|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106618
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей является отвержение окружающей реальности.
Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии. Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аути-стическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане выступают неврозопо-добные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом у них является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997). Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: — дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; — при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; — недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; — интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью (см. таблицу 6). 169 Таблица 6. Особенности психического развития у детей с РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ Практически отсутствует (взгляд ребенка ускользает от собеседника). Ограниченна, особенно в непривычных условиях, (случайно встретив чей-то взгляд, резко отворачиваются, вскрикивают, закрывают лицо руками). При ограниченной потребности наблюдается выраженное избирательное общение, преимущественно со взрослыми (взгляд направлен «сквозь человека»). Не проявляют инициативы в процессе общения (способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт носит прерывистый характер, взгляд часто уходит в сторону). СТЕПЕНЬ АФФЕКТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Самооагрес-сия как проявление аути-стической защиты. Неадекватные бредоподоб-ные страхи При изменении обстановки, например вне дома, аффективные нарушения увеличиваются. Страхи обусловлены повышенной гиперчувствительностью (страх посторонних малозаметных шумов, запахов, ярких блестящих предметов и пр.). Реакцией на неудачу может быть негативизм. Возможна агрессия, которая чаще проявляется в вербальных формах. Аффективные переживания проявляются в постоянных вербальных монологах, в однотипных рисунках (ребенок может постоянно говорить о пожарах, кражах, убийствах и пр.). Повышенный интерес к предмету также может быть проявлением При контактах с окружающими проявляет повышенную ранимость. Реакцией на неудачу является уход от конфликта, склонность к изоляции от окружающих. Наблюдаются сверхценные страхи. 170 Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 страха (например, интерес к горшку, электророзетке, к спичкам и пр.) ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Преимущественно полевое поведение (не обращает внимания на предметы, передвигается в неопределенном направлении, рассеянно трогает вещи, часто не глядя на них). Активность избирательна, выраженная приверженность к постоянству. Наблюдается полевое поведение, особенно в непривычных для ребенка условиях. Поведение более целенаправленное. Дети меньше сосредоточены на ощущениях своего тела или на отдельных внешних впечатлениях. В связи с этим меньше аутости-муляций и нецеленаправленных манипуляций с предметами. Поведение в целом целенаправленное. При напряжении ситуации могут наблюдаться моторные стереотипии, беспокойство, снижение концентрации внимания. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ При бесцельных движениях могут наблюдаться высоко координированные, пластичные движения. (Например, ходьба по тонкой доске, подпрыгивание со сложным чередованием ног, точное движение рук при попытке схватить предмет и пр.). Движения менее координи-рованны и пластичны, чем у детей первой группы. Наблюдается скованность, напряженность мышечного тонуса, недоразвитие тонкой моторики. i Моторная неловкость, нарушение мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, рук, ног, тяжелая походка. Выраженных нарушений в развитии моторных функций не прослеживается. Наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков. В целом движения отличаются меньшей плавностью, замедленностью в отличие от здоровых детей. 171 Радикалы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ Проявляются через активные формы аутостимуля-ции (раскачивание, прыжки, лазание и др.) В процессе обследования предметов использует обонятельные, вестибулярные и тактильные ощущения. Проявляются через символические игры, которые отличаются выраженной стереотипностью (например, может часами играть со шнурками, палочками и пр.). Возможен высокий уровень развития механической памяти как в зрительной, так и в слуховой модальностях. Сверхчувствительное восприятие (например, ребенок может заметить небольшую точку, услышать слабый звук). На эффективность восприятия существенное влияние оказывает аффективная установка. Восприятие избирательно. Высокий уровень развития памяти, особенно на аффективно значимые события. Эффективность восприятия в значительной степени зависит от эмоционального состояния ребенка. В незнакомой ситуации, в ситуации, требующей максимального общения, эффективность когнитивных процессов снижается. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Резкое снижение интеллекта. Возможны перцептивные обобщения, освоение глобального чтения в более старшем возрасте. Возможны обобщения предметов, но преимущественно по аффективным признакам. Более успешное выполнение невербальных заданий. Неравномерный темп интеллектуальной деятельности. Доступны обобщения, суждения по существенным признакам, но мотивировка ответов затруднена. Проявление отдельных способностей, обычно связанных с невербальной ,. сферой (музыкой, конструированием, эисованием а пр.). Нормальный уровень развития обобщений, суждений, 172 Радикалы Группа 1 Группа 2 v Iруппа 3 Группа 4 Ограниченность (зацик-ленность) интеллектуальных интересов (например, однообразные увлечения, стереотипные воспроизведения отдельных впечатлений). умозаключений. В экстремальных ситуациях возможны стереотипии мыслительных операций, аффективная окраска. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ f- Речевой му-тизм. Не сразу понимает обращенную речь, однако при изменении интонации (например, шепотом) может выполнить простую инструкцию. В более старшем возрасте наблюдаются эхолалии. Могут пользоваться речью при аффективно-значимых ситуациях Набор речевых штампов жестко связан с ситуацией. Эхолалии, телеграфный стиль речи. Не использует обращенную речь. Повышенное внимание к аффективной стороне речи, к стихосложению. Склонность к словотворчеству. Высокое развитие словарного запаса при слабом развитии коммуникативной стороны речи. В экстремальной ситуации возможны речевые штампы. В целом уровень речевого развития в диапазоне возрастной нормы. В процессе речевого общения возможны аграм-магазин. ПРОГНОЗ Нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых в условиях специального учреждения или в семье. Возможно обучение на дому по индивидуальной программе. Овладение элементарным счетом, чтением. Возможно обучение на дому или в коррекци-онном классе по специальной программе. Прогноз благоприятный. Возможно обучение по массовой программе в школе. 173 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|