Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 186421

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию
133
нарии воздействия требуют интерактивности, в то время как инсценировки требуют лишь актерской игры. Однако инсценировки также очень полезны, поскольку помогают найти новые творческие решения проблемных ситуаций и иногда даже приводят к инсайту.
Принцип тренерского моделирования
Принцип тренерского моделирования состоит в том, что тренер сам демонстрирует те реакции, которые он считает правильными и которым пытается научить. Прежде всего, моделирование должно проявляться во всех его реакциях на высказывания и проявления участников. Внимательные участники это постепенно заметят. Правда, они гораздо быстрее заметят расхождение между тем, чему он учит, и тем, что делает сам, если такое расхождение будет допущено. Возможно, логопед может научить других говорить правильно, даже если он произносит «улица Горького» как «улица кое-кого». Однако, по моему убеждению, тренер должен хотя бы на среднем, а лучше — на хорошем уровне владеть теми навыками, которые он пытается сформировать у других, и это должно проявляться с самой первой минуты тренинга.
Моделирование может применяться и как специально спланированное упражнение. Например, тренер может предложить участникам: «Нападите на меня, и я покажу, как можно использовать технику «английского профессора». Раньше я неохотно шла на моделирование реакций. Мне казалось, методически правильным будет любыми способами избегать моделирования. Когда я сама училась тренингу, моделировать считалось неэффективным: предполагалось, что участники должны сами найти подходящие реакции, а не копировать их. Используя моделирование, я не так уж революционна. Например, в Оксфордской школе тренинга социальных умений (Oxford School Social Skills Training) моделирование является одной из пяти фаз работы. При этом используются видеоклипы, проигрывание ситуаций более опытными участниками группы и самим ведущим (Spence S., Sheperd G., 1983).
Моделирование требует определенной отваги и, возможно, опыта, хотя у многих тренеров отваги много как раз тогда, когда мало опыта. Моделирование, несомненно, также является вариантом модели ракушки, о котором речь ниже.
Принцип штудирования
Принцип штудирования состоит в том, что проблемные ситуации взаимодействия тщательно и подробно изучаются, анализируются, буквально препарируются. Этот принцип можно было бы даже назвать

134___________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию
принципом «интеллектуального препарирования». Принцип предполагает также, что каждый новый пример классифицируется, ему находится соответствующее место и подходящая реакция.
Благодаря последовательной реализации принципа штудирования участники начинают хорошо ориентироваться в методах влияния и противостояния влиянию на теоретическом уровне, и оказываются в состоянии проанализировать любую ситуацию с точки зрения того, какие методы в ней использовались партнером и какие методы стоит выбрать для ответа.
Принцип психологического тренажера
Принцип психологического тренажера — это принцип штудирования на практике. Теоретического понимания, умения классифицировать и подыскать правильный ответ для реального действия недостаточно. Нас слишком часто посещает так называемая драма действия: «понимаю, как нужно, а сделать не могу».
...Между идеей
И реальностью
Между порывом
И действием
Падает тень
Томас Стерне Элиот1 Как известно, тренажер — это аппарат для тренировки мышц определенной группы. Психологический тренажер — это аппарат для тренировки психологических реакций определенной группы. При этом тренироваться нужно до тех пор, пока соответствующая реакция станет если не автоматической, то по крайней мере готовой к использованию. Ее нужно будет вспомнить в нужный момент (этому поможет штудирование) и реализовать (этому поможет тренажер).
Эффективнее всего проходить тренажер в интерактивном режиме, во взаимодействии с тренером или с компьютером в Интернете (см. сайт: www. e-Psychology. ru)2.
Принцип индивидуального зачета
Принцип индивидуального зачета выражается в том, что каждый участник должен развить собственную личностную силу, и во взаимо-
1 Thomas Stems Eliot. The Hollow men // Fn Anthology of English and American verse. — M., 1972. P. 532-533. (Перевод наш - E. С.)
2 Сайт открыт в апреле 2001 года творческой группой психологов: Ю. Т. Ковалевым, М. А. Мирошниченко и Е. В. Сидоренко.
Jk

Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию
135
действии с другим человеком он оказывается в ситуации один на один. В этой программе человек может опереться на группу только в процессе подготовки сценария влияния, но не в сам момент влияния. В этом смысле тренинг имеет ярко выраженную индивидуалистическую направленность. Возможно, в будущем, когда в тренинг будут включены разделы взаимного влияния групп, можно будет использовать и принцип группового зачета.
Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга»
Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга» был сформулирован мною уже на основании некоторого опыта работы по этой программе. Участникам в моем родном Санкт-Петербурге (в Москве тоже, но гораздо в меньшей степени) было трудно припоминать ситуации манипуляции или придумывать их. Вытеснение, стеснение, стремление демонстрировать лишь благородные, цивилизованные реакции — вот далеко не полный перечень причин этого. Манипулятивные цели участниками выбирались тоже какие-то мелкие, незначительные, например: «Заставить Анатолия застегнуть пиджак» или «Добиться, чтобы Аня подошла к окну» и т. п. Это тормозило работу и снижало общий уровень тренинга. Сначала я использовала метод введения «подсадной утки». В группу являлась менеджер семинара, специально мною подготовленная во время перерыва, и начинала пытаться манипулировать каждым участником по очереди3.
Однако метод «черного манипулятора» не всегда применим, так как фактически требует ко-тренера, разделяющего твои взгляды и предрассудки. Случайный человек может привнести в группу такие воздействия, которые изменят ход событий совершенно не в том направлении, какое было бы выбрано тренером. Это может произойти так молниеносно, что невозможно будет проконтролировать или остановить процесс.
Пришлось сформулировать для себя этот принцип (иногда я называю его принципом движения «От натюрморта — к натуре») и разработать задания почти для всех разделов тренинга. Постепенно на заданных ситуациях участники разогреваются настолько, что собственные, значимые для них ситуации начинают уже безо всякого сопротивления всплывать в их памяти и требовать выхода. Кроме того, участники начинают чувствовать «вкус» к анализу тех ситуаций взаимного влияния,
3 Этот метод успешно применяла уже в начале 80-х годов Мария Осорина, причем роль агрессора в ее группах играла я.

136
Тренинг влияния и противостояния влиянию
которые возникают непосредственно в группе. Если работа построена правильно, в тренинге удается поработать с такими «живыми» проблемами участников.
Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом»
Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» предполагает, что вначале тренер использует модель работы с группой, в которой он является средоточием всех инициируемых им самим взаимодействий. Эту модель я называю моделью ракушки (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Модель ракушки

Рис. 7.2. Модель сети



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится начальник
  • Притча «Вечный спор и разговор»
  • Притча «Прощание»
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Притча «Высокие чувства»
  • С. А. Зелинский. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание. - Сергей Зелинский
  • Притча «Последствия»
  • Иванова Анастасия. Манипуляторы в коллективе
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Притча «Гнев»
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Ганс Нинцель. Алхимия
  • К чему снится телефон
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Улитова Елена. О любви, логических уровнях и профессионализме
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Притча «Слово может быть одним из трех ...»
  • Притча «Путь ученика»
  • Контакт группа. Занятие 7: “Учимся теплу и доверию” (тренинг)
  • Притча «Будущее — продолжение прошлого»
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Притча «Я ничего не могу сказать»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Нaтaлья Аксeновa. Запретный плод воображения
  • К чему снится умершая бабушка
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Притча «Четыре слуги»
  • Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.) Когда разговор о потребностях и обидах не работает
  • Притча «Астрологи»
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • К чему снятся бывшие
  • Причины причин в психологическом анализе
  • К чему снятся осы
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь