|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379481
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ежедневно миллионы людей делают множество логических умозаключений. В большинстве случаев процесс логического мышления происходит неосознанно, и люди даже не обращают внимания на то, что пользуются логикой. Как правило, принятие решений требует логического мышления. Решая вопрос о том, достаточно ли плохо вы себя чувствуете, чтобы можно было не пойти на работу, вы рассуждаете примерно так:
Большая посылка Если у меня повысится температура, то мне не следует идти на работу. Малая посылка У меня повысилась температура. Вывод Следовательно, мне не следует идти на работу. И наоборот: Большая посылка Если у меня нормальная температура, то мне надо идти на работу. Малая посылка У меня нормальная температура. Вывод Следовательно, мне надо идти на работу. Если вы выносите логическое умозаключение, исходя из истинных посылок, то вы придете к верному выводу. К сожалению, иногда люди берут за основу ложные посылки. Например, большая посылка «Если у меня нормальная температура, то мне сегодня надо идти на работу» будет ложной, если сегодня воскресенье, а по воскресеньям у вас выходной день. Несмотря на логичность ваших рассуждений, вы получите неверный вывод. Предикативное мышление Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что «Выдающиеся люди пьют ликер марки Boozy» или что «Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky», надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом: • Выдающиеся люди пьют ликер марки Boozy. • Я пью ликер марки Boozy. • Следовательно, я — выдающийся человек. Или: • Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky. • Я покупаю смесь для кекса Sticky. • Следовательно, я — хорошая мать. Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката. В качестве примера можно привести следующее предикативное умозаключение: «Он меня обманул. Он музыкант. Значит, все музыканты лгут». Упражнение 5.3 Прочитайте каждое из следующих умозаключений. Если из посылок можно сделать верный логический вывод, то запишите его. Если умозаключение является примером предикативного мышления и не опирается на логику, то просто поставьте звездочку на том месте, которое предназначено для ответа. а. Если начнется снежная буря, то колледж закроется. Началась снежная буря. ____________________________ б. Молодые женщины носят модные прически. Матильда носит модную прическу. _______________________ в. Умные люди читают журнал «Гений». Хэн читает журнал «Гений». ____ г. Когда я принимаю ванну, всегда начинает звонить телефон. Я принимаю ванну. _______________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Иррациональное мышление Случалось ли вам, обменявшись рукопожатием с какой-нибудь знаменитостью, потом клясться, что вы никогда в жизни больше не будете мыть руки? Или, быть может, попросив у «звезды» автограф или какую-нибудь вещь на память, вы потом думали, что, помыв руки, смоете «след», оставленный на них знаменитостью? В таком случае вы имели дело с иррациональным мышлением. Хотя вы, вероятно, и не верите в чудеса, ваше мышление под влиянием эмоций стало иррациональным. В Приложении 5.1 описано несколько примеров иррационального мышления. Широко распространенным примером иррационального мышления являются общественные установки по отношению к СПИДу. Многие прекрасно знают, что эта болезнь не передается при обычном контакте, но все равно стараются не подходить близко к больным СПИДом. В процессе иррационального мышления человек отказывается от применения логики и полагается в основном на интуитивные реакции. В результате и поведение его становится иррациональным. Критическое мышление Для того чтобы провести различие между логическим, предикативным и иррациональным типами мышления, нам необходимо задействовать критическое мышление. Вы должны оценить высказанные суждения и сделать на их основании обоснованный вывод. Не так давно педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у детей. Детей, которые вступают в споры со взрослыми, раньше часто считали непослушными. В Мексике и среди американцев мексиканского происхождения, а также во многих других культурных традициях принято, чтобы дети уважали старших, не спорили с ними и не задавали вопросов (Greenfield, 1992). Часто таким детям трудно приспосабливаться к требованиям американской учебной программы, поскольку критическое мышление становится все более важной ее частью. Приложение 5.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ЗАРАЗНЫЕ МЫСЛИ: СОГЛАСНО «МАГИЧЕСКОМУ ЗАКОНУ» ДОБРО И ЗЛО ПЕРЕДАЮТСЯ, КАК ЛЮБАЯ ИНФЕКЦИЯ Молодая женщина раздумывает, не надеть ли ей свитер, который раньше носил ее бывший возлюбленный, но находит, что эта вещь производит на нее отталкивающее впечатление. «Это потому, что в нем еще присутствует его аура — ну, то есть эта вещь могла каким-то образом впитать в себя что-то плохое, — объясняет она психологу. — Я не говорю, что свитер плохо пахнет или на нем перхоть, но носить его будет неприятно, потому что он принадлежал неприятному человеку». В том же эксперименте мужчина отказывается надевать тщательно выстиранный свитер, когда-то принадлежавший больному гепатитом. «Мне все время будет казаться, что он заразный, не в том смысле заразный, что я могу подцепить гепатит, а просто какой-то он не чистый — и все, — говорит он экспериментатору. — На самом деле я, конечно, не думаю, что таким образом можно действительно заразиться». Можно ли считать эти случаи редкими рецидивами суеверий и иррационального мышления у разумных во всех прочих отношениях людей? Совсем наоборот, утверждает психолог Кэрол Нимерофф (Carol Nimeroff) из Государственного университета штата Аризона в Темпе. Ее исследования показывают, что многие взрослые готовы расписаться в том, что Нимерофф называет «магическим законом вредного влияния», то есть в традиционных представлениях, которые антропологи находят во многих незападных культурах. Как у дикарей с островов Новой Гвинеи, так и у жителей Нью-Йорка эти представления основаны на убеждении, что любые источники — включая друзей, врагов, пищу, кровь и волосы — содержат некую заразную субстанцию, или «сущность», через которую при прямом или косвенном контакте человека с другими людьми им передаются его физические, психологические или моральные качества. Источник: Bower, В. (1991, August 31). Contagious Thoughts: Under a «magical law», good and evil prove as infectious as germs. Science News. Человек, не умеющий мыслить критически, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой. Эннис (Ennis, 1985) и Пауль (Paul, 1984) предлагают несколько советов по развитию критического мышления. • Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах. • В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все «плюсы» и «минусы», все «за» и «против». • Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным. • Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите. • Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной информации. Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|