Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14296

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Быть может, этим объясняется мутация голоса у подростков, достигших половой зрелости. Акустикам известно, что чем ниже звук, тем на большее расстояние он распространяется. По этой причине у молодого мужчины, способного продолжить и сберечь свой род, а также сохранить территорию жизнедеятельности своей семьи, и включается врожденная программа смены инфантильного «писка» на басовые ноты в голосе (т.е. врожденная программа вокального обозначения своей территории как можно большего размера).
Учитывая все сказанное, можно сделать предположение, что периметр искусственного очеловеченного пространства имеет вокальное происхождение.
Вспомним, первичная форма познания — это имитация явлений окружающей действительности соботвенным телом. Поэтому познать и обозначить границу коллективной деятельности адекватно можно было также телом коллективным. Так, судя по всему, и появился хоровод, внутреннее пространство которого — знак общего для всех, отобранного у природы и врагов участка своей земли. Если хороводный танец повествует о роде деятельности в пределах своей территории, то хороводное пение указывает на границу этой территории.
Иными словами, первичный периметр искусственного пространства был создан из человеческих тел, и только потом — из дерева, металла, стекла, из карандашной линии на листе бумаги.
Таким образом, «биографию» рамы картины, киноэкрана или борта арены цирка, забора или стены мы можем условно описать
123
так: звук — хоровод — ограда — периметр психологического про- [ странства.
В самом начале мы говорили о том, что каждое искусственное ; очеловеченное пространство носит статус психологического (сад, двор, комната, сцена, картина, раскрытая страница книги и т.д.). В любом случае — это часть бесконечного по своим размерам реального естественного пространства и одновременно выделенная из него субъектная территория какой-либо деятельности. Все другое пространство по отношению к этому объектно. Поэтому форма периметра и указывает на то, как соотносится субъектное пространство к объектному. А если субъектное пространство выступает как сфера внеречевого общения, то каждая форма периметра в данном случае и есть конкретная модальность. Тем более, что признаком того, что мы имеем дело с психологическим пространством, всегда является его граница — периметр (явный или воображаемый).
В связи с этим необходимо отметить две основные формы периметра, две основные его модальности: круг и прямоугольник.
Круг особенно часто распространен в культуре кочевников. И это понятно. Он и в маршруте при основном занятии (перегоне скота с одного пастбища на другое), и в основании жилища, например юрты. Округло оружие: щит, сабля, лук, меч. Круглы у кочевников и предметы домашнего обихода: одеяло, подушки, мебель и др. Все это, в конечном итоге, привело и к такой же основной форме периметра в изобразительном искусстве кочевых народов.
Иначе говоря, круг — это основная модальность, показывающая отношение кочевника к окружающему его миру.
Прямоугольник же — любимая форма оседлых землепашцев. Землю удобнее всего возделывать по прямым линиям, потому периметр хлебного поля и огород по своей форме стремится к прямоугольнику. Дом, сложенный из бревен, — прямоуголен. Различные атрибуты оружия и домашней утвари, особенно мебель, по тем же причинам имеют такую форму. Это же определило причину прямо-угольности периметров в визуальных искусствах потомков оседлых племен.
Характерно, что круглый периметр, как бы отражая особенность темперамента кочевников, более динамичен. А прямоугольный периметр очеловеченных пространств оседлых племен как выразитель их модальности более статичен и, если хотите, меланхоличен.
По той же причине, возможно, так экспрессивна арена цирка по сравнению с прямоугольником театральной сцены.
Итак, форма периметра отражает, прежде всего, характер коллективной деятельности, в отличие от речевой модальности, где проявляется, прежде всего, индивидуальность одного человека.
124
Музыкальное искусство, в основе которого лежит интонация, можно смело отнести к искусству, чей материал — модальность. Иначе говоря, музыка — это искусство речевой модальности. Но это не единственный случай. В визуальном искусстве к схожему виду можно отнести орнаменталистику и архитектуру. Так же, как интонация в музыке, отделившись от конкретики высказывания, приобрела самостоятельное значение, так и периметр в орнаменте и архитектуре (в качестве силуэта) тоже стал нести самостоятельную образную функцию. Поэтому архитектуру не случайно называют «застывшей музыкой». Уместно здесь вспомнить и о родстве звучания! и начертания периметра, о котором мы упомянули чуть раньше.
По форме жестового движения можно догадаться, в какой невидимый глазу периметр психологического пространства в данный момент «вписал» себя человек. Однако за исходный периметр все-таки следует принять более древнюю форму — круг, хотя бы потому, что природа, как известно, не любит углов. Более естественное движение проходит по дуге, и не случайно актеры, изображающие кукол, роботов и т.п., отказываются вовсе от округлого жеста, подчеркивая тем самым искусственность того, что изображают.
Возникает вопрос. Если все топономы на горизонтальной плоскости вписаны в круг, то каким психологическим статусом обладает прямоугольник? Если он вписан в круг, то часть топоном, лежащая за его пределами, наделяется статусом абсолютной экспрессивности. Мы ощущаем это особенно остро, находясь долго в своей квартире, в прямоугольниках улиц и площадей города. Желание уехать за город связано не только с потребностью в чистом воздухе. Ощутить себя в круге горизонта, возможность идти «куда глаза глядят», отдать дань кочевым инстинктам — это одновременно и желание активизировать ассоциации тех «оставшихся» топоном, которые расположены за пределами прямоугольного периметра психологического пространства европейской цивилизации.
Но, разумеется, в знаковой системе визуального внеречевого общения задействованы все топономы, включая и те, что принадлежат кругу, а не только прямоугольнику. Обратимся к прямоугольным периметрам визуального искусства.
Каждый театральный деятель по своему опыту знает, что расположение актера вне воображаемого вписанного в сцену круга означает некоторую отстраненность от всего происходящего в данном эпизоде спектакля. Та же нагрузка и в живописи у всего, что находится за пределами вписанного круга в прямоугольник живописного полотна. В более древнем варианте — это местоположение всего, что противопоставлено хороводу.
125
Рассматривая общий вариант сферы, вписанной в параллелепипед, мы должны отметить, что за этой сферой как континуумом всех топоном тоже находятся топономы, но происхождение их ассоциаций, т.е. их значений, отличается от всех остальных. Если все основные топономы образовывались внутри индивидуальных психологических координат с общим для всех значением, то топономы «вне сферы» — знаки ассоциаций коллективных, сложившихся там, где активно используется прямоугольный периметр психологического пространства.
Рассматривая круг и прямоугольник, мы, в большей части, сознательно ограничили психологическое пространство плоскостью. Все дело в том, что при наибольшем объеме трехмерность может приобретать у круга форму конуса, а у прямоугольника прямоугольной пирамиды. В данном случае все зависит от статуса вертикали.
Взглянем на это с топономной точки зрения. Оба случая (конус и пирамида) можно представить как постепенно сужающиеся плоские круги топоном или прямоугольные пластины, положенные друг на друга. Это чем-то напоминает детскую пирамиду, где кружки накладываются по степени уменьшения на вертикальный стержень. Каждая более верхняя, уменьшающаяся плоскость — это не отсекание «лишних» топоном, но уменьшение с высотой масштаба каждой такой плоскости, где значение взаиморасположения всех входящих в нее топоном не изменяется. Суть изменения масштаба будет изложена в следующем разделе. Пока же отметим, что такое сужение области психологического пространства на пути вверх — это то же самое, что ограничение области деятельности в зависимости от психологического статуса.
Ранее мы уже определили, что чем ниже расположены топономы, тем инфантильнее связанные с ними ассоциации. Но тем больше и степень свободы. Поэтому нижние круги — область передвижения, верхние — жестового движения, самый верх — область мимики. Конус и пирамида — это как бы представленная целиком эволюция вне-речевого общения (от большего масштаба жестовых движений к все меньшему по мере взросления), а точнее, — наглядно представленная эволюция пространственной модальности периметра снизу вверх.
Как круг и прямоугольник, все остальные формы периметра тоже модальны.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ценность спора»
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Закономерности психических систем
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Редактор. Сценарий дня рождения для малыша 1-2 лет.
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Притча «У каждого свое место»
  • Редактор. Как преподнести подарок ребенку?
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Притча «Белый свет»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Я ее лучше знаю»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Пчелина Татьяна Дмитриевна. Сценарий урока: «Трудолюбивая пчелка»
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Гладченко Анастасия Александровна. Дидактическая игра «Предлоги» для детей от 3 до 5 лет
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь