Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54639

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧАСТЬ
ВТОРАЯ
ГЛАВА 4.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
§ 1. К проблеме личности
В 20-х годах проблемой изучения развития личности в ходе ее жизни начала заниматься Ш.Бюлер в Венском психологическом институте. Первые ее работы касались развертывания интеллектуальных возможностей человека в его ранние годы. Затем ее исследования охватили все этапы эволюции и инволюции душевной жизни личности. В эти же годы идеи о необходимости историко-генетического подхода к изучению личности высказывали отечественные психологи (в частности Н.И.Рыбников). Свою реализацию эти идеи нашли в творчестве Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории развития высших психических функций. На рубеже 30-х годов он был захвачен проблемой истории становления «высших психических синтезов» — личности человека и его мировоззрения. Обобщая достижения мировой психологической мысли, он обращается к работам Э.Шпрангера и В.Штерна. Но особенное его внимание привлекли идеи А.Адлера, которые Выготский перерабатывает с собственных теоретических позиций. Он впервые пытается ввести в систему отечественной психологии понятия жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жизненных планов. Он позитивно оценивает положение Адлера о целенаправленном характере линий жизни, знаменующем устремленность человека в будущее. По его словам, именно направленность лейтлинии, то есть центральной «жизненной дороги», на реализацию определяемого самой личностью своего будущего, превращает историю жизни человека из ряда бессвязных эпизодов в связный единый биографический процесс.
164
В работах Выготского фигурируют и понятие «жизненный путь» 1.
Содержательное продвижение проблематики жизненного пути требует достаточно разработанной концепции личности и ее развития. Ведь именно личность является основанием главной и второстепенных линий своей жизни, которые она прокладывает, преодолевая сопротивление меняющихся исторических условий и защищая выбранное ею направление. Выготский пытается выделить стержневые характеристики личности, но целостную ее концепцию он не успел создать. Однако, выдвинутые им идеи до сих пор полностью не осмыслены, хотя отдельные важные положения легли в основу крупных концепций современных отечественных психологов. В работах Выготского прокладывание индивидом своей «жизненной дороги» выступает как одно из высших проявлений активности человека, порождаемое, инициируемое им самим.
Понятие активности — центральное и в общепсихологической теории этого психолога, и в его концепции личности. Активность как ведущая характеристика человека выступает в различных формах. На этапе детства она проявляется в виде инициируемых самим ребенком движений, в его стремлении вырасти, развиться, в очень ранних проявлениях волевых усилий. Категория идущей от индивида активности сопряжена с важнейшей для Выготского категорией воли, с утверждением представлений о воле как основе личности 2. Для обозначения личности как источника, инициатора своих внешних и внутренних действий Выготский очень редко прибегает к понятию «субъект». Однако, выступая против распространенного в психологии своего времени понимания младенца как реактивного существа, ученый подчеркивает: «Младенец — субъект развития» [5, Т.2, с. 281]. Активность растущего человека выступает как важная часть содержания введенного им понятия соци-
1 Это понятие обычно связывается с именем Ш.Бюлер. Но у нее есть понятие «Lebenslauf», т. е. течение жизни. Предстоит еще выяснить, кто ввел в отечественную психологию продуктивное понятие жизненного пути.
2 Осмысливанию и разработке концепции Выготского о волевом развитии человека в онтогенезе как центральной линии становления его личности посвящена монография Г.Г.Кравцова [10]. На основе обширного экспериментального материала он раскрывает условия, механизмы и этапы становления интегральных качеств воли, свободы, инициативы в детстве, собственно, и знаменующих становление личности ребенка [9].
165
альной ситуации развития. Подчеркивая социально-историческую детерминацию «социальной ситуации», Выготский разъясняет, что и сам ребенок выступает ее активным участником. Растущий человек не только меняет социальные условия своими действиями. Под влиянием внутреннего отношения к ним и жизненного плана личности социальные ситуации преобразуются. Отсюда психолог заключает, что культура отнюдь не беспрепятственно вливается в ребенка, но он сам входит в культуру и «присваивает себе что-то извне» [5, т.З, с. 301]. Лишь в этом случае культура может переработать природный состав поведения человека. Для Выготского внешне развертывающаяся активность неотделима от внутренней психической активности. Любая внешняя операции, подчеркивает он, осуществляется субъектом с помощью внутренних средств [4, с. 778]. Отсюда можно сделать обоснованный вывод о том, что интериоризация социальных форм взаимодействия между людьми осуществляется в процессе перестройки этих внутренних средств.
Среди разных форм активности растущего человека, направленной на окружащий мир, особенно важной Выготский считает форму сотрудничества ребенка со взрослым и коллективную деятельность детей. Именно на основе социального взаимодействия у ребенка возникает способность к самосознанию и самоконтролю. Положения об индивидуально своеобразной переработке и переосмысливании человеком социальной действительности приводит Выготского к фундаментальному выводу о том, что «главным трактом» детского развития является не столько постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка [5, Т. 2 с. 320].
При обсуждении проблем членения жизненной линии растущего человека внимание Выготского направлено на выделение критериев перехода ребенка в новые эпохи развития; на анализ содержаний нормативно-возрастных кризисов; на исследование личности подростка в условиях социализма 20-х годов.
Каждая последовательная стадия жизни ребенка характеризуется, по Выготскому, определенным новообразованием. С позиций принципа целостности развивающегося человека новообразования понимаются им не в форме отдельных черт личности, но как новый тип ее строения и деятельности, определяющий своеобразие «заинтересованного отношения» ребенка к миру. В становлении личности проявляются общие закономерности пси-
166
хического развития — гетерохронность (разновременность) созревания различных сторон личности, чередование критических и литических периодов, эволюционных и инволюционных изменений. Указывая, что характеристики личности особенно полно проявляются в переломные моменты ее жизни, Выготский главное внимание уделяет кризисам новорожденности, младенчества, раннего детства (у 3-летних детей), дошкольного детства (у 7-летних детей) и в подростковом возрасте. Кризис младенчества порождается тем, что новорожденный, по Выготскому, еще сохраняет психические черты утробной жизни, которые вступают в противоречие с конкретно-социальными впечатлениями и реакциями двух-трехмесячного ребенка. Противоречие это порождает индивидуальную психическую жизнь, которая характеризуется конфликтом между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями его общения со взрослыми. Инициируемые ребенком усилия разрешить этот конфликт, отыскать способы воздействия на взрослого, начать взаимодействие с ним приводят в конце первого года к появлению «аффекта собственной личности». Это острое переживание собственного отличия от реальности окружающего мира образует, по Выготскому, первую ступень развития воли. Именно волю он считает основой построения личности [5, Т.4, с. 225). Дальнейшее развитие воли — источник возникновения феномена своеволия и перехода трехлетнего малыша на новую социальную позицию утверждения и защиты своей автономии. Признание воли, а затем автономии первыми стержневыми образованиями структуры формирующейся личности характеризует нетрадиционный подход Выготского к проблеме развития личности. Через 20 лет к таким же выводам приходит Э.Эриксон, создавая свою эпигенетическую концепцию развития «Я» человека. Однако для Эриксона и воля, и автономия — это ранние проявления заложенного в социальной природе индивида внутреннего плана. Для Выготского же эти новообразования — результат деятельного, а затем и речевого взаимодействия, сотрудничества растущего человека с миром взрослости.
Дальнейшее развертывание волевого начала приводит, по Выготскому, к возникновению более высокого уровня самосознания, самоконтроля. Ребенок стремится занять более высокую и ответственную позицию в обществе. Так возникает кризис семи лет, разрешающийся при поступлении детей в школу. В системе более обширных и разнообразных социальных связей они вы-
167



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь