|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121966
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 196 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)
Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Креативность (от лат. creatio — сотворение, создание) — действия, деятельность, результатом которой является создание нового продукта (духовных и материальных ценностей); творческие способности. Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность. «Как живете, рыбки?» В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ Отличительной особенностью поведения ребенка 3-летнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией: «А что мы сейчас увидим!..» Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки — то есть ребенок всем существом выражает свое переживание (Белкина В. Н., 1998). ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 197 исооенности развития Отличительной особенностью поведения ребенка 3-летнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Известный американский психо- Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп. лог X. Джайнотт отмечал важную психологическую особенность ребенка 3-летнего возраста — индивидуализм (ДжайноттХ., 1986). С его точки зрения, это закономерное явление в развитии малыша, он не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно, знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми — в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове. Но наряду с этим можно увидеть у детей и неадекватную реакцию. Это происходит потому, что у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Именно поэтому ребенок может смеяться над тем, что в действительности не должно вызывать смех. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении (Модина А. И., 1971). В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми — в этот период у них появляется чувство юмора. Появление и усложнение чувства комического у ребенка говорит также и о развитии у него интеллектуальных способностей, накоплении им новых знаний об окружающем мире. Поэтому задача взрослых должна заключаться не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. Помимо этого, необходимо так воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок. МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания. Появляется пока еще наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть»,— с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребенком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только 198 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШя тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. К концу 3-го года жизни у ребенка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний. Интересны данные о том, что маленькие дети активно сопереживают своим сверстникам, причем в возрасте 3 лет — больше, чем животным. Дети этого возраста больше сопереживают ребенку, потерявшему мать, пушистым цыплятам и зверятам, чем черепахам и рыбкам (Белкина В. Н., 1998). РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатия характеризуется слабым развитием рефлексивной стороны, замкнутостью в рамках непосредственного эмоционального опыта. В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми. Выделяют два вида эмпатии — гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (со-радование, сострадание, сочувствие, жалость) (Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф., 1985). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти). В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: Гуманистическая эмпатия — эмоциональный отклик на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость). «Тебе больно? Я сейчас помогу!» Эгоцентрическая эмпатия — переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|