олицетворяющие три агрессивные силы. Постепенно появляются члены семьи, «помощники» и символы вегетативной и инстинктивной жизни. Восстанавливаются порядок и идентичность (король и канадский флаг). Семья выглядит более сплоченной. Детей обычно привлекает один значимый символ, который на протяжении всего курса лечения появляется, исчезает и вновь появляется (Allan, 1986). Пегаса, разумеется, невозможно увидеть, так как он олицетворяет здоровую сущность духа мальчика, который теперь возродился в его душе. Лечение закончилось одновременно с окончанием школьных занятий. Контрольная консультация указывала на смягчение агрессивно-импульсивных форм поведения и развитие навыков общения. Свою энергию Тим направил на занятия искусством и футболом. Выводы Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, прошедшими начальную подготовку в области игровой терапии. Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя интерпретировать. Консультант должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция консультанта — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные, как считал Юнг (1964), в человеческой психике. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|