|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39150
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Скульптуры». Участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стремясь наиболее точно передать их позы и выражения лиц. Вариант: Скульптор выбирает подходящий материал для своего замысла и молча «лепит» свое произведение. Группа и затем сама Скульптура угадывает, что это такое. Скульптор может также слепить групповую композицию на любую тему.
«Тигры, мыши и слоны». Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать. В телесно-ориентированной терапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как чувства и влечения выражаются на языке тела, в том числе с помощью симптомов. Конечной целью терапии является разработка более конструктивных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими потребностями и эмоциями. Большой вклад в разработку данного направления внесли В. Райх (1999) и А. Лоуэн (1998). Классическими элементами телесно-ориентированной терапии являются дыхательные упражнения. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. На первых занятиях группы участники могут испытывать тревогу и если она сильна, стремятся ее подавить. Это создает телесное напряжение, которое блокирует энергию, необходимую для самораскрытия. Если расслабить челюстные мышцы, мышцы гортани и дышать глубоко и свободно, можно добиться полной свободы выражения ранее подавляемых чувств. Участники группы занимаются обычно в спортивном трико, шортах или плавках, в некоторых группах практикуется полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о мышечной «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой является арка – прогиб назад. При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности. Регулярное применение напряженных поз помогает участникам лучше почувствовать собственное тело и научиться сохранять ощущение внутренней гармонии даже в состоянии стресса. Одним из базовых упражнений является брыкание, имитирующее протестующие движения маленького ребенка, лежащего на спине. Удары руками и ногами по полу и верчение головой сопровождаются соответствующими выкриками и таким образом пациент получает доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости. Другие участники активно стимулируют этот процесс, например утверждением «Да!», если пациент говорит «Нет!», или «Ты будешь!», когда пациент выкрикивает «Я не буду!» Используются также приемы, выражающие негативные эмоций по отношению к другим частникам группы, например, теннисной ракеткой колотят по стулу и кричат на кого-то, бьют его батогом – палкой из пенопласта, борются руками и т.п. После физического отреагирования этих эмоций они обычно сменяются успокоением и положительными контактами. Это используется для более эмпатичного взаимодействия с другими, установления обратной связи и вербальной работы над своими реакциями. С целью расслабления «мышечной брони» используют мышечный массаж. Массажируют зажатые мышцы задней поверхности шеи и плеч. При полном массаже двигаются вниз по телу: к пациенту прикасаются, давят, мнут, тискают и щиплют, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Для поощрения эмоциональной разрядки, чтобы поддержать расстроенного или уставшего после тяжелой работы участника, его обнимают. Упражнения в парах «Ощущение другого». Партнеры ложатся валетом и кладут руки на животы друг друга в области солнечного сплетения. Они прислушиваются к биению сердца друг друга и синхронизируют дыхание. «Движения тазом». Пассивный партнер лежит на полу, согнув ноги в коленях и поставив ступни на пол. Активный партнер садится на корточки между ног пассивного партнера, обхватывает его бедра и помогает приподнимать таз на выдохе. Во время вдоха лежащий партнер свободно опускает бедра и возвращается в исходную позицию. «Направление энергии к полу». В этой же позиции во время выдоха лежащего партнера активный партнер давит на его колени, чтобы он лучше осознал ступни как опору. «На четвереньках». Пассивный партнер встает на четвереньки, а активный партнер, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе пассивного партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение. Методы групповой двигательной и телесной терапии приводят также Е.В. Горшкова (1996), С.В. Гиппиус (2003), И.Г. Малкина-Пых (2003), А. Минделл и Э. Минделл (1999), В.В. Петрусинский (1994), Н.Ю. Хрящева (1999), Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов (1988), Шкурко Т.А. ( 2003). Гештальт-группа Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Анна Ахматова. Под гештальтом Фредерик Перлз (1993, 1997, 1998, 2001) понимает результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потребности и желания, из них выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фоном. Если потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершенным, возникает фиксация на фигуре, которая мешает воспринимать и удовлетворять и другие потребности, неуправляемость незавершенных гештальтов мобилизует интеллектуально-волевой контроль, который все больше подавляет спонтанные эмоции и потребности. Так, по Перлзу, развивается невроз. Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний должен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции. 1. Конфлуэнция – полное слияние, выражающееся в стирании границ между «Я» и окружением, конформности и симбиозе. 2. Интроекция – пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты – родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений. 3. Проекция – приписывание своего другому. При этом человек отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются проектами. 4. Ретрофлексия – «поворот на себя». Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами. 5. Дефлексия – хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов. Указанные механизмы в процессе психотерапии выступают как сопротивление. Современными авторами описаны дополнительно такие виды сопротивлений, как профлексия, эготизм и обесценивание. Профлексия является комбинацией проекции и ретрофлексией, при этом человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя, т.е. просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. Эготизм ограждает человека от интимных контактов с другими людьми, а обесценивание помогает снять с себя ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и положительные. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|