|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25967
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В.Э.Чудновский в своих исследованиях также исходит из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, соотношение «больших» и «малых» смысловых образований. По мнению исследователя, становление и функционирование смысла жизни в целом определяется не только содержанием «главного смысла», но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами. В конечном итоге смысл жизни формируется как «динамическая система», «структурная иерархия, система больших и малых смыслов» [1999, с. 76-77]. Г.А.Вайзер метафорически определяет смысл жизни как «динамичную иерархическую систему, в которой наряду с множеством так называемых малых смыслов существует и большой, главный жизненный смысл, как бы своеобразное ядро, которое конкретизируется, воплощается в жизненных ситуациях, то обрастая оболочками, то оголяясь и освещая как факел путь в неведомое или, наоборот, помогая оценить прожитые годы» [61, с. 6]. Самую недвусмысленную характеристику смыслу жизни как динамической смысловой системе дает Д.А.Леонтьев, согласно которому смысл жизни является стержневой и обобщенной динамической системой смыслов, ответственной за общую интенциональную направленность жизни субъекта как целого [144, с. 250].
Таким образом, смысл жизни включается в смысловую сферу личности в форме сложной системы разнопорядковых смысловых структур или, иными словами, в форме динамической смысловой системы. В настоящем исследовании в качестве рабочей принимается нижеследующая формулировка смысла жизни. Смысл жизни - это динамическая смысловая система, интегрирующая множество разноуровневых смысловых структур и процессов и детерминирующая общую смысловую направленность жизненного пути личности. Смысл жизни является ведущей структурой смысловой регуляции жизненного пути личности. Если интерполировать общую формулировку смысловой регуляции на регуляцию жизненного пути личности, то можно выйти 172 на следующее определение: смысловая регуляция жизненного пути - это система смысловых структур и процессов, интегрированных в динамическую систему смысла жизни, обеспечивающих подчинение жизнедеятельности субъекта устойчивой совокупности жизненных отношений и обслуживающих выделение, презентацию и структурирование этих отношений в субъективной картине жизненного пути. Как следует из предложенного определения, в качестве центральной инстанции смысловой регуляции жизненного пути выступает смысл жизни личности, который связывает в своей структуре воедино множество смысловых структур, осуществляющих оперативную и ситуативную регуляцию жизненного пути. В конечном итоге смысловая регуляция жизненного пути является результатом сопряженного регулирования жизнедеятельности субъекта смыслом жизни и более мелкими смысловыми структурами, функционирующими как слаженные звенья единой смысловой регуляции в рамках динамической системы смысла жизни. Смысловая регуляция жизненного пути, как и всякая форма психической детерминации, может осуществляться в двух формах: неосознанной, непроизвольной форме и произвольной форме как регуляция через сознание. В последнем случае можно говорить о смысловой саморегуляции жизненного пути в связи с тем, что саморегуляция есть процесс психической детерминации активности субъекта, преломляющийся через сознание и движимый его механизмами [45; 119]. Единую систему смысловой регуляции можно также условно расслоить на уровни осознанной и неосознанной регуляции [32; 144], что корректно и в отношении регуляции жизнедеятельности субъекта смыслом жизни [236; 237]. В контексте настоящего исследования осознанная форма смысловой регуляции представляет больший интерес. Это связано с тем, что признак осознанности является важной характеристикой субъекта жизни как носителя системы осознанной произвольной саморегуляции жизненного пути [7; 192; 198]. Предложенное выше определение смысла жизни фиксирует лишь его субстратный аспект, то есть место и роль смысла жизни в структуре личности и в структуре механизмов психической регуляции жизненного пути. При этом из поля зрения выпадает феноменологическая плоскость анализа смысла жизни, то есть форма его представленности в структуре индивидуального сознания. Без определения формы представленности смысла жизни в структуре сознания невозможно вести речь об осознанной само- 173 регуляции жизненного пути, которая столь присуща субъекту жизни. Анализ работ, в которых затрагивается смысложизненная проблематика, свидетельствует о том, что формой отражения смысла жизни в индивидуальном сознании является понимание, вербализированное в имплицитной концепции смысла жизни конкретной личности [98; 168; 223; 279; 281; 282]. Разумеется, мы далеки от мысли, что понимание смысла жизни - когнитивная репрезентация - полностью исчерпывает феноменологические формы смысла жизни. Несомненно, существуют эмоциональные формы репрезентации смысла жизни в структуре индивидуального сознания и, по мнению некоторых исследователей, эти формы являются более значимым для психологического благополучия личности, нежели четкое, рассудочное понимание смысла жизни. Д.А.Леонтьев, например, пишет, что с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизнедеятельности реальным смыслом, чувство осмысленности жизни [144, с. 249]. Однако для сознательной регуляции жизненного пути понимание смысла жизни оказывается незаменимой и наиболее существенной формой презентации смысла жизни в структуре сознания субъекта. Именно с системой субъективных представлений о смысле жизни личность согласовывает свою активность при построении индивидуального жизненного пути. Понимание смысла жизни - это форма его существования в структуре индивидуального сознания, которая заключается в более или менее полном и адекватном осознании субъектом общей смысловой направленности индивидуального жизненного пути, в системе представлении субъекта о содержании смысла своей жизни. Понимание смысла жизни в данной работе изучается преимущественно в результативном аспекте как индивидуальная внутренняя концепция смысла жизни, складывающаяся в результате осознания, рефлексии личностью смысла своей жизни. Конечно, наряду с результативным аспектом понимание смысла жизни можно выставлять в процессуальном аспекте как мыслительный процесс понимания, результирующийся осознанием смысла жизни, и в мотивационном аспекте как специфическую потребность в понимании смысла жизни. Понимание смысла жизни является субъективной репрезентацией жизненного пути, фиксирующей одно из его объективных свойств - общую смысловую направленность. Ввиду данного обстоятельства понимание смыс- 174 ла жизни выполняет функцию осознанной регуляции жизненного пути, посредством чего субъект намеренно и произвольно подчиняет свою жизнедеятельность реализации смысла жизни, то есть поднимается на уровень осознанной произвольной саморегуляции, самодетерминации жизненного пути. В осознанной и произвольной форме смысловая регуляция жизненного пути предстает как смысловая саморегуляция. Смысловая саморегуляция жизненного пути - это преимущественно осознанное, целенаправленное, произвольное планирование, построение и преобразование субъектом собственного жизненного пути в соответствии со смыслом своей жизни, осуществляемое на основе его понимания. Необходимо отметить, что смысловая саморегуляция не покрывает всей системы осознанной произвольной саморегуляции жизненного пути личности. Смысловая регуляция представляет важное звено этой системы и соответствует, в терминах С.Л.Рубинштейна, подсистеме побудительной регуляции жизненного пути [186]. Смысловые структуры, задействованные в смысловой регуляции жизненного пути, обеспечивают энергетическую подпитку и наполняют смыслом содержательную сторону мотивации жизнедеятельности субъекта. Смысловая регуляция является исключительной функцией личности и в этой связи выполняется теми структурами, которые диктуют мотивационное содержание, смысловое наполнение активности субъекта, а именно терминальными [30], личностно-смысловыми [46], содержательно-смысловыми [142] особенностями личности. Иными словами, структуры и процессы смысловой регуляции жизненного пути ответственны за «содержательно-смысловую сторону регуляционных процессов, содержание внутреннего смысла деятельности для субъекта, за содержание побуждающих мотивов...» [121, с. 167]. Хотя, конечно, психическая регуляция жизненного пути смысловой регуляцией не лимитируется, так как, согласно общей концептуальной модели психической регуляции, существует другой блок регуляторных структур, детерминирующих формально-динамические, временные параметры психического регулирования и контролирования [120] или исполнительскую регуляцию [186]. Эти регуляторные структуры объединяются в инструментальную подструктуру личности [30], индивидуально-исполнительский [46] или экспрессивно-инструментальный [142] уровень личностного устройства, который служит адекватной исполнительской операционализации и инструментализации смысловых отношений субъекта. 175 С точки зрения мультирегуляторной модели личности [144], сводящей в единую систему большинство уровней и подсистем психической регуляции, смысловая регуляция жизненного пути также является одним из высших уровней психической детерминации. Если нижележащие уровни психической регуляции обеспечивают ориентировку субъекта в объективных свойствах, связях и закономерностях жизненного пути и локальных жизненных событий, то смысловая регуляция служит для ориентации субъекта в устойчивой структуре смысловых связей между событиями жизненного пути и индивидуальным смыслом жизни. Подчинение жизнедеятельности субъекта устойчивой и инвариантной структуре смысловых связей связано с реализацией логики смысложизненной необходимости как одной из плюралистичных логик психической регуляции. Данная логика существует как разновидность смысловой логики или логики смысловой необходимости, присущей исключительно личности как внутренней инстанции психической регуляции [144; 164]. Если личность во всех своих проявлениях культивирует общую логику смысла, то личность в своей частной ипостаси - как субъект жизни - реализует логику смысла жизни или смысложизненной необходимости. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|