Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156488

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Прежде чем стремиться к изменению поведения, необходимо пройти фазу когнитивной подготовки и создать мотивационные предпосылки. Здесь часто целесообразно показать замкнутый круг, который, например, может состоять из таких компонентов: оценка себя как больного — повышение щадящего поведения — редукция физической выносливости — повышенная склонность к переживанию неприятных физических ощущений (рис. 38.3.2). Пациенты исходят из того, что у них есть какое-то физическое заболевание, из-за которого они должны себя больше щадить, чтобы быстрее достичь выздоровления. Щадящее поведение приводит к редукции физических способностей, и поэтому при новых нагрузках физические последствия становятся более явными. Если рассматривать вместе с пациентом такие замкнутые круги, то ему становится очевидной необходимость постепенного улучшения его физической формы и проведения соответствующего тренинга (прим. 38.3.2).


Рис. 38.3.2. Избегающее поведение как поддерживающий фактор при соматоформных расстройствах

Примечание 38.3.2. Показательный пример «соматоформного расстройства»
Пациент
32-летний пациент поступил для стационарного лечения в психосоматическую клинику и сообщил при первой беседе, что он нуждается в лечении по причине частых болей в животе, постоянной рвоты, а также у него часто возникает головокружение и его бросает в пот. Он опасается, что заболел неизвестным заболеванием, которое ослабило его организм. Впервые сильные нарушения у него возникли 7 лет тому назад, во время кризиса супружеских отношений. Но еще в детстве и в юности он был «слабым», часто болел и нуждался в специальном щадящем режиме. Родители были сильно озабочены его физическим здоровьем.
Интервенция
Было предпринято восьминедельное лечение, состоявшее из 12 индивидуальных психотерапевтических бесед, 9 групповых сеансов с элементами прогрессирующей мышечной релаксации, 8 сеансов группового курса «социальная компетентность», физических упражнений и других поддерживающих мероприятий. Первой целью терапии было формирование мотивации к психологическому лечению. С помощью дневника симптомов пациент смог понять, что физическое самочувствие подвержено колебаниям, сопряженным с психическим самочувствием. Так, семейные конфликты или отсутствие поощрения со стороны окружающих приводили к восприятию симптомов как ухудшившихся. После этого в смысле когнитивной терапии был переработан негативный образ Я пациента как слабого, не выдерживающего нагрузок индивида (например, все «за» и «против» этого образа Я). Параллельно с этим шла когнитивная работа с понятием «здоровье». Как только возникали неприятные физические ощущения, пациент начинал считать себя больным и делал тем самым шаг назад. С помощью тренировки новых способов поведения пациент осознал, что можно быть здоровым, даже не будучи полностью свободным от некоторых физических нарушений. Формировались представления о реалистичной физической выносливости, о том, какие преимущества может это дать, что не перед всеми физическими недугами нужно отступать. Затем была проведена физическая тренировка. В заключительной фазе лечения еще раз указывалось, что проблемы взаимодействия как в семье, так и на работе приводят к ухудшению симптоматики. Поэтому в заключение был проведен тренинг повышения социальной компетентности.
---

3.5. Дальнейшие меры психической стабилизации

Соматизация часто понимается как попытка сообщить с помощью физических симптомов о психических конфликтах (Lipowski, 1986). Хотя этиологическое значение коммуникативных особенностей еще неясно, все же коммуникативные проблемы могут внести свой вклад по крайней мере в поддержание расстройства. В таких случаях важно, чтобы пациенты могли прямо сообщить о своих потребностях или эмоциях, не прибегая к «обходному пути» в виде симптомов соматизации. С этой целью разработаны различные методы коммуникативной терапии, а также методы приобретения социальных навыков и умений (например, Geissner, Gonzales, Rief & Fichter, 1995; Pfingsten & Hintsch, 1991; Ullrich & Ullrich de Muynck, 1976). Поскольку во время болезни у многих пациентов сужается социальное окружение, прерываются контакты с другими людьми, а также сокращается участие в коллективных мероприятиях, то тренинг социальной компетентности может содействовать формированию адекватной системы социальной поддержки.
Как уже упоминалось в разделе об этиологии и анализе условий возникновения соматоформных и диссоциативных расстройств, в анамнезе конверсионных или диссоциативных расстройств, других соматизированных синдромов, а также ипохондрии зачастую обнаруживаются травматические переживания. Целью переработки травматического опыта является, с одной стороны, редукция интенсивности и частоты угнетающих воспоминаний, а с другой стороны, уменьшение возможных феноменов генерализации. Для устранения ситуативной генерализации хорошо зарекомендовали себя методы, напоминающие экспозиционную терапию (Calhoun & Resick, 1993).

4. Литература

Barsky, A. J., Coeytaux, R. R., Sarnie, M. K. & Cleary, P. D. (1993). Hypochondriacal patient's beliefs about good health. American Journal of Psychiatry, 150, 1085-1089.
Barsky, A. J., Geringer, E. & Wool, C. A. (1988). A cognitive-educational treatment for hypochondriasis. General Hospital Psychiatry, 10, 322-327.
Calhoun, K. S. & Resick, P. A. (1993). Post-traumatic stress disorder. In D. H. Barlow (Ed.). Clinical Handbook of Psychological Disorders (2nd edition, pp. 48-98). New York: Guilford Press.
Geissner, E., Gonzales, E., Rief, W. & Fichter, M. M. (1995). Selbstsicherheitstrainings in der verhaltenstherapeutischen Psychosomatik. In J. Margraf & K. Rudolf (Hrsg.), Soziale Kompetenz (S. 170-191). Hohengeren: Schneider.
Goldberg, D. P. (1992). The management of medical outpatients with non-organic disorders: the reattribution model. In F. Creed, R. Mayou & A. Hopkins (Eds.), Medical Symptoms not Explained by Organic Disease (pp. 53-59). London: Royal College of Psychiatrists.
Gordon, G. H. (1987). Treating somatizing patients. The Western Journal of Medicine, 147, 88-91.
Kellner, R. (1983). Prognosis of treated hypochondriasis. Acta Psychiatrica Scandinavica, 67, 69-79.
LaBarbera, J. D. & Dozier, J. E. (1980). Hysterical seizures: the role of sexual exploitation. Psychosomatics, 21, 897-903.
Ladee, G. A. (1966). Hypochondrical Syndromes. New York: Eisvier.
Lipowski, Z. J. (1986). Somatization: A borderland between medicine and psychiatry. Canadian Medical Association Journal, 135, 609-614.
Pfingsten, U. & Hinsch, R. (1991). Gruppentraining sozialer Kompentenz (GSK). Weinheim: Psychologie Verlags-Union.
Rief, W. (1996). Erfolg und Mißerfolg in der Behandlung von Personen mit somatoformen Störungen. In H. Bents, R. Frank & E. R. Rey (Hrsg.), Erfolg und Mißerfolg in der Psychotherapie (S. 98-105). Regensburg: Roderer.
Rief, W., Heuser, J. & Fichter, M. M. (1996). Biofeedback — ein therapeutischer Ansatz zwischen Begeisterung und Ablehnung. Verhaltenstherapie, 6, 43-50.
Rief, W. & Hiller, W. (1998). Somatisierungsstörung und Hypochondrie. Göttingen: Hogrefe.
Rief, W., Hiller, W. & Heuser, J. (1997). Das Screening für somatoforme Störungen, SOMS. Bern: Huber.
Rief, W., Hiller, W., Geissner, E. & Fichter, M. M. (1995). A two-year follow-up study of patients with somatoform disorders. Psychosomatics, 36, 376-386.
Rudolf, G. (1992). Körpersymptomatik als Schwierigkeit der Psychotherapie. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik, 37, 11 -23.
Salkovskis, P. M. (1989). Somatic problems. In K. Hawton, P. M. Salkovskis, J. Kirk & D. M. Clark (Eds.), Cognitive Behaviour Therapy for Psychiatric Problems (pp. 235-276). Oxford: University Press.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Лепилина Светлана Николаевна. Родители и детский сад
  • Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Стоит ли разрешать ребенку смотреть мультфильмы?»
  • Притча «Путешествие - рай для дураков»
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Галина Ивановна Ткач. Инструктажи для бесед с детьми
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Притча «Хафиз Ширази»
  • Притча «Самое подходящее время»
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Григорий Чаусовский. Арома-технотронная психотерапия аутокоррекции пищевого поведения
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кузьмина Наталья Васильевна. Конспект занятия по речевому развитию с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки». Тема: «Как скворец дом искал».
  • Шаршун Виолетта Павловна. Как сделать веселые бутерброды
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Виноградова Елена Александровна. Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста «Научим Катю сервировать стол»
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Притча «Любовь выше поста»
  • Притча «Притча о духовной пище»
  • Лебедева Ксения. Конспект НОД по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «За обедом» в группе раннего возраста (2-3 года)
  • Трушина Ольга Николаевна. Фруктовые загадки
  • Конфронтация; confrontation
  • Черевко Валентина. Статья «Дорога к обеду ложка или…..»
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Главный Редактор. День Святого Валентина Сценарий Ужина
  • Яворская Л.М., Шульга Н.И. Трудовое обучение. 6 класс. Обслуживающий труд
  • Кривицкая Татьяна Леонидовна. Обучение столовому этикету для дошкольников
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Психология запахов
  • Притча «Токусан и старуха»
  • Психологические советы родителям выпускников по психологической подготовке учащихся к выпускным экзаменам
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование мнемотехники, как эффективного приема коррекционно – развивающей работы.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Притча «Священная пища»
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Психологический портрет женоубийцы
  • Хирш М. Булимия
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Притча «Огонь и холодная вода»
  • Юноши боятся женщин с богатым сексуальным опытом
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Притча «Пища»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь