|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28291
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЛТ = E1 — Е2 + 35, где E1 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; E2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Оцените свои результаты по следующей шкале: 0—30 баллов — низкая тревожность; 31—45 баллов — умеренная тревожность; выше 45 баллов — высокая тревожность. Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31—45 баллов) требуют специального внимания. Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за результат. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов. Направленность, мотивация, самоактуализация Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери, что у нас есть душа. У. Черчилль Многие психологи считают направленность одной из важнейших сторон личности человека. Это название объединяет ценности, мировоззрение, идеалы, убеждения, склонности, интересы, желания, влечения, потребности. Сущность направленности связана не столько с тем, чего хочет человек, сколько с тем, почему он этого хочет, т.е. с мотивами его поведения. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями — осознанными и неосознанными мотивами. Другими словами, мотив — это побуждение к деятельности конкретного человека, выполняющего ее. Так, например, несколько человек могут одинаково добросовестно выполнять сходную работу, но субъективно оценивать ее цели по-разному: для одного мотивом будет хороший коллектив, потому что для него ценностью являются взаимоотношения между людьми, для другого — содержание его труда, т. е. он ценит в себе и в людях в первую очередь высокий профессионализм, для третьего мотив — оплата его труда. Существует чрезвычайно много классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Одна из наиболее известных принадлежит А. Маслоу. Этот ученый выделил 2 основные группы потребностей человека: высшие и низшие. Высшие потребности 5. Потребность в самоактуализации: в реализации собственных (потребности «роста») возможностей и способностей, в понимании и осмыслении. 4. Потребность в самооценке: самоуважении, достижении, признании, одобрении. 3. Потребность в социальных контактах: любви, нежности, чувстве идентификации (отождествлении с кем-либо), чувстве социальной присоединенности. Низшие потребности 2. Потребность в безопасности: защите от боли, страха, гнева, («нужды») неустроенности и т. д. 1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальные потребности и др. — в той мере, в какой они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности. Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что высшие потребности возникают только в том случае, если достаточно насыщены низшие, причем это «насыщение» должно носить достаточно длительный и интенсивный характер. Это означает, что формирование потребностей как отдельного человека, так и социальных групп и даже целого общества, происходит последовательно и закономерно: стойкая потребность более высшего порядка возникает только на основе устойчиво насыщенной потребности предыдущей ступени. Если общество, социальная группа и отдельный конкретный человек не ощущают себя в достаточной, например, безопасности, то вряд ли у них сформируются потребности в осмыслении себя, своих ценностных ориентаций, смысла жизни. А что же такое потребность в самоактуализации как не потребность в «смысле жизни»? Можно с уверенностью сказать, что возникающие на наших глазах интерес, понимание, внимание к человеку, его индивидуальности, как бы это ни называлось, — учет человеческого фактора, гуманизация — основаны на росте субъективных потребностей нашего общества, росте нас самих. Другая сторона этого процесса — интерес человека к самому себе, стремление к лучшему пониманию себя. Одним из проявлений этого интереса является «открытие» психологии, выход ее к людям, ощутившим в себе эту высшую потребность человека — в самопознании и самоактуализации. Мотивация роста связана с побуждением обогащать жизнь, расширять жизненный опыт, так как это увеличивает удовольствие человека от его собственного существования. Эта мотивация, в отличие от мотивации первой группы, не является следствием дискомфорта, ее цель — не редукция напряжения, а реализация способностей, идеалов и т. д. Человек становится потенциально богаче, хотя напряжение при этом увеличивается! Высшие потребности позднее возникают у человека, они менее важны для выживания, их удовлетворение легче отодвинуть на некоторое время, субъективно они воспринимаются как менее насущные. Несмотря на это, удовлетворение высших потребностей влияет на повышение продолжительности жизни, снижение заболеваемости. Жизнь на более высоком уровне потребностей чаще приносит счастье, ведет к развитию личности. Временное неудовлетворение низших потребностей, хотя они очень важны, не обязательно прерывает самоактуализацию, реализацию себя. А. Маслоу, проанализировав биографии ряда выдающихся людей, достигших, по его мнению, уровня самоактуализации (Эйнштейна, Линкольна и др.), выделил ряд их характерных черт: ориентацию на реальность, терпимость к недостаткам других, спонтанность (самопроизвольность, непосредственность в выражении чувств, в поступках), деловую направленность, ограничение частных интересов, независимость, оптимизм, одухотворенность, ощущение себя частью человечества, наличие узкого круга близких друзей, демократические принципы, разведение понятий цели и средств (цель не оправдывает средства), чувство юмора, склонность к творчеству, нонконформизм (не склонность следовать за мнением большинства). Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Смысл жизни доступен любому человеку, однако, нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит перед ним этот вопрос, и человеку приходится отвечать на него — не словами, а действиями. Человек не изобретает его, а находит в мире. В поисках смысла человека направляет совесть, которую можно определить как способность обнаружить единственный и уникальный смысл, кроющийся в любой жизненной ситуации. Только совесть дает человеку возможность сопротивляться, не поддаваться групповому воздействию. Смысл жизни — это всякий раз также и конкретный смысл жизненной ситуации. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек. Интересно рассуждение американского студента, которое приводит В. Франкл в своей книге: «Мне 22 года, у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим, и в отношении секса и личного престижа, я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю — это, какой во всем этом смысл». В. Франкл намечает возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1. С помощью того, что мы даем жизни сами (творческая работа). 2. С помощью того, что мы берем от мира (переживание ценностей). 3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно выделяются 3 группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются в продуктивных творческих действиях и являются созидательными. Ценности переживания проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в восхищении перед красотой природы или произведениями искусства. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|