Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26289

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В структуре человеческих нужд Мадди выделяет три группы потребностей - физиологические, социальные и психологические. Если физиологические и социальные потребности характеризуют личность лишь косвенно, то психологические потребности - символизации, воображения и суждения - конституируют ее. Психологические потребности в совокупности закладывают интегральную потребность личности - потребность в поиске и реализации смысла. «В конечном счете, цель или объект всех трех психологических потребностей, вместе взятых, - увеличение смысла. Отчетливо что-то осознать - значит вложить в это больше смысла, чем оно бы имело, будучи неосознанным. Стремиться к изменениям - значит пытаться повысить осмысленность переживания, делая его более волнующим, менее скучным. Наконец, упорядочивать опыт в свете ценностных суждений и предпочтений - значит повышать его осмысленность, помещая в личностный контекст» [271, р. 154; цит. по 144, с. 48].
На основе баланса трех групп потребностей в структуре личности и приоритета их реализации в жизнедеятельности выделяются два полярные типа личностного развития. Конформистский тип личностного развития и существования основывается на биологических и социальных потребностях, которые навязывают человеку логику удовлетворения сиюминутных нужд и следования социальным нормативам. Конформист всецело отдается во власть социальной системы, над ним довлеют биологические импульсы, он пасует перед необходимостью воплощения смысла жизни и необходимостью контролировать свой жизненный путь. Индивидуалистический тип личностного развития и существования опирается на сильно выраженные психологические потребности, в особенности на потребность в поиске смысла жизни. Ин-
168
дивидуалист реализует смысловую логику регуляции жизненного пути, поступаясь, где необходимо, своими биологическими и социальными потребностями. Он не подстраивается под социальные нормативы, биологические импульсы не диктуют ему готовых решений; он свободно и ответственно детерминирует свою жизнь в опоре на открытые смыслы.
Резюмируя положения экзистенциальной персонологии, нельзя не заметить, что выделенные С.Мадди способы личностного развития существования чрезвычайно схожи с предложенным С.Л.Рубинштейном делением способов бытия человека как не субъекта и субъекта жизни. Индивидуалистическая модель развития личности совпадает с субъектным способом осуществления жизни, а идея не субъектного способа бытия созвучна модели конформистского развития личности. Особенно примечательно то, что индивидуалистический путь личностного развития основывается именно на хорошо развитой смысловой регуляции жизнедеятельности, что и отличает подлинного субъекта жизни от не субъекта, конформиста.
В настоящее время между исследователями нет единства в понимании онтологического статуса и психических функций смысла жизни. Все множество философско-психологических трактовок смысла жизни и его функций можно условно подразделить на три условные категории. Трактовки первой категории сближает то, что смысл жизни определяется в них как объективное свойство реального жизненного пути личности, как объект или явление индивидуального жизненного мира. Зачастую таким объективным смыслом жизни декларируется общая смысловая (интенциональная) направленность жизненного пути или объект самоотдачи, на который собственно устремлен жизненный путь личности [104; 166; 223; 224; 228; 238]. Эти трактовки раскрывают онтологическую плоскость существования смысла жизни.
Трактовки второй категории роднит то, что в них смысл жизни устойчиво приписывается структуре индивидуального сознания, личности или механизмам психической регуляции жизненного пути, то есть рассматривается как фрагмент субъективной реальности. В структуре сознания смысл жизни уподобляют главной жизненной цели [113; 114; 153; 162], субъективному идеалу жизни [162; 179], жизненной программе [202], системе ценностных или смысложизненных ориентации [93; 147; 179; 213], субъективным представления о смысле жизни [93], ведущим жизненным идеям [259; 278], индивидуальной философии жизни или концепции смысла жизни [244; 257; 278]. В структуре личности
169
смысл жизни отождествляется с разнообразными смысловыми структурами и интегральной основой личности, о чем речь пойдет ниже. В структуре механизмов психической регуляции жизненного пути смысл жизни выдают за схему жизни [277], стиль жизни [255], неосознанную интерпретацию жизни [255], механизм упорядочивания жизни [280; 281], потребность в смысле жизни [168]. Некоторые исследователи постулируют многогранные модели смысла жизни, охватывающие одновременно его феноменологические, личностные и деятельностные измерения в структуре субъективной реальности [282].
Трактовки третьей категории объединяются на основании того, что в них смысл жизни представляется как социально-психологический феномен, включенный в структуру уже не индивидуального сознания, а погруженный в коллективную ментальность или инкорпорированный в смысловое поле культуры. Здесь, по мнению исследователей, смысл жизни бытует в форме общественных идеалов жизни [162; 179], смыслонесущих символов и архетипов [244], артефактов культуры, мифов и мировоззренческих концепций [67; 76; 148].
Некоторые философы и психологи пытаются собрать разрозненные измерения смысла жизни воедино и предложить интегрированные концепции, учитывающие объективные, субъективные и межличностные проекции феномена [15; 66; 218; 239; 282].
В контексте конкретно-психологического исследования более продуктивным представляется понимание смысла жизни как составляющей смысловой сферы личности. В данном случае однозначно фиксируется онтологический статус смысла жизни - его положение в системе психического отражения, локализация в субъективной реальности - и тем самым проясняются его регу-ляторные функции как функции именно смысловой регуляции. Однако если исследователи солидарны в том, что смысл жизни является смысловой структурой, то они по-прежнему противоречат друг другу в выборе того разряда смысловых структур, к которому принадлежит смысл жизни. Сам по себе смысл жизни и его функции в контексте смысловой регуляции отождествляются с генеральным личностным смыслом [46], смысловой установкой [30], жизненным мотивом [ 133] и функциями данных смысловых структур. Смысл жизни также идентифицируют с личностной ценностью [48; 224; 236], индивидуальной потребностью [168] и смысловой диспозицией - устойчивым смысловым отношением личности к собственной жизни [8; 192].
170
По нашему мнению, смысл жизни является сложносостав-ной, многоуровневой системой смысловых структур высокой степени обобщенности, занимающих центральное место в смысловой сфере личности и совместно программирующих общую смысловую направленность индивидуального жизненного пути. «Плоскостное» понимание смысла жизни как «монолитной», односоставной структуры не выдерживает критики по той причине, что регуляторные функции смысла жизни простираются на целостный жизненный путь. Соответственно, для тонкой смысловой регулировки и нюансировки активности субъекта в разнообразных жизненных событиях и ситуациях необходима не одна смысловая структура, а целый их ансамбль, функционирующий как единая система. Более того, по свидетельству исследователей смысл жизни выполняет множество функций в системе смысловой регуляции жизненного пути, а в частности, ему атрибутируют функции, свойственные собственно личностному смыслу, смысловой установке, смысловой диспозиции, личностной ценности, индивидуальной потребности, то есть разнородным смысловым структурам. Логично предположить, что смысл жизни является системой, которая сконструирована из перечисленных смысловых структур, что позволяет ему гибко осуществлять разнотипные, смешанные функции смысловой регуляции жизненного пути. Для раскрытия системного характера функционирования и строения смысла жизни целесообразно рассматривать его как динамическую смысловую систему, потенцирующую основные функции смысловой регуляции жизненного пути личности.
В последнее время в специальной литературе по проблеме смысла жизни просматривается тенденция определять его как системное, «ансамблевое» образование (Б.Г.Ананьев) внутреннего мира личности. Понимание смысла жизни как динамической смысловой системы оправдано уже имеющимися в психологической литературе изысканиями, предусматривающими системное определение феномена. В первую очередь здесь необходимо вспомнить трактовку смысла жизни в логотеории и логотерапии В.Фран-кла [223; 224]. По Франклу, каждый человек в своей жизни реализует индивидуальный смысл жизни, устремлен к определенным жизненным ценностям, в реализации которых заключен этот глобальный смысл [223, с. 184-185]. Наряду с глобальным смыслом в жизни человека соседствуют множество уникальных смыслов единичных ситуаций, которые в сумме слагают и детализируют смысл жизни. «Смысл - это всякий раз также и конкретный
171
смысл конкретной ситуации. Это всегда «требования момента» [223, с. 29]. Предполагается, что спрашивать о смысле жизни вообще -ложная постановка вопроса, которая апеллирует к туманным и недоказуемым общим представлениям о жизни; надо спрашивать об уникальном смысле конкретной ситуации [223, с. 190]. В теории В.Франкла, таким образом, имплицитно присутствует идея о том, что смысл жизни является системой, которая скомпонована из множества «малых» смысловых структур.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Истерика и капризы у детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Притча «Женская логика»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Эрос; Eros
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Конструктивное
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Принципы современной психической самозащиты - Автор неизвестен.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь