|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57341
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Особенности психического развития недоношенного младенца
В нашей стране наблюдение за развитием недоношенных детей находится исключительно в поле зрения медиков. Согласно современному определению, недоношенный ребенок — это ребенок, родившийся преждевременно до окончания нормального срока беременности — сорока недель. Недоношенные дети в нашей стране составляют около 5% от всех новорожденных детей. Преждевремен -ные роды — ситуация, в которой страдают двое — и ребенок, и мать. Многочисленные отечественные и зарубежные специалисты отмечают, что на раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают следующие биологические факторы: гестационный возраст (то есть продолжительность данной беременности), общая морфофункциональная незрелость органов и систем (прежде всего, ЦНС), критически низкая масса тела при рождении (от 700 до 1100 г), неврологические нарушения. Недоношенные дети составляют группу высокого риска в отношении возникновения у них в дальнейшем нарушений соматического, неврологического характера, зачастую ведущим к отклонениям в психическом развитии. Недоношенность часто сочетается с врожденными заболеваниями и нередко является основой для инвалидности с детства. Данные, накопленные зарубежной статистикой (М. Э. Вернадская, 2003), свидетельствуют о том, что среди недоношенных младенцев: • в 16 % случаев был поставлен диагноз ДЦП; процент данного заболевания оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности ДЦП у выживших недоношенных младенцев; • в 20% случаев отмечается умственная отсталость; • в 21 % случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы; • в 10% случаев обнаруживалась недостаточность развития зрения и слуха; • в 33% случаев встречался сложный дефект развития. Среди психосоциальных факторов называют раннюю госпиталь - ную депривацию (продолжительностью до 4—6 мес), негативно 47 окрашенное взаимодействие с другими взрослыми — врачебным пер -соналом (недоношенный младенец подвергается процедурам, некоторые из них достаточно болезненны) и проявление «стереотипа недоношенного» (недоношенного считают более болезненным, ранимым, хрупким и инфантильным, есть данные о пролонгирован-ности действия стереотипа вплоть до школьного возраста). Преждевременно родившиеся младенцы, по данным Р. Ж. Му-хамедрахимова, попадают в группу младенцев с высоким риском. Процесс взаимодействия матери и ребенка описывается им как асинхронный, с дефицитом взаимной регуляции уровня возбуждения и стимуляции, нарушением «танца» взаимодействия. Если мать не в силах настроиться на « волну» младенца и установить с ним взаимонаправленные отношения с целью удовлетворения базовых потребностей ребенка, то в дальнейшем высока вероятность формирования небезопасной привязанности. Необходимо отметить, что интенсивная вовлеченность матери во взаимодействие с младенцем таит опасность для нее, так как ведет к внутреннему «перегоранию » уже в течение первого года жизни ребенка. Так, эмоциональная привязанность из - за психической незрело -сти ребенка (в результате которой отмечаются неясность сигналов, непоследовательность поведения ребенка) уже страдает, а отлучение его от матери на достаточно продолжительное время усугубляет и без того нарушенное взаимодействие и мешает установлению эмоциональных связей. Как известно, в первые дни своей жизни недоношенные дети подвержены смертельной опасности в значительно большей степени, чем те дети, которые провели в утробе матери все «положенные» 9 месяцев. Согласно современным исследованиям, воспоминание об этой смертельной опасности остается глубоко в памяти ребенка. Установлено, что недоношенные дети чаще сверстников страдают от страха перед смертью или страха потери матери (в исследовании принимали участие 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, которые родились раньше положенного срока и со слишком малым весом). В системе отечественного здравоохранения сложилась обстановка, не содействующая социально-эмоциональному выхаживанию детей. Так, в отделении выхаживания недоношенных отмечается ограниченное количество коек для матерей (например, всего 18 матерей 50 младенцев могут находиться в отделении выхаживания 148 недоношенных детской городской больницы г. Костромы), для остальных матерей посещения сведены к минимуму, у медицинских специалистов нет грамотного четкого представления о значении раннего эмоционального контакта (привязанности) с родителями в развитии ребенка, отсутствуют программы, оптимизирующие взаимодействие в системе «недоношенный — родитель». Послеродовая депрессия Почти полвека назад Дж. Боулби выдвинул предположение о том, что депрессивные матери «присутствуют наполовину»: физически присутствуют, но эмоционально отсутствуют. С тех пор было проведено множество исследований, каждое из которых различным образом развивало эту идею. В группу риска по возникновению послеродовой депрессии от -носят: 1) женщин, у которых в семье были психопатологии; 2) женщин, переживающих рождение ребенка с физическим или психическим дефектом; 3) женщин, у которых начало материнства связано с негативными эмоциями и трудностями; 4) женщины, которым не оказывается социальная поддержка. Изучение концепции «материнствования» («mothering»), a именно реального материнского поведения и реакции матери на события после родов, позволило выделить две группы матерей — «помогающих» и «регулирующих». В первую группу вошли женщины, ориентированные на естественные роды и отводящие ребенку центральное место в своей жиз -ни. Ко второй относят женщин, не желающих оставить работу, карьеру, у которых появление ребенка обусловлено социальными нормативными представлениями о семейной жизни. Женщины обеих групп одинаково подвержены послеродовой депрессии. У «помогающих мам» депрессия возникает из-за не- I возможности эффективно осуществлять материнские функции либо 149 находиться рядом с ребенком (например, в случае ранней госпитализации новорожденного). «Регулирующие матери» склонны к депрессии, поскольку не могут объединить карьеру и заботу о ребенке, а также ощущают потерю независимости. Зарубежные исследователи отмечают, что неблагоприятное дей -ствие перинатальной депрессии не проходит с рождением ребенка и затрагивает не только самочувствие матери; она отражается и на здоровье ребенка (P. Meredith, P. Noller, 2003). Следует добавить, что состояние депрессивной матери, по сравнению с состоянием матерей с другими диагнозами, менее благоприятно влияет на психическое развитие ребенка, особенно на чувство базисного доверия, внутренние защитные механизмы, речевое развитие. Замечено, что социальная поддержка способна смягчить последствия неблагоприятных событий в жизни женщины. Так, женщины, получающие менее качественную социальную поддержку перед родами, находятся под большим риском развития предродовой и послеродовой депрессии (L. H. Zayas , К. R. Jankowski, M. D. МсКее,2003). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|