|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52316
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Привлекают внимание также данные по статистике самоубийств. Например, у полицейских, шерифов и судебных исполнителей их чисяо, по крайней мере, в 2 раза выше по сравнению с учителями, юристами и судьями (Guralnick, 1963). В таких профессиональных группах, как врачи и психолога, женщины имеют большее число суицидов, чем мужчины, хотя для всей популяции характерна обратная зависимость (Mausner & Steppacher, 1973). Среди врачей такие специалисты, как дантисты, психиатры, офтальмологи и анестезиологи, превосходят среднюю норму по числу самоубийств, тогда как у педиатров, патологоанатомов и хирургов этот показатель ниже. Описательной эпидемиологии сложно дать четкое толкование причин наблюдаемых явлений. Однако, несомненно, что в рамках и этой методологии может быть проведен более тонкий анализ, который способствует углублению каузальной интерпретации* Например, данные о большей частоте сердечно-сосудистых заболеваний у водителей двухэтажных автобусов в Лондоне по сравнению с кондукторами сначала объяснялись как следствие более интенсивной физической нагрузки у лиц этой профессиональной группы (Morris et al., 1953), Однако осмотр униформ, выдаваемых при поступлении на службу, обнаружил, что среди водителей изначально было больше лиц с тучным телосложением, Очевидно, что это наблюдение ставит под сомнение первоначальную интерпретацию. Затем Rosenman & Friedman (1958) выдвинули гипотезу, что причиной выявленных различий является более высокий уровень профессионального "стресса" у водателей автобусов. Для того чтобы обосновать высказанное предположение, они провели дополнительный анализ медицинской статистики, охватив более обширный контингент. Полученные в итоге результаты показали, что в окраинных районах Лондона (с меньшей плотностью и интенсивностью движения) у водителей автобусов уровень сердечно-сосудистых заболеваний даже несколько ниже, чем у кондукторов. Таким образом, исходные данные о повышенной частоте сердечно-сосудистых заболеваний у водителей справедливы только для лиц, работающих в более сложных условиях в центральной части города.
Различия в показателях здоровья разных профессиональных групп нельзя просто объяснить на основе интуитивных сувдений о степени ик "насыщенности стрессом", так как рассуждения a poster- 150 iori вряд ли могут быть достоверным доказательством высказываемых предположений. Например, является ли высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди полицейских, шерифов и судейских исполнителей (см. выше) следствием характерного для них пережигания "профессионального стресса1*? Как показывают данные независимых опросов .(Margolis et ah, 1974), наиболее часто отмечаемые представителями этих профессий "стрессы" возникают при решении различных административных вопросов или при контактах с судебными инстанциями. Непосредственно же угрожающие жизни и здоровью события указываются ими в качестве типичных стрессоров намного реже. Аналогичным образом при опросе гтилото в -бомбардировщиков (Aitken, 1969) было показано, что к четырем наиболее часто указываемым ими источникам "личностной тревоги и/или эмоционального стресса за предшествующие годы11 относились домашние дела, отношения с женой, финансовые проблемы и дети, тогда как пункты* касающиеся переналета часов или же возникновения ситуаций смертельной опасности, находились в этом списке значительно ниже. Осуществление контроля за воздушным движением - еще одна профессия, привлекающая большое внимание исследователей, так как она интуитивно представляется очень напряженной и это, в свою очереди может быть связанно с более широкой распространенностью гипертонии, язвенной болезни и диабета у ее представителей (СоЬЪ & Rose, 1973), Несмотря на это> в независимых обследованиях (Smith, I973) было показано, что наиболее часто к неудовлетворительным аспектам профессии диспетчеры УВД относят административные проблемы и работу управленческого персонала, нюкуда оплату, работу в ночную смену, когда воздушное движение меньшей интенсивности* Такие "стрессы", как большая умственная нагрузка и высокая ответственность, либо редко упоминаются, либо даже относятся к привлекательным характеристикам труда. Сказанное выше не означает того, что мы должны воспринимать самоотчеты профессионалов в их непосредственном значении и исключительно на этой основе делать вывод, что соответствующие виды труда не являются столь напряженными, как представлялось ж базе исходных интуитивных соображений. Существуют и другие возможные объяснения. Так, само отчеты могут содержать сознательно или бессознательно актуализируемые защитные реакции профессионалов. Кроме того* в опросах обычно участвуют специалисты, уже завершившие цикл длительной адаптации к профессиональной деятельности. Более сложные объяснения должны включать также и представление о том, что по ряду независимых, "объективных" критериев данные виды труда являются действительно опасными и чрезвычайно напряженными, В самоотчегах же может отражаться неадекватное осознание профессиональной ситуации, само 151 по себе негативно влияющее на здоровье, поскольку ее правильная сознательная оценка способствовала бы более успешному преодолению трудностей. Несмотря на сказанное, нельзя поспешно делать вывод о низкой валидности информации, подучаемой с помощью подобных опросных методов. В двух исследованиях, включавших оценку стрессовых реакций на биохимическом уровне* содержатся впечатляющие данные об отсутствии проявлений ожидаемого стрессового напряжения. В первом из них (Rubin, 1974) уровень кортизола в сыворотке крови оцениваяся у пилотов и офицеров радарных установок при посадке на авианосец реактивных бомбардировщиков. Очевидно, что трудно найти более напряженную и опасную задачу, чем эта. Результаты показали, что уровень кортизола повышался только у пилотов, У офицеров радарных установок, которые хотя и находились под угрозой в той же степени, что и пилоты, но не были непосредственно включены в процесс управления самолетом, этот показатель не изменялся по сравнению с фоновым. В исследовании по анализу секреции 17-оксикорти-костеровдов в боевой ситуации (Bourne et al., 1968) у офицеров и радистов наблюдалось повышение уровня кортикостеровдов в день предполагаемой атаки, тогда как у унтер-офицеров и рядовых на^ блюдалось его снижение. И это несмотря на то, что солдаты находятся во время боя перед лицом непосредственной опасности, по крайней мере, в той же степени, что и офицеры* и радисты. Как представляется, результаты этих исследований указывают на то, что "стресс", проявляющийся в нарастании уровня гормональной активации, был связан не с ситуациями генерализованной опасности, а с выполнением специальных профессиональных задач, требующих соответствующих усилий и внимания. Если верно то, что сформулированные a posteriori "простые" суждения о стрессогенности труда не могут быть включены в "объяснения" наблюдаемых различий по заболеваемости и смертности представителей разных профессиональных групп, то правильным оказывается и обратное утверждение: исходные соображения относительно характера профессионального стресса не обязательно найдут подгвервдение в соответствующих изменениях в показателях здоровья. Так, при обследовании мужского персонала, служащего на Мысе Кеннеди, a priori было проведено подразделение всего контингента на группу специалистов, находящихся в стрессовых условиях вследствие их "непосредственной и жизненно важной роли в подготовке космического корабля для посадки на Луну" (Reynolds, 1974, р, 35), и контрольную группу, состоящую из лиц, деятельность которых не была связана с какой-либо ответственностью за запуск корабля. Между названными группами не удалось обнаружить каких-либо достоверных различий со стороны здоровья и наличия психосоматических отклонений. 152 Другим примером может служить одно из ранних исследований динамики артериального давления у заключенных {Alvarez & Stanley, 1930), Изначально авторы с уверенностью предполагали, что обнаружат повышенный уровень артериального давления у заключенных и тем самым документально подтвердят стрессогенность условий пребывания в тюрьме. Однако в действительности полученные данные говорили о другом. Был зафиксирован нормальный уровень давления у заключенных и достоверно более высокие аналогичные показатели у тюремной стражи. В разных возрастных группах систолическое давление у охранников было на 10-15 мм рт. ст. выше, чем у заключенных. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|