Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46131

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 11
Игра с песком
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
История вопроса
Согласно Стьюарт (1982), игра с песком как методика консультирования была впервые описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд (1939). В тридцатых годах XX века она создала Лондонский Институт Детской Психологии. Она вспоминает, как впервые прочитала книгу Г. Уэллса (1911) «Игры на полу», в которой автор описывает то воодушевление, которое он испытал, когда вместе с двумя мальчиками играл на полу с миниатюрными солдатиками.
В игровом помещении своего института Ловенфельд установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки помещались в коробке. Дети, приходившие в институт, использовали игрушки в игре с песком. Коробку с игрушками они называли «миром». Поэтому свой игровой метод Ловенфельд (1979) назвала «мировой методикой».


В Соединенных Штатах познакомились с этим методом благодаря Бухлер (1951), которая использовала игру с песком главным образом для диагностирования и исследований. Швейцарский психоаналитик юнгианского направления Дора Калфф (1966, 1981) оказала огромное влияние на развитие метода, формулирование теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире.
Опираясь на работы Нойманна (1954, 1973), Калфф рассматривает развитие здорового эго как чрезвычайно важную задачу работы с детьми. Функция его заключается в обеспечении равновесия и связи между внутренними влечениями и внешним миром. По мнению Калфф, эго становится более сильным благодаря глубокому внутреннему ощущению единства матери и ребенка, которое с момента рождения постепенно развивается и достигает пика во второй и третий год жизни ребенка. К числу дефективных относятся дети с дискретной связью с матерью, которая травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию эго. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.
Метод
Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 20x30x3 дюйма (90x50x10 см). Один лоток заполняется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам:
люди: домашние, военные, придуманные, мифологические;
здания: дома, школы, церкви, замки;
животные: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках;
машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры;
сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца;
символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.
Одни консультанты распределяют игрушки по группам и устанавливают их на полках так, чтобы их можно было легко увидеть (рис.. 11.1). Другие консультанты предпочитают расставлять игрушки на большом столе без определенного порядка. Рекомендуется иметь в наличии «комплекты» таких предметов, как свинья с поросятами, три динозавра, четыре змеи и небольшую кукольную семью.
Игра с песком — это процесс, песочный лоток — средство, а песочный мир — законченный продукт. Процесс начинается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойственной ему физической конструкцией и символическим смыслом, стимулирует работу фантазии. Калфф (1981) полагает, что «символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека»

























Рис. 11.1. Игрушки на полках

(стр.29), проявление которых способствует эмоциональному развитию.
Консультант играет ключевую роль в обеспечении «безопасного и защищенного пространства», в котором могут реализоваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают «безопасное и защищенное пространство». Большинство практикующих консультантов видят особую роль консультанта в безусловно позитивном отношении и минимальном использовании вербализаций. Консультант редко применяет интерпретацию, потому что психологические проблемы разрешаются и осмысляются на бессознательно-символическом уровне. Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который позволяет внутренней проблеме принять зримые очертания и обеспечить терапевтическую динамику и психологический рост. В конце занятия ребенок сообщает об окончании игры, — говорит «до свиданья» или просто сидит молча перед песчаным миром. В таких случаях нередко наступает момент, когда игровой процесс прерывается и производится осмотр законченной работы.
Бухлер (1951) разработала формуляр для регистрации результатов наблюдений и доминирующих тем игры. Рид (1975) разработала для детей шкалу оценок. Некоторые консультанты делают схематические наброски. Большинство консультантов снимают на слайды результат каждой игры с песком. При завершении терапевтического процесса (обычно после 8—10 занятий в школе) консультант показывает ребенку все слайды для совместного просмотра и обсуждения.
Общие стадии игры с песком
Игры с песком нередко отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы (организованных сражений) и разрешения конфликта.
Хаос. На этой стадии ребенок буквально «сваливает» в лоток с песком от К) до 300 игрушек и предметов. Игрушки беспорядочно перемешиваются с песком. Отсутствуют признаки животной, растительной и человеческой жизни. Земля суха и бесплодна. Злаки и растения уничтожены. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Другими словами, ЭГО ребенка находится во власти тревожных чувств. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психология цвета
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. САГААЛГАН – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Редактор. Описание нетрадиционной художественной техники для изучения с детьми
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Иголкина Елена Константиновна. Дидактическая игра «Подбери цвет»
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Психология восприятия цвета
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Матвеева Наталия Филипповна. Развивающие игры для детей 5-6 лет.
  • Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись
  • Наталья Дубинина. Перспективный план по сенсорному развитию детей младшего возраста
  • Никитина Анна Евгеньевна. Развития изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста.
  • Романенко Надежда Ивановна. Цветотерапия – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Презентация «Волшебные камни»
  • К чему снится зеленый цвет
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Фейсканова Эльмира. Игра-беседа «Безопасный дом»
  • Выхристюк Марина Николаевна. Рекомендации родителям по созданию домашней игротеки
  • Гадания при свечах
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием техники «рисование пальчиками» «Разноцветная радуга»
  • Главный Редактор. Искусство дарить цветы
  • Ишмурзина Дильбар. Конспект на тему «По тропинкам Осени»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Приворот на вещь
  • К чему снятся яблоки?
  • Тест «Автопортрет»
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 3го года обучения
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Раскраска четырех скрижалей (метод Золотой Зари)
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Аникеева Ольга Петровна. Методическая разработка на тему: Методические рекомендации по тестопластике
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Барнович Елена Дмитриевна. Конспект занятия «Веселая математика»
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Буравцова Ольга Степановна. Конспект НОД во второй младшей группе «Мишка-Топтышка»» (нетрадиционные техники рисования)
  • Полуянова Н.А.. Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • К чему снится красный цвет



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь