|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60974
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 18. Невнимание к другим
19. Недобросовестность 20. Рассеянность «Из двадцати сопутствующих загрязнений, — начал Алан, — первые пять являются производными гнева. Ярость — это просто сильный выплеск раздражения, вспышка гнева. Негодование — это более длительное проявление гнева. Еще одна производная эмоция — озлобленность. Все эти эмоции являются явными проявлениями гнева. Зависть и ревность также считаются производными гнева. Когда мы с Тхуптеном Джинпой обсуждали этот список и пытались определить корни каждой эмоции, Джинпа сначала придерживался мнения, что зависть и ревность являются производными привязанности. Я же считал их производными одновременно привязанности и гнева. Мы обратились к первоисточникам: там было сказано — „гнева". Поэтому этот пункт можно оставить открытым для интерпретации. Жестокость, без всякого сомнения, также происходит из гнева. Затем мы перешли к загрязнениям, которые являются производными привязанности. Другое название жадности — алчность. Завышенная самооценка — это как раз то, о чем Оуэн говорил сегодня утром, — чрезмерное преувеличение собственных качеств. „Возбуждение" — это технический термин, который имеет отношение к медитации: разум волнуется, потому что его принудительно заставляют отвлечься от чего-то желаемого. Сокрытие собственных пороков — это такой тип заблуждения, который происходит от неведения. По той же причине происходит и самообман. Тупость (это слово употребляется преимущественно в медитации, хотя сфера его применения гораздо шире) — это отсутствие ясности ума. Люди, занимающиеся медитацией, очень хорошо с ним знакомы». Когда неведение приносит вред Следующая группа загрязнений основывается на том, что буддизм называет заблуждением или неведением. Список начинался со «слепой веры», и Алан сразу отметил, что для западного человека это может показаться странным. «Сама по себе вера считается добродетелью, но только если это не слепая вера. Разумная вера основана на реальности; вера, не имеющая такого основания, считается ментальным загрязнением. Следующее загрязнение на тибетском языке называется л ело и часто переводится как „лень", но значение этого слова гораздо шире. Если человек работает по шестнадцать часов в сутки и лезет из кожи вон, чтобы заработать больше, даже не задумываясь о добродетели, то с буддийской точки зрения можно сказать, что этот человек подвержен лело. Всем ясно, что трудоголик не ленив, но такого человека считают лело в том смысле, что он абсолютно апатичен и бездеятелен в плане развития в себе добродетели и очищения разума. Наш перевод этого термина — „духовная лень" — мы заимствовали в христианской традиции, где по значению он очень близок к буддийскому. Забывчивость означает недостаток внимания, когда вы просто отключаетесь. Контроль внутреннего состояния играет решающую роль в медитативной практике; отсутствие интроспективного внимания — это и есть забывчивость. Мне кажется, что это перекликается с некоторыми идеями, которые ты, Дэн, высказывал в своей книге „Эмоциональный интеллект". Если человеку этого не хватает, уровень его эмоционального интеллекта будет ниже». «Ты имеешь в виду самосознание?» — спросил я, так как это был основной термин, использованный мной для характеристики этого типа интроспективного внимания. «Буддисты не стали бы использовать именно этот термин, — ответил Алан (вероятно, потому, что понятие самости считается у них иллюзорной реификацией, как отметил ранее Далай-Лама), — но они вполне сопоставимы». «А теперь, — продолжил Алан, — обратим наше внимание на последнюю группу загрязнений, которые происходят одновременно от привязанности и неведения. Претенциозность — это весьма специфический обман, когда вы сознательно и намеренно претендуете на обладание хорошими качествами, которых у вас на самом деле нет, или чересчур преувеличиваете свои положительные качества. Обратная сторона этой медали — лживость, когда вы пытаетесь скрыть свои плохие качества. Бесстыдство является чем-то вроде отсутствия совести, когда независимо от того, поймает вас кто-нибудь или нет, у вас даже не возникает мысли о благопристойности. Бесстыдство — ментальное загрязнение. Это не отсутствие раскаяния: если вы делаете что-нибудь действительно постыдное, разве вас это заботит? Разве вы думаете об этом, независимо от того, поймают вас или нет? Обратная сторона — невнимание к другим, равнодушие к мнению окружающих, происходящее не от зацикленное™ на карьере или чем-то подобном, а от невнимания к тому факту, что вы являетесь существом общественным. Если вы занимаетесь чем-нибудь постыдным или наказуемым и вас просто не заботит, что думают о вас окружающие, тогда в вас присутствует это ментальное загрязнение. Недобросовестность — это наплевательское отношение к своим словам и поступкам, нежелание оценить их с точки зрения полезности или вреда. И наконец, рассеянность — это почти то же, что забывчивость: ваш разум непоследователен и каждую минуту отвлекается на то, что попадается на глаза. Все это производные неведения и привязанности. Пункт семнадцатый Приведенные выше формулировки основывались на тибетских источниках. Однако в рамках буддизма, как и в современной западной психологии, существует несколько школ мысли. Досточтимого Кусаласитто, монаха, представляющего традицию тхеравады, попросили изложить точку зрения классических палийских текстов. Бханте (так обращаются к монахам в Таиланде) взял слово, чтобы прокомментировать список: «Возвращаясь к пункту семнадцатому — бесстыдству, — отмечу, что в па- лийской традиции ему соответствует слово „ахирика" — отсутствие стыда. Если вы находитесь в этом состоянии, то вы настроены на негативные поступки и можете совершать самые тяжкие из них. Вас не заботят манеры, этикет или собственное высокое положение в обществе — вы используете его в злонамеренных целях. Вот в чем смысл термина „ахирика". Восемнадцатому пункту на языке пали соответствует слово „аноттопа" — нежелание считаться с чужим мнением. Вы не боитесь плохой кармы. Вы также можете совершать негативные поступки, но потому, что никогда не думаете о последствиях». «Это полная безответственность, когда вас не заботят долгосрочные последствия», — подвел итог Алан. Комментарий бханте вызвал дебаты о нюансах значения этих двух терминов, в ходе которых Алан сверялся с книгой одного из своих первых учителей, геше Рабтена, «Разум и его функции», выдержки из которой были розданы участникам в качестве подготовительных материалов к конференции. Такие дебаты отражают извечные споры между различными направлениями буддизма по вопросам феноменологии сознания. Джинпа надеялся, что сами дебаты продемонстрируют присутствующим сложность литературного наследия буддийской психологии и разнообразие ее источников*. * В индо-тибетской традиции существуют свои нюансы в двух базовых версиях абхидхармы, точно так же, как в версии на пали и версии на санскрите. Большинство различий между разными версиями являются несущественными. В палийской литературе, например, есть два разных варианта списка ментальных факторов, в одном из которых пятьдесят два фактора, а другом — всего сорок восемь. Две главные версии абхидхармы в тибетской традиции, откуда взяты списки ментальных загрязнений, — это абхидхарма самуккая и абхидхар- ма абхидхармакоша; версия на языке пали называется абхидхамма. Далее сделал замечание Оуэн: «В одном диалоге Платона фигурирует собеседник Сократа по имени Трази- мах, который пытается доказать, что гораздо лучше казаться благочестивым, чем быть таковым. С его точки зрения^человек чувствует себя действительно хорошо, когда кажется хорошим, а не когда является хорошим». «Этот пример явно является иллюстрацией к семнадцатому пункту!» — сказал Алан. «Да, явно, и получается, что Тразимах защищает и оправдывает бесстыдство, — согласился Оуэн. — По сути дела, он утверждает, что к этому стремится каждый человек, возможно, иногда и неосознанно. И это доставляет — по крайней мере, самому Тразимаху — большое удовольствие». Последнее слово осталось з Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|