Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57062

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Особенности психического развития недоношенного младенца
В нашей стране наблюдение за развитием недоношенных детей находится исключительно в поле зрения медиков. Согласно современному определению, недоношенный ребенок — это ребенок, родившийся преждевременно до окончания нормального срока беременности — сорока недель. Недоношенные дети в нашей стране составляют около 5% от всех новорожденных детей. Преждевремен -ные роды — ситуация, в которой страдают двое — и ребенок, и мать.
Многочисленные отечественные и зарубежные специалисты отмечают, что на раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают следующие биологические факторы: гестационный возраст (то есть продолжительность данной беременности), общая морфофункциональная незрелость органов и систем (прежде всего, ЦНС), критически низкая масса тела при рождении (от 700 до 1100 г), неврологические нарушения.
Недоношенные дети составляют группу высокого риска в отношении возникновения у них в дальнейшем нарушений соматического, неврологического характера, зачастую ведущим к отклонениям в психическом развитии. Недоношенность часто сочетается с врожденными заболеваниями и нередко является основой для инвалидности с детства. Данные, накопленные зарубежной статистикой (М. Э. Вернадская, 2003), свидетельствуют о том, что среди недоношенных младенцев:
• в 16 % случаев был поставлен диагноз ДЦП; процент данного заболевания оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности ДЦП у выживших недоношенных младенцев;
• в 20% случаев отмечается умственная отсталость;
• в 21 % случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы;
• в 10% случаев обнаруживалась недостаточность развития зрения и слуха;
• в 33% случаев встречался сложный дефект развития. Среди психосоциальных факторов называют раннюю госпиталь -
ную депривацию (продолжительностью до 4—6 мес), негативно
47
окрашенное взаимодействие с другими взрослыми — врачебным пер -соналом (недоношенный младенец подвергается процедурам, некоторые из них достаточно болезненны) и проявление «стереотипа недоношенного» (недоношенного считают более болезненным, ранимым, хрупким и инфантильным, есть данные о пролонгирован-ности действия стереотипа вплоть до школьного возраста).
Преждевременно родившиеся младенцы, по данным Р. Ж. Му-хамедрахимова, попадают в группу младенцев с высоким риском. Процесс взаимодействия матери и ребенка описывается им как асинхронный, с дефицитом взаимной регуляции уровня возбуждения и стимуляции, нарушением «танца» взаимодействия. Если мать не в силах настроиться на « волну» младенца и установить с ним взаимонаправленные отношения с целью удовлетворения базовых потребностей ребенка, то в дальнейшем высока вероятность формирования небезопасной привязанности. Необходимо отметить, что интенсивная вовлеченность матери во взаимодействие с младенцем таит опасность для нее, так как ведет к внутреннему «перегоранию » уже в течение первого года жизни ребенка.
Так, эмоциональная привязанность из - за психической незрело -сти ребенка (в результате которой отмечаются неясность сигналов, непоследовательность поведения ребенка) уже страдает, а отлучение его от матери на достаточно продолжительное время усугубляет и без того нарушенное взаимодействие и мешает установлению эмоциональных связей.
Как известно, в первые дни своей жизни недоношенные дети подвержены смертельной опасности в значительно большей степени, чем те дети, которые провели в утробе матери все «положенные» 9 месяцев. Согласно современным исследованиям, воспоминание об этой смертельной опасности остается глубоко в памяти ребенка. Установлено, что недоношенные дети чаще сверстников страдают от страха перед смертью или страха потери матери (в исследовании принимали участие 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, которые родились раньше положенного срока и со слишком малым весом).
В системе отечественного здравоохранения сложилась обстановка, не содействующая социально-эмоциональному выхаживанию детей. Так, в отделении выхаживания недоношенных отмечается ограниченное количество коек для матерей (например, всего 18 матерей 50 младенцев могут находиться в отделении выхаживания
148
недоношенных детской городской больницы г. Костромы), для остальных матерей посещения сведены к минимуму, у медицинских специалистов нет грамотного четкого представления о значении раннего эмоционального контакта (привязанности) с родителями в развитии ребенка, отсутствуют программы, оптимизирующие взаимодействие в системе «недоношенный — родитель».
Послеродовая депрессия
Почти полвека назад Дж. Боулби выдвинул предположение о том, что депрессивные матери «присутствуют наполовину»: физически присутствуют, но эмоционально отсутствуют. С тех пор было проведено множество исследований, каждое из которых различным образом развивало эту идею.
В группу риска по возникновению послеродовой депрессии от -носят:
1) женщин, у которых в семье были психопатологии;
2) женщин, переживающих рождение ребенка с физическим или психическим дефектом;
3) женщин, у которых начало материнства связано с негативными эмоциями и трудностями;
4) женщины, которым не оказывается социальная поддержка. Изучение концепции «материнствования» («mothering»), a
именно реального материнского поведения и реакции матери на события после родов, позволило выделить две группы матерей — «помогающих» и «регулирующих».
В первую группу вошли женщины, ориентированные на естественные роды и отводящие ребенку центральное место в своей жиз -ни. Ко второй относят женщин, не желающих оставить работу, карьеру, у которых появление ребенка обусловлено социальными нормативными представлениями о семейной жизни.
Женщины обеих групп одинаково подвержены послеродовой депрессии. У «помогающих мам» депрессия возникает из-за не- I возможности эффективно осуществлять материнские функции либо
149
находиться рядом с ребенком (например, в случае ранней госпитализации новорожденного). «Регулирующие матери» склонны к депрессии, поскольку не могут объединить карьеру и заботу о ребенке, а также ощущают потерю независимости.
Зарубежные исследователи отмечают, что неблагоприятное дей -ствие перинатальной депрессии не проходит с рождением ребенка и затрагивает не только самочувствие матери; она отражается и на здоровье ребенка (P. Meredith, P. Noller, 2003). Следует добавить, что состояние депрессивной матери, по сравнению с состоянием матерей с другими диагнозами, менее благоприятно влияет на психическое развитие ребенка, особенно на чувство базисного доверия, внутренние защитные механизмы, речевое развитие.
Замечено, что социальная поддержка способна смягчить последствия неблагоприятных событий в жизни женщины. Так, женщины, получающие менее качественную социальную поддержку перед родами, находятся под большим риском развития предродовой и послеродовой депрессии (L. H. Zayas , К. R. Jankowski, M. D. МсКее,2003).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь