Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 185928

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию
133
нарии воздействия требуют интерактивности, в то время как инсценировки требуют лишь актерской игры. Однако инсценировки также очень полезны, поскольку помогают найти новые творческие решения проблемных ситуаций и иногда даже приводят к инсайту.
Принцип тренерского моделирования
Принцип тренерского моделирования состоит в том, что тренер сам демонстрирует те реакции, которые он считает правильными и которым пытается научить. Прежде всего, моделирование должно проявляться во всех его реакциях на высказывания и проявления участников. Внимательные участники это постепенно заметят. Правда, они гораздо быстрее заметят расхождение между тем, чему он учит, и тем, что делает сам, если такое расхождение будет допущено. Возможно, логопед может научить других говорить правильно, даже если он произносит «улица Горького» как «улица кое-кого». Однако, по моему убеждению, тренер должен хотя бы на среднем, а лучше — на хорошем уровне владеть теми навыками, которые он пытается сформировать у других, и это должно проявляться с самой первой минуты тренинга.
Моделирование может применяться и как специально спланированное упражнение. Например, тренер может предложить участникам: «Нападите на меня, и я покажу, как можно использовать технику «английского профессора». Раньше я неохотно шла на моделирование реакций. Мне казалось, методически правильным будет любыми способами избегать моделирования. Когда я сама училась тренингу, моделировать считалось неэффективным: предполагалось, что участники должны сами найти подходящие реакции, а не копировать их. Используя моделирование, я не так уж революционна. Например, в Оксфордской школе тренинга социальных умений (Oxford School Social Skills Training) моделирование является одной из пяти фаз работы. При этом используются видеоклипы, проигрывание ситуаций более опытными участниками группы и самим ведущим (Spence S., Sheperd G., 1983).
Моделирование требует определенной отваги и, возможно, опыта, хотя у многих тренеров отваги много как раз тогда, когда мало опыта. Моделирование, несомненно, также является вариантом модели ракушки, о котором речь ниже.
Принцип штудирования
Принцип штудирования состоит в том, что проблемные ситуации взаимодействия тщательно и подробно изучаются, анализируются, буквально препарируются. Этот принцип можно было бы даже назвать

134___________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию
принципом «интеллектуального препарирования». Принцип предполагает также, что каждый новый пример классифицируется, ему находится соответствующее место и подходящая реакция.
Благодаря последовательной реализации принципа штудирования участники начинают хорошо ориентироваться в методах влияния и противостояния влиянию на теоретическом уровне, и оказываются в состоянии проанализировать любую ситуацию с точки зрения того, какие методы в ней использовались партнером и какие методы стоит выбрать для ответа.
Принцип психологического тренажера
Принцип психологического тренажера — это принцип штудирования на практике. Теоретического понимания, умения классифицировать и подыскать правильный ответ для реального действия недостаточно. Нас слишком часто посещает так называемая драма действия: «понимаю, как нужно, а сделать не могу».
...Между идеей
И реальностью
Между порывом
И действием
Падает тень
Томас Стерне Элиот1 Как известно, тренажер — это аппарат для тренировки мышц определенной группы. Психологический тренажер — это аппарат для тренировки психологических реакций определенной группы. При этом тренироваться нужно до тех пор, пока соответствующая реакция станет если не автоматической, то по крайней мере готовой к использованию. Ее нужно будет вспомнить в нужный момент (этому поможет штудирование) и реализовать (этому поможет тренажер).
Эффективнее всего проходить тренажер в интерактивном режиме, во взаимодействии с тренером или с компьютером в Интернете (см. сайт: www. e-Psychology. ru)2.
Принцип индивидуального зачета
Принцип индивидуального зачета выражается в том, что каждый участник должен развить собственную личностную силу, и во взаимо-
1 Thomas Stems Eliot. The Hollow men // Fn Anthology of English and American verse. — M., 1972. P. 532-533. (Перевод наш - E. С.)
2 Сайт открыт в апреле 2001 года творческой группой психологов: Ю. Т. Ковалевым, М. А. Мирошниченко и Е. В. Сидоренко.
Jk

Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию
135
действии с другим человеком он оказывается в ситуации один на один. В этой программе человек может опереться на группу только в процессе подготовки сценария влияния, но не в сам момент влияния. В этом смысле тренинг имеет ярко выраженную индивидуалистическую направленность. Возможно, в будущем, когда в тренинг будут включены разделы взаимного влияния групп, можно будет использовать и принцип группового зачета.
Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга»
Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга» был сформулирован мною уже на основании некоторого опыта работы по этой программе. Участникам в моем родном Санкт-Петербурге (в Москве тоже, но гораздо в меньшей степени) было трудно припоминать ситуации манипуляции или придумывать их. Вытеснение, стеснение, стремление демонстрировать лишь благородные, цивилизованные реакции — вот далеко не полный перечень причин этого. Манипулятивные цели участниками выбирались тоже какие-то мелкие, незначительные, например: «Заставить Анатолия застегнуть пиджак» или «Добиться, чтобы Аня подошла к окну» и т. п. Это тормозило работу и снижало общий уровень тренинга. Сначала я использовала метод введения «подсадной утки». В группу являлась менеджер семинара, специально мною подготовленная во время перерыва, и начинала пытаться манипулировать каждым участником по очереди3.
Однако метод «черного манипулятора» не всегда применим, так как фактически требует ко-тренера, разделяющего твои взгляды и предрассудки. Случайный человек может привнести в группу такие воздействия, которые изменят ход событий совершенно не в том направлении, какое было бы выбрано тренером. Это может произойти так молниеносно, что невозможно будет проконтролировать или остановить процесс.
Пришлось сформулировать для себя этот принцип (иногда я называю его принципом движения «От натюрморта — к натуре») и разработать задания почти для всех разделов тренинга. Постепенно на заданных ситуациях участники разогреваются настолько, что собственные, значимые для них ситуации начинают уже безо всякого сопротивления всплывать в их памяти и требовать выхода. Кроме того, участники начинают чувствовать «вкус» к анализу тех ситуаций взаимного влияния,
3 Этот метод успешно применяла уже в начале 80-х годов Мария Осорина, причем роль агрессора в ее группах играла я.

136
Тренинг влияния и противостояния влиянию
которые возникают непосредственно в группе. Если работа построена правильно, в тренинге удается поработать с такими «живыми» проблемами участников.
Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом»
Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» предполагает, что вначале тренер использует модель работы с группой, в которой он является средоточием всех инициируемых им самим взаимодействий. Эту модель я называю моделью ракушки (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Модель ракушки

Рис. 7.2. Модель сети



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кауфман. Ответы (гдз) по английскому языку 7 класс Happy English.ru
  • Кауфман. Ответы (гдз) по английскому языку 8 класс Happy English.ru
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. "Мистер Хэлп идет на помощь" Пособие к учебнику для 7 кл
  • Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. "Мистер Хэлп идет на помощь" Пособие к учебнику для 8 кл
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Ромек В., Ромек Е. - Тренинг наслаждения
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • А.В. Манойло. Психологические операции в бизнесе: технологии индивидуального воздействия на участников переговоров
  • Мицукова Лилия Владимировна. Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Как сообщать негативную информацию родителям?»
  • Захарова Юлия Васильевна. Тренинг личностного роста
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • С. А. Зелинский. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание. - Сергей Зелинский
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • «Профессиональные качества».
  • «Администратор гостиницы».
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Мотивационный тренинг - Автор неизвестен.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь