Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60974

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

18. Невнимание к другим
19. Недобросовестность
20. Рассеянность
«Из двадцати сопутствующих загрязнений, — начал Алан, — первые пять являются производными гнева. Ярость — это просто сильный выплеск раздражения,
вспышка гнева. Негодование — это более длительное проявление гнева. Еще одна производная эмоция — озлобленность. Все эти эмоции являются явными проявлениями гнева. Зависть и ревность также считаются производными гнева. Когда мы с Тхуптеном Джинпой обсуждали этот список и пытались определить корни каждой эмоции, Джинпа сначала придерживался мнения, что зависть и ревность являются производными привязанности. Я же считал их производными одновременно привязанности и гнева. Мы обратились к первоисточникам: там было сказано — „гнева". Поэтому этот пункт можно оставить открытым для интерпретации. Жестокость, без всякого сомнения, также происходит из гнева.
Затем мы перешли к загрязнениям, которые являются производными привязанности. Другое название жадности — алчность. Завышенная самооценка — это как раз то, о чем Оуэн говорил сегодня утром, — чрезмерное преувеличение собственных качеств. „Возбуждение" — это технический термин, который имеет отношение к медитации: разум волнуется, потому что его принудительно заставляют отвлечься от чего-то желаемого.
Сокрытие собственных пороков — это такой тип заблуждения, который происходит от неведения. По той же причине происходит и самообман. Тупость (это слово употребляется преимущественно в медитации, хотя сфера его применения гораздо шире) — это отсутствие ясности ума. Люди, занимающиеся медитацией, очень хорошо с ним знакомы».
Когда неведение приносит вред
Следующая группа загрязнений основывается на том, что буддизм называет заблуждением или неведением. Список начинался со «слепой веры», и Алан сразу отметил, что для западного человека это может показаться
странным. «Сама по себе вера считается добродетелью, но только если это не слепая вера. Разумная вера основана на реальности; вера, не имеющая такого основания, считается ментальным загрязнением.
Следующее загрязнение на тибетском языке называется л ело и часто переводится как „лень", но значение этого слова гораздо шире. Если человек работает по шестнадцать часов в сутки и лезет из кожи вон, чтобы заработать больше, даже не задумываясь о добродетели, то с буддийской точки зрения можно сказать, что этот человек подвержен лело. Всем ясно, что трудоголик не ленив, но такого человека считают лело в том смысле, что он абсолютно апатичен и бездеятелен в плане развития в себе добродетели и очищения разума. Наш перевод этого термина — „духовная лень" — мы заимствовали в христианской традиции, где по значению он очень близок к буддийскому.
Забывчивость означает недостаток внимания, когда вы просто отключаетесь. Контроль внутреннего состояния играет решающую роль в медитативной практике; отсутствие интроспективного внимания — это и есть забывчивость. Мне кажется, что это перекликается с некоторыми идеями, которые ты, Дэн, высказывал в своей книге „Эмоциональный интеллект". Если человеку этого не хватает, уровень его эмоционального интеллекта будет ниже».
«Ты имеешь в виду самосознание?» — спросил я, так как это был основной термин, использованный мной для характеристики этого типа интроспективного внимания.
«Буддисты не стали бы использовать именно этот термин, — ответил Алан (вероятно, потому, что понятие самости считается у них иллюзорной реификацией, как отметил ранее Далай-Лама), — но они вполне сопоставимы».
«А теперь, — продолжил Алан, — обратим наше внимание на последнюю группу загрязнений, которые происходят одновременно от привязанности и неведения. Претенциозность — это весьма специфический обман,
когда вы сознательно и намеренно претендуете на обладание хорошими качествами, которых у вас на самом деле нет, или чересчур преувеличиваете свои положительные качества. Обратная сторона этой медали — лживость, когда вы пытаетесь скрыть свои плохие качества.
Бесстыдство является чем-то вроде отсутствия совести, когда независимо от того, поймает вас кто-нибудь или нет, у вас даже не возникает мысли о благопристойности. Бесстыдство — ментальное загрязнение. Это не отсутствие раскаяния: если вы делаете что-нибудь действительно постыдное, разве вас это заботит? Разве вы думаете об этом, независимо от того, поймают вас или нет? Обратная сторона — невнимание к другим, равнодушие к мнению окружающих, происходящее не от зацикленное™ на карьере или чем-то подобном, а от невнимания к тому факту, что вы являетесь существом общественным. Если вы занимаетесь чем-нибудь постыдным или наказуемым и вас просто не заботит, что думают о вас окружающие, тогда в вас присутствует это ментальное загрязнение.
Недобросовестность — это наплевательское отношение к своим словам и поступкам, нежелание оценить их с точки зрения полезности или вреда. И наконец, рассеянность — это почти то же, что забывчивость: ваш разум непоследователен и каждую минуту отвлекается на то, что попадается на глаза. Все это производные неведения и привязанности.
Пункт семнадцатый
Приведенные выше формулировки основывались на тибетских источниках. Однако в рамках буддизма, как и в современной западной психологии, существует несколько школ мысли. Досточтимого Кусаласитто, монаха, представляющего традицию тхеравады, попросили
изложить точку зрения классических палийских текстов. Бханте (так обращаются к монахам в Таиланде) взял слово, чтобы прокомментировать список: «Возвращаясь к пункту семнадцатому — бесстыдству, — отмечу, что в па- лийской традиции ему соответствует слово „ахирика" — отсутствие стыда. Если вы находитесь в этом состоянии, то вы настроены на негативные поступки и можете совершать самые тяжкие из них. Вас не заботят манеры, этикет или собственное высокое положение в обществе — вы используете его в злонамеренных целях. Вот в чем смысл термина „ахирика".
Восемнадцатому пункту на языке пали соответствует слово „аноттопа" — нежелание считаться с чужим мнением. Вы не боитесь плохой кармы. Вы также можете совершать негативные поступки, но потому, что никогда не думаете о последствиях».
«Это полная безответственность, когда вас не заботят долгосрочные последствия», — подвел итог Алан.
Комментарий бханте вызвал дебаты о нюансах значения этих двух терминов, в ходе которых Алан сверялся с книгой одного из своих первых учителей, геше Рабтена, «Разум и его функции», выдержки из которой были розданы участникам в качестве подготовительных материалов к конференции. Такие дебаты отражают извечные споры между различными направлениями буддизма по вопросам феноменологии сознания. Джинпа надеялся, что сами дебаты продемонстрируют присутствующим сложность литературного наследия буддийской психологии и разнообразие ее источников*.
* В индо-тибетской традиции существуют свои нюансы в двух базовых версиях абхидхармы, точно так же, как в версии на пали и версии на санскрите. Большинство различий между разными версиями являются несущественными. В палийской литературе, например, есть два разных варианта списка ментальных факторов, в одном из которых пятьдесят два фактора, а другом — всего сорок восемь. Две главные версии абхидхармы в тибетской традиции, откуда взяты списки ментальных загрязнений, — это абхидхарма самуккая и абхидхар- ма абхидхармакоша; версия на языке пали называется абхидхамма.
Далее сделал замечание Оуэн: «В одном диалоге Платона фигурирует собеседник Сократа по имени Трази- мах, который пытается доказать, что гораздо лучше казаться благочестивым, чем быть таковым. С его точки зрения^человек чувствует себя действительно хорошо, когда кажется хорошим, а не когда является хорошим».
«Этот пример явно является иллюстрацией к семнадцатому пункту!» — сказал Алан.
«Да, явно, и получается, что Тразимах защищает и оправдывает бесстыдство, — согласился Оуэн. — По сути дела, он утверждает, что к этому стремится каждый человек, возможно, иногда и неосознанно. И это доставляет — по крайней мере, самому Тразимаху — большое удовольствие».
Последнее слово осталось з



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь