Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52317

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

За последние годы появилось много работ, в которых обсуждается применение эпидемиологических методов для изучения профессиональной заболеваемости и преодоления различных методологических затруднений, встречающихся на этом пути. Типичная парадигма исследований в целом достаточно проста - сначала устанавливаются различия в заболеваемости и смертности по профессиональным группам и месту работы, затем осуществляется поиск тех факторов производственной среды, влиянием которых можно было бы объяснить эти различия. Реализация таких исследований оказывается полезной для решения целого спектра проблем, имеющих практическое значение:
1) характеристика процесса "естественного самоотбора" или отсева внутри профессиональных групп;
2) профессиональный отбор на предприятии, основанный на данных систематического обследования здоровья в рамках определенного ввда труда;
3) выявление факторов здоровья (инициируемое предприятием или частными лицами) для оценки мобильности трудовых ресурсов, ухода с предприятия и выхода на пенсию;
4) оценка актуального положения дел на предприятии;
5) выявление различного рода несоответствий и нарушений в документации по персоналу и отчетных данных компании.
Естественно, всегда можно обнаружить влияние смешанных ло своему характеру факторов, которые затрудняют однозначную интерпретацию данных в конкретных исследованиях, Одетой из иллюстраций возможного смешения переменных являются данные о том, что определенные эмоциональные стимулы (звук сигнала тревоги, езда на пожарной машине) связаны с увеличением частоты сердечных сокращений у пожарных (Barnard & Duncan, I975), Однако, поскольку пожарные всегда имеют дело с загрязняющими веществами, такими, как окись углерода, использование единственного фак-
153
тора "эмоционального стресса" для объяснения любого изменения в их здоровье было бы совершенно неправильным.
Мне представляется, что хотя специалисты* занимающиеся изучением стресса в труде, могли бы взять много полезного из области профессиональной эпидемиологии, ее основная исследовательская парадигма - установление различий в состоянии здоровья с последующим анализом наличия или отсутствия соответствующих вредных агентов в рабочей среде - является слишком упрощенной, Для иллюстрации обратимся к двум противоречивым примерам.
Ангиосаркома печени является настолько редким заболеванием, что появление трех или четырех случаев было достаточно для того, чтобы вызвать тревогу у официальных служб охраны здоровья и начать поиск провоцирующего фактора (Creech & Johnson, 1974). Эта болезнь и ее патогенез таковы, что влияние многих из традиционно выделяемых вредных агентов и причин изначально сведено к минимуму. В этом случае легко ставится диагноз, проводится дифференциальная диагностика с болезнеподобными синдромами, доступны и эффективны в применении методы лечения, четко определены латентный период между воздействием и дебютом болезни, сроки наступления летального исхода и пр. Кроме того, поиск патогенного агента быстро привел к указанию на поливинилхлорид как на наиболее вероятную причину возникновения болезни. Информация, подтверждающая это предположение, быстро пришла из многих промышленных районов в различных регионах мира. Наконец (а это практически недоступно для прикладных социальных исследований, анализирующих производственный стресс и психическое здоровье), за короткий срок в лабораторных условиях на животных были получены необходимые дополнительные данные. Короче говоря, история анализа этого профессионально обусловленного заболевания - это формирование небольшого и хорошо организованного пакета исходной информации с дальнейшей быстрой и плодотворной научной разработкой вопроса.
Теперь рассмотрим другое исследование, озаглавленное "Производственный стресс и психиатрические болезни в военно-морском флоте США11 (Schuckit & Gunderson, 1973)* Авторы определили по картотеке все случаи заболеваний вое*тых моряков, которые были госпитализированы с психиатрическими диагнозами в 1966-1968 г.г» Затем ими были рассчитаны индексы частоты "первой" психиатрической госпитализации (во время службы в военно-морских силах) по данной профессиональной выборке. Виды труда, которые имели более высокие и низкие индексы, были соответствейно обозначены как работы с повышенной и незначительной степенью "риска11. Однако независимая оценка тяжести условий труда не обнаружила никакой связи с предложенной классификацией по высокой/низкой степени риска. Полученные на том же контингенте данные об удовлетворен-
154
поста трудом имели неоднородный и двойственный характер одно вренешо указывая как на большую монотонное*,
жесшую техническую ориентацию. Проведенный параллельно сSL анализ индивидуальных характеристик обнаружил, что лица из группы высокого "риска" старше по возрасту, имеют более низкий образовательный уровень, по происхождению принадлежат к более низким социальным слоям, чаще оказываются разведенными или одонокнми и т.д. Но поскольку все перечисленные индивидуальные характеристики как бы привнесены в трудовую ыпуацию из личной жизни человека, то это заставляет прийти к выводу, что предпринятое исследование не в состоянии прояснить что-либо конкретное, касающееся собственно влияния производственных стрессов, и} по сути дела, не является изучением стресса в труде.
Кощептуапюация и исследования по оценке стресса в труде
Как однажды заметил Lazarus (1971)T попытки определить стресс и сопряженные с ним понятия относятся, скорее, к категории "пустого времяпровождения". Но эта более чем пессимистичная оценка противоречит огромному числу публикаций, в которых хотя бы частично затрагивается вопрос о разработке концепций стресса. В этом нсэмпирическом потоке литературы можно вьщетатъ несколько различных направлений, пытающихся придать большую строгость понятию "стресс":
1) создание перечней потенциально стрессогенных условий среды на основе анализа конкретных примеров или же использования более о бпшх теоретических пр едстав лений;
2) обновление понятия "стресс" с помощью использования других слов, обычно привлекаемых из общеупотребительной речи, которые хоть и не более точны, но менее расплывчаты:
а) стресс как напряженное усилие необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне (Ruff & Korchin, 1967),
б) стресс как "информация" об угрозе утраты или повреждения (U-powsky, 1975),
в) стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена (Bonner, 1967)t
г) стресс как непредсказуемость будущего (Groen&Bastiaans, 1967);
3) определение стресса в терминах некоторых "базовых" поведенческих характеристик, таких, как:
155
а) отсутствие адекватных реакций, что может иметь серьезные негативные последствия (Sells, 1970),
б) новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или же непредсказуемые ситуации (Appley & Trumbull, 1967),
в) мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие, например, как мотив достижения (Pepitone, 1967);
4) попытки придать большую концептуальную четкость определениям стресса для того, чтобы сделать их пригодными дня прогностической оценки гипотез и построения теории*
Среди критических замечаний по поводу этой литературы чаще всего указывается на то, что каждая из предлагаемых формулировок связана только с определенной областью исследований стресса и их трудно распространить на все уровни функционирования человека (Scott & Howard, 1970). В связи с этим интересно отметить, что большинство определений стресса в труде дается в ввде перечислений* Например, Landy & Trumbo (1976) предлагают следующий перечень стрессов: низкий уровень безопасности труда, чрезмерная конкуренция, угрожающие факторы в рабочих условиях, требования задачи, большая продолжительность или нетипичная организация сменной работы. Gross (1970) выделяет три общих класса стрессоров, связанные с: 1) развитием профессиональной карьеры в организации (потеря работы, продвижение по сяужбе, освобождение от должности); 2) трудовыми задачами (рутинная работа, трудность задачи); 3) структурой организации, McGrath (1976) указывает на 6 основных источников стресса: задача, трудовая роль, трудовое поведение, физическая среда, социальная среда и индивидуальные характеристики, которые человек привносит в трудовую ситуацию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь