|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54516
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке вательно, не может дать сведений о том, являются ли ответы пра-
вильными или нет. 3. Он не дает возможности каждому из обучающихся устанав- ливать свою индивидуальную скорость усвоения материалов в со- ответствии с его собственными потребностями и возможностями. Представьте себе, однако, такой способ демонстрации учеб- ного кинофильма, при котором требовалось бы, чтобы студенты периодически отвечали на вопросы путем выбора одного из предъ- являемых ему ответов. Можно ли считать, что в этом случае мы имели бы дело с «обучающей машиной» или нет? Да, можно (с. 2). Нет, нельзя (с. 12)». Текст на с. 2 (Д. Крэм) «Конечно, можно требовать от студентов ответов во время де- монстрации учебного кинофильма в случае, если фильм специаль- но приспособлен для этой цели, или же путем периодического прерывания демонстрации фильма в определенные моменты. Но при этом все студенты будут поставлены в совершенно одинако- вые условия. Медленно усваивающий студент в аудитории будет обязан отвечать на вопросы с такой же скоростью, как и быстро усваивающий. Таким образом, одно из преимуществ «обучающих машин» — индивидуальный темп обучения и индивидуальный под- ход—оказывается совершенно утраченным, и поэтому сама необ- ходимость существования их может вызвать серьезные сомнения. — Прочитайте, пожалуйста, материал на с. 4 еще раз и вы- берите другой ответ». Текст на с. 12 (Д. Крэм) «Правильно! Учебный кинофильм, требующий, чтобы во время демонстрации давались ответы в любой форме, не является «об- учающей машиной». Задача 2 Тема нашего занятия сегодня «Обучающие машины». Рассмот- рим, прежде всего, как, какими средствами осуществляется об- учение. Передача знаний от одного поколения к другому с возникно- вения человеческого общества осуществлялась людьми. Со времен Яна Амоса Коменского в обучение, передачу знаний, стала ши- роко вводиться наглядность: дидактические картинки, реальные объекты или их муляжи. Это еще не была техника в ее собствен- ном смысле слова. В конце XIX, начале XX в. в школах появляет- ся волшебный фонарь (его называли еще туманный). Фонографы и граммофоны также широко перешагнули пороги физических ка- бинетов и попали в классы. Движение в немом кино очень похо- дило на движение в жизни. Не случайно первые годы немое кино называли «иллюзион». Это была техника в обучении, но она ос- тавалась в рамках понятия «средство наглядности». Говоря сов- 207 ременным языком, эти средства не заменяли, а лишь дополняли информационную функцию учителя: они показывали, демонстри- ровали, но не говорили. Превратиться в самостоятельное информационное средство, взять на себя эту функцию учителя смогло лишь звуковое кино, а позже телевидение. Они заложили основы для создания «об- учающих машин» при изложении знаний. В процессе обучения учитель дает оценку усвоения знаний уча- щимися, проводит с ними индивидуальную работу, если сталки- вается в ответах с неправильным пониманием. С появлением ав- томатических контрольных устройств появилась возможность пе- редать машине, прибору контролирующие функции учителя. Эти изобретения были сделаны в 20-е годы нашего столетия, но до се- редины века, до 60-х годов, они оставались игрушками. И в наше время такую игрушку можно купить. Это игрушка типа «Ого- нек». В нее входят: набор карточек (например, портреты писате- лей, картины художников), гнезда, куда они вставлены. У каж- дого гнезда есть контакт. Если играющий касается контакта, у картинки, которая узнана правильно, зажигается лампочка. Это простенькое изобретение было необходимой предпосылкой для воз- никновения «обучающих машин». Теоретическим толчком к созданию «обучающих машин» бы- ло возникновение кибернетики. Осталось додуматься до малого: разбить учебный материал на небольшие, логически законченные куски, поставить к ним контрольные вопросы и дать возможность ученику проверить правильность ответа. Составление сложных раз- ветвленных программ, в которые закладывается учет возмож- ных ошибок ученика и предъявление ему в зависимости от ошиб- ки программы, корректирующей знания, не требовало разработ- ки новой педагогической теории. Нужна была высокоразвитая электронная техника. Таким образом, «обучающая машина»—система, которая преподносит материал небольшими порциями, требуя после каж- дой ответа на контрольный вопрос, и обеспечивает корректировку правильности ответа. Термин «система» в этом определении предполагает любое устройство, начиная с механической протяжки бумажной ленты с информационными и контрольными кадрами и кончая пульта- ми с телевизионными камерами, подключенными к ЭВМ. Книжка Д. Крэма «Программированное обучение и обучающие машины» также представляет собою «обучающую машину», и лишь из-за непривычности для сознания лексических оборотов мы ее назы- ваем программированным учебником. Заканчивая разговор об определении понятия «обучающая машина», следует подчеркнуть одно преимущество, которое выте- кает из самой сущности определения «обучающей машины»: и са- мо устройство и работа на ней индивидуальны. Учащийся рабо- тает в присущем ему темпе, а в более сложных технических систе- мах и с индивидуальной коррекцией ошибок. 208 Задача 3 Вы видите, на плакате написано: «Обучающие машины». За- думайтесь, нет ли в этом сочетании противоречия? Машина обу- чает. Кого? Человека! Могут ли машины обучать, как, в какой мере, а главное, по- чему, при каких условиях они могут обучать, — вот вопросы, на которые необходимо дать прежде всего ответ. А для этого рас- смотрим сам процесс обучения. Обучение существует только в человеческом обществе. Не правда ли? Животные вырабатывают навыки, подражая другим особям или находясь в постоянно повторяющихся условиях сре- ды. Значит, механизмы подражания и адаптации к среде у них срабатывают, но в обобщенном виде, целенаправленно (а не ин- стинктивно! ) животные не передают опыт от особи к особи. Вот мы и приходим к выводу, что средством, с помощью которого осу- ществляется обучение в человеческом обществе, является... пра- вильно вы подумали: прежде всего слово, речь. То, что можно записать любое высказывание человека на пленку и воспроизвести его, нам всем прекрасно известно из прак- тики. Значит, существует одна из важнейших предпосылок для создания обучающих машин: фиксируемая в записи устная рече- вая учебная информация. Кстати, следует отметить, что учеб- ник—это фиксированная в письменной речи учебная информа- ция. Итак, магнитофон или печатный текст — оба в одинаковой мере предпосылки создания «обучающей машины». Давайте думать дальше, что еще нужно для того, чтобы мож- но было создать «обучающую машину»? В конце семестра быва- ют экзамены. Зачем они нужны? Вовсе не для того, чтобы кому-то дать стипендию, а кого-то ее лишить. Опрос и оценка знаний сообщают ученику, что он знает и чего не знает, каково качество знаний. Эти знания нужны не только и не столько экзаменатору, но прежде всего для формирования самооценки, самоутверждения уча- щегося. Может ли машина контролировать? Так, как делает это экзаменатор, человек, естественно, не может. Но если знание об уровне своих знаний важно для ученика, а не для учителя, то можно предложить несколько вопросов с ответами правильными и ошибочными, попросить выбрать правильный, а затем дать об- основание ошибочности или правильности выбора. Понятно, что проверку правильности усвоения материала для самого учащего- ся легче проводить по маленьким, логически завершенным кус- кам. При ответе на вопросы по всей теме машинный контроль бессилен указать на ошибку в понимании, а сам ученик—ее осо- знать и исправить. Все, над чем мы подумали, позволяет дать следующее опреде- ление «обучающей машине»: «обучающая машина» — система, ко- торая предъявляет учебный материал небольшими порциями. требует после каждой ответа на контрольный вопрос и обеспечи- вает корректировку правильности ответа. 14 Заказ 2268 209 Следовательно, учится человек сам, используя машинное предъявление материала и пошаговый самостоятельный контроль. Машина обладает еще одним преимуществом по сравнений с уроком и лекцией: ученик работает в индивидуальном, присущем только ему темпе усвоения знаний. Задача 4* На уроках технической механики учащиеся подводятся к по- нятию о том, что вес тела — величина, зависящая от широты места. Преподаватель спрашивает: «Вес тела — величина постоян- ная?» Учащийся: «Да, постоянная». Тогда преподаватель подвешивает к динамометру груз и спрашивает: «Если я буду спускаться в шахту, что будет происхо- дить с пружиной динамометра?» Учащийся. Пружина будет растягиваться. Преподаватель. А если я буду подниматься? Учащийся. Пружина будет сжиматься. Преподаватель. Почему? Учащийся. Вес меняется. Преподаватель. Правильно. Значит, вес тела — величина какая? Учащийся. Переменная. Преподаватель чертит чертеж и спрашивает: «Если мы одно и то же тело подвесим на полюсе и на экваторе, вес его будет один и тот же?» Учащиеся отвечают, что на экваторе вес будет меньше, пото- му что расстояние до центра здесь больше, а значит, сила при- тяжения меньше, чем на полюсе. Задача 5** На уроке «Свойства инерции» преподаватель проводит следу- ющие опыты. Берет два шарика разной массы и действует на них с одинаковой силой. Большую скорость при этом развивает ма- ленький шарик. Преподаватель. Какой из шариков обладает большей силой инерции? Учащийся. Большой. Преподаватель. Значит, от чего зависит инертность тела? У ч а щ и и с я. От его массы. Преподаватель. Сделайте вывод. Учащийся. Масса тела есть мера инертности нашего тела. * См.: Синицкая Н. Ф. К вопросу о психолого-педагогических предпосыл- ках организации урока проблемным методом//Проблемиое и программирован- ное обучение/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. —М., 1973.— С. 98—99. ** Там же. 210 ' Преподаватель спрашивает далее: «Если мы выведем шар из состояния покоя, он будет двигаться бесконечно долго?» Учащийся. Нет, потому что есть у него сила трения. Преподаватель. А если необходимо заставить шар дви- гаться бесконечно долго, какие мы должны создать для него ус- ловия? Учащийся. Чтобы на него не действовала никакая сила. Преподаватель. Какой вывод можно сделать? Учащийся. Всякое тело сохраняет состояние покоя (или равномерного прямолинейного движения, добавляет преподава- тель), пока на него не подействует какая-нибудь сила. Задача 6 Студентам после посещения уроков в школе было предложе- но написать, какой урок им запомнился больше всего и поче- му. Приводим одно из описаний. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|