|
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31471
Автор: Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Название: Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора, началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.
Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и Пушкина, конец с редакторской работой Короленко и Чехова. На разви-тие редактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отече-ственной культуры Белинский, Некрасов, Писарев, Салтыков-Щедрин, x Герцен. Рассматривая процесс становления и развития редактирования как самостоя-тельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой-то мере реализует те правила, которые разрабатываются цензорами. Это отчетливо проявилось в XIX веке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века. Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становле-ния и развития различных типов и видов изданий и прошло путь от разработки общих подходов к подготовке альманахов и "толстых" журналов, а также отдельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы. Постепенно структурируется массив изданий по жанрово-видовому признаку, ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изданий. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы, накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обосновываются критерии оценки произведений литературы, требования к изданиям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его правах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о специфике редакционно-издательского процесса. Кроме того, массив изданий структурируется по отраслевому признаку и по-является нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Осо-бенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствовед-ческое книгоиздание. Складывается структура медицинской, сельскохозяй-ственной, искусствоведческой периодики, выпускаются отраслевые моногра-фии, практические пособия учебные издания. Развивается литература для детей. Редактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком, так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художественные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы переплетаются профессиональные (сегодня мы назвали бы их деятельностными) моменты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию научной и справочной литературы по различным отраслям знания. Литературное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосновывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало. Нужно иметь в виду, что прежде всего редакторское знание развивалось в про-цессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции вы-полняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выходила за рамки чисто редакторской работы: писатель, используя собственный писательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля. Это отчетливо видно, например, в работе А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу произведения - не только художественной, но и других видов литературы в практике редактирования. В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки художественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особенно активно развивались проблема популяризации знания и методы его представления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-популярной литературы. Редактирование определяется характером развития книжного дела в целом и книгоиздания в частности. В рассматриваемый период получают развитие два направления в подготовке издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редакторское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. Последнее особенно отчетливо проявилось в деятельности Сенковского, который писал: "В "Библиотеке для чтения" редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделка слога и предмета, если они требуют отделки" . И задачи редактирования определяются по-разному, в зависимости от того, ка-кая роль отводится изданию. Так, Булгарин в статье "Мнение о литературном журнале "Современник" , как он назвал альманах Пушкина, пишет: "...Цель всех литературных журналов в мире состоит в том, чтоб распространять полезные сведения, сообщать литературные новости и занимать любителей легкого чтения". Такой подход определил деятельность многих издателей, ставящих целью представить литературу только как средство развлечения. Как правило, лучшие редакторы XIX века рассматривали издание не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса, идейных убеждений. Они стремились к идейному единству печатаемых материалов, включая в то или иное издание научные, философские, критические материалы и художественные произведения. Выступления на страницах многих журналов рассматриваемого периода отличаются полемичностью и отражают социально-политическое и культурное движение в России и Европе. Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потре-бителей литературы. В первой половине XIX века в своей подавляющей части русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной. Отметим еще один важный результат развития редактирования в XIX веке: в это время формируется представление о том, что собственно издание влияет на восприятие литературного произведения и уточняет его характер. Выделяются те аспекты издания, которые определяют его тип и вид, и выявляются, разраба-тываются принципы подготовки издания с учетом целей, задач, особенностей произведения. Работа редактора получает точку отсчета. Его целью становится реализация специфики издания, интерпретация литературного произведения средствами книгоиздания. Глава 9. Особенности развития редактор-ской школы в начале XX века (1900-1917) §1 Общая характеристика книгоиздания Период до 1917 года ХХ века в развитии редактирования достаточно пло-дотворен. Продолжая традиции XIX века, издатели и редакторы в это время наиболее остро ставят вопрос о читательском восприятии произведений литературы, формируют критерии их оценки, способствуют усилению роли издания по отношению к произведению. Наиболее существенным можно считать осмысление издания как явления культуры, причем многие из вышедших в то время книг и журналов демонстрируют значение продукта издательской деятельности как целостного организма, в котором существенны все элементы - текст, иллюстрации, оформление, аппарат. Подготовка изданий в это время осуществляется целыми творческими коллективами (автор, редактор, художник). Хотя роль и задачи редактора, как и прежде, остаются ведущими, более активно в издании начинает проявляться художник (художественный редактор) и автор как носитель идеи не только собственно произведения, но и издания в целом. Особенно интенсивно разрабатывались критерии оценки произведений художественной литературы, чему способствовал развивающийся литературный процесс. В данной главе рассматриваются основные тенденции развития редактирования в начале века. Отобраны те факты, которые наиболее отчетливо характеризуют эти тенденции и показывают факторы и условия их формирования. Начало ХХ века - один из сложнейших периодов в истории России, в котором сфокусировались многие противоречия ее развития. Одно из главных противо-речий - несоответствие между закономерным экономическим ростом страны и характером ее социальных институтов. Это нашло свое выражение в остром противоборстве социально-политических, философских, эстетических идей. На дальнейшее формирование редактирования как специфического вида профессиональной деятельности оказал влияние ряд факторов, определяющих развитие общественной жизни. Остановимся на основных. Прежде всего это особенности развития книгоиздательского дела. В это время резко возросли масштабы издательской деятельности. Так, только за один 1905 год, всколыхнувший общественное сознание, количество увидев-ших свет названий возросло до 30 тыс. по сравнению с 14 тыс. названий, вы-шедших в 1904 году. В дальнейшем, вплоть до первой мировой войны, наблю-дается устойчивая тенденция увеличения выпуска печатной продукции. Если в 1908 году было выпущено 23,8 тыс. названий тиражом 93,2 млн. экз., то в 1913 - 34 тыс. названий, тираж которых составил 118,8 млн. экз. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|