|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26064
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сказанное относится не только к демоскопическому интервью. В равной мере это касается и анкетного опроса, где последовательность во-просов, альтернатив и даже отдельных слов оказывает огромное влияние на результаты исследования. Рассмотрим такой фрагмент из анкеты: "Активное участие в политической жизни современного общества нельзя представить без основательных политических знаний, без достаточно полной информации о всех событиях, которые происходят у нас в стране или за рубежом. Скажите, пожалуйста, интересуетесь ли Вы общественно-политическими событиями внутри страны и за рубежом?"
Вопрос сформулирован таким образом, что явно подсказывает ответ. Начав с заявления о том, что нельзя представить политической деятельно-сти, тем более активной (категоричность выражения), без основательных политических знаний, без полной информированности (опять категорич-ность), автор анкеты задает вопрос о том, интересуется ли этими политиче-скими событиями респондент. Тому ничего не остается, как ответить поло-жительно. Отрицательный ответ, по существу, снят социологом. Приведем пример явного влияния формы вопроса на респондента. "Что по Вашему следовало бы сделать или предпринять, чтобы слухи, как искаженное отражение жизни города, возникали бы реже или отсутствовали бы вовсе?" (Напишите, пожалуйста, свое мнение) . Если программа данного исследования не предусматривала поста-новку вопроса именно в такой форме, то здесь очевидна явная направлен-ность вопроса, т.е. негативное отношение исследователя к такому социаль-ному явлению, как слухи. Тем самым программируется негативное отноше-ние респондентов к слухам. Как видно из приведенных примеров, социолог нередко подталкивает респондентов к определенным ответам, т.е. анкета оказывает воздействие на результат. В принципе невозможно построить абсолютно нейтральную анкету, из которой было бы полностью исключено влияние исследователя. Оно все-гда в большей или меньшей степени будет присутствовать. Главное избе-жать тенденциозного, часто неосознанного желания использовать методику построения анкеты таким образом, чтобы подтвердить свои предположения и гипотезы. Это опасное стремление. Вопросы, начинающиеся со слов: "Из-вестно ли Вам...", "Удовлетворены ли Вы...", "Нравится ли Вам..." и т.д., фактически направляют респондента в сторону положительного ответа. Легче ответить утвердительно, чем признаться, что Вам неизвестно, не нравится и т.д. Респондент чаще склонен отвечать положительно, чем отрицательно . Есть несколько способов снизить влияние исследователя на ответы респондента: 1) формулировать нейтральные вопросы, безотносительно к той или иной позиции, будь то позиция социолога, или общепринятая, или офици-альная оценка события. "Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к телепе-редаче "В мире животных"?" Вопрос не несет в себе явного влияния социо-лога, его формулировка нейтральна к возможным вариантам ответа; 2) поставить вопрос в альтернативной форме. "Некоторые люди считают, что холодильник "..." очень хороший, другие говорят, что он не самый хороший, есть лучше. А как Вы думаете?" Исследователь предлагает респонденту различные точки зрения, тем самым показывая, что нет единого общепринятого мнения, как и мнения самого социолога. Он просит респондента высказать свою точку зрения; 3) не строить вопрос в положительной или отрицательной форме. В экспериментальном исследовании респондентам был задан один и тот же вопрос, но в трех различных формулировках: положительной, отрицатель-ной и нейтральной. Опрос дал такое распределение ответов. Вам нравится работать на шахте? Как Вы относи-тесь к своей ра-боте на шахте? Вам не нравит-ся работать на шахте? Мне нравится работать на шахте 58,6 54,5 53,8 Мне нравится работать на шахте, но не очень 35,9 34,8 32,8 Нет, мне не нравится работать на шахте 3,0 6,3 10,5х х В сумме по столбцу нет 100%, поскольку часть респондентов не от-ветила на вопрос. Разница в распределении ответов небольшая (в среднем 5,1%), но весьма характерная. При положительной формулировке вопроса возрастает количество положительных ответов, сокращается количество отрицатель-ных, соответственно изменяется количество ответов на вопросы с отрица-тельной формулировкой. И только при безотносительной формулировке во-проса получены ответы, близкие к усредненным между положительной и отрицательной формулировками. Таким образом безотносительная форму-лировка вопроса позволяет избежать влияния исследователя и получить бо-лее точные данные. Вопросы лучше формулировать нейтральные. "Скажите, пожалуйста, улучшилась ли за последние два года Ваша жизнь?", так обыч-но задается вопрос в анкетах. Его лучше сформулировать по другому: "Скажите, как изменилась Ваша жизнь за последние два года?" К сожалению, социологи не всегда следят за тем, чтобы все вопросы анкеты были сформулированы нейтральными по отношению к оценке со-циологом, форме, а формулируют вопросы в такой тональности, которая больше привлекает самого исследователя. В результате получаются невер-ные или искаженные данные. Есть еще способ избежать влияния отрицательного или положитель-ного настроя в вопросе, особенно в тех случаях, когда трудно построить во-прос в нейтральной форме. Для этого имеет смысл не задавать вопрос в об-щей форме типа "Знаете ли Вы...", а разбить его на ряд отдельных подвопро-сов. Например, в исследовании "Клубный работник сегодня и завтра" ре-спондентам задавался не один вопрос "Знаете ли Вы клубного работника?", а два: "Не вспомните ли как его зовут?" (напишите фамилию, имя, отчество)__________________ "Он давно работает в Вашем клубе?"__________________ Отвечая на эти два вопроса, респондент полностью выявляет свое знание клубного работника, поскольку социолог снял возможное влияние положительной формулировки вопроса "Знаете ли Вы...?"; 4) для снятия влияния исследователя можно поставить вопрос в виде диалога, в котором один участник высказывает свое мнение, второй - иное, возможно даже противоположное. Диалог может быть представлен или в словесной форме, или в наглядной, в виде рисунков. Можно вообще не задавать вопрос, а предложить респонденту изложить свое мнение по поводу сюжета рисунка. Так, можно предложить респондентам две картинки. На одной из них нарисован мужчина с сигаретой, на другой - без сигареты. Респондент должен высказать свое мнение о каждом из рисунков. В зависимости от того, как респонденты будут оценивать эти портреты, можно сделать заключение об их отношении к курению . На респондента может оказать влияние и сама процедура опроса. Чи-стота ответов может зависеть от того, кто проводит опрос, т.е. от анкетера, от его умения найти форму общения с респондентом, от того как сложатся их личные отношения. Очень важно, доверяет ли опрашиваемый анкетеру, а также в каких условиях заполняется анкета, в какое время. Эти моменты необходимо учитывать при проведении социологического исследования. Они - существенный аспект социологического анкетирования. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|