Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31471

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора, началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.
Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и Пушкина, конец с редакторской работой Короленко и Чехова. На разви-тие редактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отече-ственной культуры Белинский, Некрасов, Писарев, Салтыков-Щедрин, x Герцен.
Рассматривая процесс становления и развития редактирования как самостоя-тельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой-то мере реализует те правила, которые разрабатываются цензорами. Это отчетливо проявилось в XIX веке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века.
Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становле-ния и развития различных типов и видов изданий и прошло путь от разработки общих подходов к подготовке альманахов и "толстых" журналов, а также отдельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы.
Постепенно структурируется массив изданий по жанрово-видовому признаку, ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изданий. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы, накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обосновываются критерии оценки произведений литературы, требования к изданиям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его правах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о специфике редакционно-издательского процесса.
Кроме того, массив изданий структурируется по отраслевому признаку и по-является нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Осо-бенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствовед-ческое книгоиздание. Складывается структура медицинской, сельскохозяй-ственной, искусствоведческой периодики, выпускаются отраслевые моногра-фии, практические пособия учебные издания. Развивается литература для детей.
Редактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком, так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художественные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы переплетаются профессиональные (сегодня мы назвали бы их деятельностными) моменты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию научной и справочной литературы по различным отраслям знания. Литературное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосновывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало.
Нужно иметь в виду, что прежде всего редакторское знание развивалось в про-цессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции вы-полняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выходила за рамки чисто редакторской работы: писатель, используя собственный писательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля. Это отчетливо видно, например, в работе А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу произведения - не только художественной, но и других видов литературы в практике редактирования.
В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки художественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особенно активно развивались проблема популяризации знания и методы его представления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-популярной литературы.
Редактирование определяется характером развития книжного дела в целом и книгоиздания в частности.
В рассматриваемый период получают развитие два направления в подготовке издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редакторское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. Последнее особенно отчетливо проявилось в деятельности Сенковского, который писал: "В "Библиотеке для чтения" редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделка слога и предмета, если они требуют отделки" .
И задачи редактирования определяются по-разному, в зависимости от того, ка-кая роль отводится изданию. Так, Булгарин в статье "Мнение о литературном журнале "Современник" , как он назвал альманах Пушкина, пишет: "...Цель всех литературных журналов в мире состоит в том, чтоб распространять полезные сведения, сообщать литературные новости и занимать любителей легкого чтения". Такой подход определил деятельность многих издателей, ставящих целью представить литературу только как средство развлечения.
Как правило, лучшие редакторы XIX века рассматривали издание не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса, идейных убеждений. Они стремились к идейному единству печатаемых материалов, включая в то или иное издание научные, философские, критические материалы и художественные произведения. Выступления на страницах многих журналов рассматриваемого периода отличаются полемичностью и отражают социально-политическое и культурное движение в России и Европе.
Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потре-бителей литературы. В первой половине XIX века в своей подавляющей части русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной.
Отметим еще один важный результат развития редактирования в XIX веке: в это время формируется представление о том, что собственно издание влияет на восприятие литературного произведения и уточняет его характер. Выделяются те аспекты издания, которые определяют его тип и вид, и выявляются, разраба-тываются принципы подготовки издания с учетом целей, задач, особенностей произведения. Работа редактора получает точку отсчета. Его целью становится реализация специфики издания, интерпретация литературного произведения средствами книгоиздания.

Глава 9. Особенности развития редактор-ской школы в начале XX века (1900-1917)
§1 Общая характеристика книгоиздания
Период до 1917 года ХХ века в развитии редактирования достаточно пло-дотворен. Продолжая традиции XIX века, издатели и редакторы в это время наиболее остро ставят вопрос о читательском восприятии произведений литературы, формируют критерии их оценки, способствуют усилению роли издания по отношению к произведению.
Наиболее существенным можно считать осмысление издания как явления культуры, причем многие из вышедших в то время книг и журналов демонстрируют значение продукта издательской деятельности как целостного организма, в котором существенны все элементы - текст, иллюстрации, оформление, аппарат. Подготовка изданий в это время осуществляется целыми творческими коллективами (автор, редактор, художник). Хотя роль и задачи редактора, как и прежде, остаются ведущими, более активно в издании начинает проявляться художник (художественный редактор) и автор как носитель идеи не только собственно произведения, но и издания в целом.
Особенно интенсивно разрабатывались критерии оценки произведений художественной литературы, чему способствовал развивающийся литературный процесс.
В данной главе рассматриваются основные тенденции развития редактирования в начале века. Отобраны те факты, которые наиболее отчетливо характеризуют эти тенденции и показывают факторы и условия их формирования.
Начало ХХ века - один из сложнейших периодов в истории России, в котором сфокусировались многие противоречия ее развития. Одно из главных противо-речий - несоответствие между закономерным экономическим ростом страны и характером ее социальных институтов. Это нашло свое выражение в остром противоборстве социально-политических, философских, эстетических идей. На дальнейшее формирование редактирования как специфического вида профессиональной деятельности оказал влияние ряд факторов, определяющих развитие общественной жизни. Остановимся на основных.
Прежде всего это особенности развития книгоиздательского дела.
В это время резко возросли масштабы издательской деятельности. Так, только за один 1905 год, всколыхнувший общественное сознание, количество увидев-ших свет названий возросло до 30 тыс. по сравнению с 14 тыс. названий, вы-шедших в 1904 году. В дальнейшем, вплоть до первой мировой войны, наблю-дается устойчивая тенденция увеличения выпуска печатной продукции. Если в 1908 году было выпущено 23,8 тыс. названий тиражом 93,2 млн. экз., то в 1913 - 34 тыс. названий, тираж которых составил 118,8 млн. экз.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь