|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379480
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 5.4
Выберите, какой из вышеуказанных советов поможет вам правильно оценить каждое из следующих утверждений. а. Существует восемь веских причин, по которым вам следует жевать резинку Gummy. ______________________________________ б. Я высказываюсь в пользу увеличения финансирования правительственных учреждений, повышения заработной платы и снижения налогов._____ в. Я не выношу маленьких детей, поэтому ни в коем случае не буду голосовать за строительство новой школы в нашем районе. _______________ г. Только глупец может усомниться в том, что нам необходимо расширить шоссе, чтобы было больше места для велосипедистов. ______________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Решение проблем Хотя логическое мышление может играть важную роль при решении проблем, этот процесс зависит и от других факторов. Часто люди решают проблемы методом проб и ошибок, без применения какого-либо систематического подхода; они просто пытаются найти верное решение с помощью случайных догадок. Этот метод неэффективен, так как процесс принятия решения сильно затягивается. Психологи предлагают подходить к решению проблем более практично, выделяя несколько его основных этапов. Сформулируйте проблему. Для того чтобы решить проблему, надо признать, что она существует. Людям маленького роста приходится сталкиваться с проблемой, которая отражена на рис. 5.3. К сожалению, очень немногие управляющие магазинами признают существование этой проблемы, поэтому низкорослые покупатели либо вынуждены просить продавцов или других, более высоких покупателей достать для них нужную вещь, либо уходят из магазина без покупки. Рис. 5.3. Человек высокого роста может нс заметить существования подобной проблемы. Соберите информацию. Факты часто указывают на очевидное решение проблемы. Комик Норм Кросби рассказывает смешную историю, являющуюся примером того, как люди иногда игнорируют факты: С моим знакомым недавно произошла душераздирающая история. Он захлопнул дверцу машины, оставив ключи в замке зажигания. В течение двух часов он безуспешно пытался выудить ключи, просунув в узкую щель в окне вешалку от пальто. Это было ужасно. Его жена в это время сидела в машине и рыдала. Шаблонное мышление: ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденция одинаково подходить к разным проблемам. Ищите варианты решения. После того как вы разобрались в проблеме и собрали необходимую информацию, начинайте поиск возможных решений. Многие при выборе возможных вариантов решения базируются на имеющемся у них опыте. Если вы однажды уже успешно решили подобную проблему, есть шансы, что решение, выбранное тогда, сработает и сейчас. Следуя такому подходу, мы ограничиваем свое мышление. Этот недостаток, заключающийся в том, что человек неспособен отказаться от привычного хода мысли, обычно называют шаблонностью мышления. Проверьте, не страдаете ли вы этим недостатком, на следующем примере. Есть такая старая детская шутка; человека просят быстро и не задумываясь произнести несколько раз подряд «ню-ню-ню-ню...», а потом спрашивают: «Как называется столица США?» Если человек отвечает Нью-Йорк, значит, он мыслит шаблонно. (Столицей США, как известно, является Вашингтон.) Можно привести и еще пару розыгрышей, на этот раз уже студенческих. 1. Есть известная шутка-задача, в которой от учащихся требуются быстрые ответы: — Как немой попросит воды? Студенты характерными жестами показывают процесс питья. — Как глухонемому объяснить, чтобы он оделся потеплее? Студенты изображают ощущения холода и процесс одевания. — Как глухому сказать, что на улице идет дождь? Студенты показывают капли дождя, падающие с неба. — Как слепой попросит ножницы? Те, кто станет показывать ножницы жестами, мыслят шаблонно, так как слепой может просто попросить дать ему ножницы. 2. Не задумываясь, быстро ответьте на следующие вопросы: — Какого цвета потолок в комнате? — Какого цвета бумага? — Какого цвета снег? — Что пьют коровы? Если на последний вопрос вы ответили «молоко», вы мыслили шаблонно. Одна из форм шаблонного мышления, также приводящая к его ограниченности, называется функциональной фиксированностью, или стереотипом поведения. Функциональная фиксированность возникает при пользовании различными предметами. Чем чаще вы используете какую-либо вещь для одной определенной цели, тем меньше у вас шансов придумать новые способы ее применения. Предположим, например, что на ветровом стекле вашей машины образовалась корка льда, а у вас нет специального скребка. Чем еще можно соскрести лед? Можно достать из бумажника кредитную карточку или принести из кухни лопаточку для торта. Конечно, кредитная карточка и лопаточка в основном предназначены не для соскребания льда. Но, сумев мысленно выйти за рамки привычного предназначения вещей, вы зачастую сможете найти альтернативное решение проблемы. Любой человек, когда-либо подтягивавший болты с помощью монеты или прикрывавшийся от дождя газетой, в определенном смысле преодолел функциональную фиксированность. Выберите решение и оцените его эффективность. Рассмотрев все возможные решения проблемы, выберите тот вариант, который кажется вам наилучшим. Затем проверьте это решение, чтобы убедиться, что оно действует. Если это полезное решение, то ваша проблема будет исчерпана. Если решение не срабатывает, то надо опять рассмотреть варианты и сделать новый выбор. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение. Стереотип поведения: использование вещей только по их известному назначению, неспособность изобрести другие способы их применения для решения проблемы. Упражнение 5.5 У Мартина возникла проблема. В течение следующих трех недель ему потребуется 200 долларов, чтобы заплатить за учебники. Он решил воспользоваться для решения этой проблемы систематическим подходом: а. Сформулировать проблему. б. Собрать информацию. в. Рассмотреть варианты решения. г. Выбрать решение и проверить его эффективность. На рис. 5.6 приводится диаграмма, на которой показано, какие шаги он предпринял. Разделите диаграмму на четыре части. Отметьте, какому шагу примененного Мартином систематического подхода соответствует каждая часть диаграммы. Первая часть диаграммы уже отмечена. Искусственный интеллект Искусственный интеллект (ИИ) — так называются разрабатываемые для решения всевозможных проблем компьютерные программы, имитирующие человеческое мышление. Эти программы в большинстве своем основываются на законах, аналогичных законам логического мышления. Одна из таких программ (MYCIN) была разработана для диагностики инфекционных заболеваний и работает примерно с такой же эффективностью, как большинство врачей (Mason, 1985). В таких областях, как геология, страхование и машиностроение, программы ИИ решают проблемы значительно быстрее, чем люди. Одним из самых интересных аспектов исследования ИИ являются знания, которые были получены о процессе человеческого мышления. Чтобы написать «компьютерную программу работы мышления», исследователи должны «разбить» мыслительный процесс на шаги, а это не так-то легко сделать. Поэтому человеческий ум, способный додумывать недостающую информацию, принимать решения на основе здравого смысла и точно узнавать лица старых друзей, имеет несравнимо большую ценность, нежели современный искусственный интеллект. Этот вывод подтверждает статья из приложения 5.2. Контрольные вопросы В столбце слева перечислены отделы головного мозга. Найдите описание функции каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 1. ____ Большой мозг а. Поддерживает равновесие 2. ____ Мозжечок б. Осуществляет связь между полушариями мозга Искусственный интеллект: компьютерные программы для решения проблем. Рис. 5.4 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|