Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54516

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вательно, не может дать сведений о том, являются ли ответы пра-
вильными или нет.
3. Он не дает возможности каждому из обучающихся устанав-
ливать свою индивидуальную скорость усвоения материалов в со-
ответствии с его собственными потребностями и возможностями.
Представьте себе, однако, такой способ демонстрации учеб-
ного кинофильма, при котором требовалось бы, чтобы студенты
периодически отвечали на вопросы путем выбора одного из предъ-
являемых ему ответов. Можно ли считать, что в этом случае мы
имели бы дело с «обучающей машиной» или нет?
Да, можно (с. 2).
Нет, нельзя (с. 12)».
Текст на с. 2 (Д. Крэм)
«Конечно, можно требовать от студентов ответов во время де-
монстрации учебного кинофильма в случае, если фильм специаль-
но приспособлен для этой цели, или же путем периодического
прерывания демонстрации фильма в определенные моменты. Но
при этом все студенты будут поставлены в совершенно одинако-
вые условия. Медленно усваивающий студент в аудитории будет
обязан отвечать на вопросы с такой же скоростью, как и быстро
усваивающий. Таким образом, одно из преимуществ «обучающих
машин» — индивидуальный темп обучения и индивидуальный под-
ход—оказывается совершенно утраченным, и поэтому сама необ-
ходимость существования их может вызвать серьезные сомнения.
— Прочитайте, пожалуйста, материал на с. 4 еще раз и вы-
берите другой ответ».
Текст на с. 12 (Д. Крэм)
«Правильно! Учебный кинофильм, требующий, чтобы во время
демонстрации давались ответы в любой форме, не является «об-
учающей машиной».
Задача 2
Тема нашего занятия сегодня «Обучающие машины». Рассмот-
рим, прежде всего, как, какими средствами осуществляется об-
учение.
Передача знаний от одного поколения к другому с возникно-
вения человеческого общества осуществлялась людьми. Со времен
Яна Амоса Коменского в обучение, передачу знаний, стала ши-
роко вводиться наглядность: дидактические картинки, реальные
объекты или их муляжи. Это еще не была техника в ее собствен-
ном смысле слова. В конце XIX, начале XX в. в школах появляет-
ся волшебный фонарь (его называли еще туманный). Фонографы
и граммофоны также широко перешагнули пороги физических ка-
бинетов и попали в классы. Движение в немом кино очень похо-
дило на движение в жизни. Не случайно первые годы немое кино
называли «иллюзион». Это была техника в обучении, но она ос-
тавалась в рамках понятия «средство наглядности». Говоря сов-
207

ременным языком, эти средства не заменяли, а лишь дополняли
информационную функцию учителя: они показывали, демонстри-
ровали, но не говорили.
Превратиться в самостоятельное информационное средство,
взять на себя эту функцию учителя смогло лишь звуковое кино,
а позже телевидение. Они заложили основы для создания «об-
учающих машин» при изложении знаний.
В процессе обучения учитель дает оценку усвоения знаний уча-
щимися, проводит с ними индивидуальную работу, если сталки-
вается в ответах с неправильным пониманием. С появлением ав-
томатических контрольных устройств появилась возможность пе-
редать машине, прибору контролирующие функции учителя. Эти
изобретения были сделаны в 20-е годы нашего столетия, но до се-
редины века, до 60-х годов, они оставались игрушками. И в наше
время такую игрушку можно купить. Это игрушка типа «Ого-
нек». В нее входят: набор карточек (например, портреты писате-
лей, картины художников), гнезда, куда они вставлены. У каж-
дого гнезда есть контакт. Если играющий касается контакта, у
картинки, которая узнана правильно, зажигается лампочка. Это
простенькое изобретение было необходимой предпосылкой для воз-
никновения «обучающих машин».
Теоретическим толчком к созданию «обучающих машин» бы-
ло возникновение кибернетики. Осталось додуматься до малого:
разбить учебный материал на небольшие, логически законченные
куски, поставить к ним контрольные вопросы и дать возможность
ученику проверить правильность ответа. Составление сложных раз-
ветвленных программ, в которые закладывается учет возмож-
ных ошибок ученика и предъявление ему в зависимости от ошиб-
ки программы, корректирующей знания, не требовало разработ-
ки новой педагогической теории. Нужна была высокоразвитая
электронная техника.
Таким образом, «обучающая машина»—система, которая
преподносит материал небольшими порциями, требуя после каж-
дой ответа на контрольный вопрос, и обеспечивает корректировку
правильности ответа.
Термин «система» в этом определении предполагает любое
устройство, начиная с механической протяжки бумажной ленты
с информационными и контрольными кадрами и кончая пульта-
ми с телевизионными камерами, подключенными к ЭВМ. Книжка
Д. Крэма «Программированное обучение и обучающие машины»
также представляет собою «обучающую машину», и лишь из-за
непривычности для сознания лексических оборотов мы ее назы-
ваем программированным учебником.
Заканчивая разговор об определении понятия «обучающая
машина», следует подчеркнуть одно преимущество, которое выте-
кает из самой сущности определения «обучающей машины»: и са-
мо устройство и работа на ней индивидуальны. Учащийся рабо-
тает в присущем ему темпе, а в более сложных технических систе-
мах и с индивидуальной коррекцией ошибок.
208
Задача 3
Вы видите, на плакате написано: «Обучающие машины». За-
думайтесь, нет ли в этом сочетании противоречия? Машина обу-
чает. Кого? Человека!
Могут ли машины обучать, как, в какой мере, а главное, по-
чему, при каких условиях они могут обучать, — вот вопросы, на
которые необходимо дать прежде всего ответ. А для этого рас-
смотрим сам процесс обучения.
Обучение существует только в человеческом обществе. Не
правда ли? Животные вырабатывают навыки, подражая другим
особям или находясь в постоянно повторяющихся условиях сре-
ды. Значит, механизмы подражания и адаптации к среде у них
срабатывают, но в обобщенном виде, целенаправленно (а не ин-
стинктивно! ) животные не передают опыт от особи к особи. Вот
мы и приходим к выводу, что средством, с помощью которого осу-
ществляется обучение в человеческом обществе, является... пра-
вильно вы подумали: прежде всего слово, речь.
То, что можно записать любое высказывание человека на
пленку и воспроизвести его, нам всем прекрасно известно из прак-
тики. Значит, существует одна из важнейших предпосылок для
создания обучающих машин: фиксируемая в записи устная рече-
вая учебная информация. Кстати, следует отметить, что учеб-
ник—это фиксированная в письменной речи учебная информа-
ция. Итак, магнитофон или печатный текст — оба в одинаковой
мере предпосылки создания «обучающей машины».
Давайте думать дальше, что еще нужно для того, чтобы мож-
но было создать «обучающую машину»? В конце семестра быва-
ют экзамены. Зачем они нужны? Вовсе не для того, чтобы кому-то
дать стипендию, а кого-то ее лишить. Опрос и оценка знаний
сообщают ученику, что он знает и чего не знает, каково качество
знаний. Эти знания нужны не только и не столько экзаменатору, но
прежде всего для формирования самооценки, самоутверждения уча-
щегося. Может ли машина контролировать? Так, как делает это
экзаменатор, человек, естественно, не может. Но если знание об
уровне своих знаний важно для ученика, а не для учителя, то
можно предложить несколько вопросов с ответами правильными
и ошибочными, попросить выбрать правильный, а затем дать об-
основание ошибочности или правильности выбора. Понятно, что
проверку правильности усвоения материала для самого учащего-
ся легче проводить по маленьким, логически завершенным кус-
кам. При ответе на вопросы по всей теме машинный контроль
бессилен указать на ошибку в понимании, а сам ученик—ее осо-
знать и исправить.
Все, над чем мы подумали, позволяет дать следующее опреде-
ление «обучающей машине»: «обучающая машина» — система, ко-
торая предъявляет учебный материал небольшими порциями.
требует после каждой ответа на контрольный вопрос и обеспечи-
вает корректировку правильности ответа.
14 Заказ 2268
209

Следовательно, учится человек сам, используя машинное
предъявление материала и пошаговый самостоятельный контроль.
Машина обладает еще одним преимуществом по сравнений с
уроком и лекцией: ученик работает в индивидуальном, присущем
только ему темпе усвоения знаний.
Задача 4*
На уроках технической механики учащиеся подводятся к по-
нятию о том, что вес тела — величина, зависящая от широты
места.
Преподаватель спрашивает: «Вес тела — величина постоян-
ная?»
Учащийся: «Да, постоянная».
Тогда преподаватель подвешивает к динамометру груз и
спрашивает: «Если я буду спускаться в шахту, что будет происхо-
дить с пружиной динамометра?»
Учащийся. Пружина будет растягиваться.
Преподаватель. А если я буду подниматься?
Учащийся. Пружина будет сжиматься.
Преподаватель. Почему?
Учащийся. Вес меняется.
Преподаватель. Правильно. Значит, вес тела — величина
какая?
Учащийся. Переменная.
Преподаватель чертит чертеж и спрашивает: «Если мы одно
и то же тело подвесим на полюсе и на экваторе, вес его будет
один и тот же?»
Учащиеся отвечают, что на экваторе вес будет меньше, пото-
му что расстояние до центра здесь больше, а значит, сила при-
тяжения меньше, чем на полюсе.
Задача 5**
На уроке «Свойства инерции» преподаватель проводит следу-
ющие опыты. Берет два шарика разной массы и действует на них
с одинаковой силой. Большую скорость при этом развивает ма-
ленький шарик.
Преподаватель. Какой из шариков обладает большей
силой инерции?
Учащийся. Большой.
Преподаватель. Значит, от чего зависит инертность тела?
У ч а щ и и с я. От его массы.
Преподаватель. Сделайте вывод.
Учащийся. Масса тела есть мера инертности нашего
тела.
* См.: Синицкая Н. Ф. К вопросу о психолого-педагогических предпосыл-
ках организации урока проблемным методом//Проблемиое и программирован-
ное обучение/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. —М., 1973.—
С. 98—99.
** Там же.
210 '
Преподаватель спрашивает далее: «Если мы выведем шар из
состояния покоя, он будет двигаться бесконечно долго?»
Учащийся. Нет, потому что есть у него сила трения.
Преподаватель. А если необходимо заставить шар дви-
гаться бесконечно долго, какие мы должны создать для него ус-
ловия?
Учащийся. Чтобы на него не действовала никакая сила.
Преподаватель. Какой вывод можно сделать?
Учащийся. Всякое тело сохраняет состояние покоя (или
равномерного прямолинейного движения, добавляет преподава-
тель), пока на него не подействует какая-нибудь сила.
Задача 6
Студентам после посещения уроков в школе было предложе-
но написать, какой урок им запомнился больше всего и поче-
му. Приводим одно из описаний.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь