Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122878

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека.
Помимо перечисленных потребностей некоторые исследователи обнаруживают в этот период и первые предвестники мотива достижения, который является главным образом продуктом подкрепления со стороны родителей или других людей, образующих первое окружение ребенка.


ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ
Шш-кокцепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности (Реан А. А., 1999, с. 47).
Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.
«Я» по определению Д. А. Леонтьева (1993, с. 40) — это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция (от лат. conceps) может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея для освещения.
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание».
В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. В. Столин, А. А. Реан и др.
Теоретически с этим понятием связаны такие психологические термины, как самооценка, самосознание, самоактуализация, хотя все они имеют содержательную самостоятельность.
Образ Я — совокупность образов (чувственных — ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).


136 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет) ШШШЯШШЛ
РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА

До 3 месяцев младенец, по-видимому, не воспринимает себя как «субъекта», который хочет и может исследовать окружающий его мир и оценивать его значимость для себя.
В трехмесячном возрасте ребенок начинает проявлять значительный интерес к детальному исследованию пространства собственного «Я». Наиболее выраженным и значимым проявлением этого является изучение и освоение ребенком своего физического тела. Младенец с большим интересом открывает для себя собственные руки и пальчики на них, исследует и познает их возможности, совершая различные движения, понятные только ему. Ноги в этот возрастной период для ребенка представляют менее действенную часть тела, однако он с удовольствием изучает и свои ступни, в том числе и ртом.
К 6 же месяцам ребенка начинают в большей степени интересовать собственные ноги, он делает попытки «использовать» их по прямому назначению, поддерживая вертикальное положение тела и совершая первые передвижения. Для малыша открытие того, что он сам может «передвигаться» в этом пространстве, отыскивать в нем то место, которое ему кажется привлекательным, овладевать любыми интересующими его предметами, имеет крайне важное значение. Ведь совершая первые движения (сначала ползком, а потом и перебежками), ребенок обретает столь желанную самостоятельность, самоутверждается, становится увереннее и крепче в своих движениях. Все это приводит ребенка в восторг, и он стремится разделить свою радость со взрослыми.
Раннее осознание «телесного Я» у ребенка связано прежде всего с опытом тех движений и действий, которые малыш осуществляет в процессе освоения пространства своего физического тела. Более целостно Я-образ

впервые воспринимается ребенком при знакомстве со своим отражением в зеркале.
Эксперименты
Американские исследователи Льюис и Брукс-Ган провели серию экспериментов, анализируя реакцию малышей разных возрастов на свое отражение в зеркале, и пришли к выводу, что в самосознании ребенка в этот момент происходит гигантский скачок (Lewis, Brooks-Gunn, 1979).
До 8 месяцев очевидно, что ребенка привлекает изображение в зеркале, однако узнает ли он себя, однозначно сказать трудно.
Первые шаги
Между 8 и 16 месяцами малыш уже может отличить собственное изображение в зеркале от зеркальных образов других людей, например от ребенка старшего возраста

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 137
или взрослого. Именно в этот возрастной период младенец начинает связывать конкретные особенности внешности с чувством своего «Я». Однако интересно, что если поставить губной помадой яркую метку на носу малыша, то он ее непременно заметит, но станет показывать не на свой нос, а на нос в зеркале.
Примерно в 18 месяцев ребенок уже более не нуждается в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между изображением в зеркале и собой,— он понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если вновь повторить эксперимент с губной помадой, последует иная реакция малыша: он укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза и смущенно улыбнется.
К двум годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже не только узнает свое изображение в зеркале, но постепенно начинает осознавать и смысл тех действий, которые совершают взрослые, причесывая или умывая его. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь сам перед зеркалом, любуется собой, начиная задумываться над понятиями красоты, опрятности, аккуратности (Cicchetti, Beeghly, 1990).
РАЗВИТИЕ Я-ОБРАЗА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ

Приобщение ребенка к предметному миру происходит под влиянием его общения со взрослыми, в результате которого у младенца происходит формирование определенных предпочтений к каким-либо предметам. Ребенку может нравиться или не нравиться предмет из-за его определенного цвета, формы, запаха или звука, производимого этим предметом или игрушкой.

Одному малышу интересны куклы, потому что они внешне похожи на человека, другой же предпочитает тряпичные или плюшевые мягкие игрушки — их приятно трогать руками. Узнать о подобных предпочтениях ребенка можно по характерному комплексу оживления, который ха рактеризуют радость и нетерпени @e&$9RJiVA6$ 9PJ@9-frA$iV6e 4 #Fb 94^696®
#4eenV?Fb@9& ®9R3AFb6$-keFb
&г&де#®ед#9
Стимульный бланк методики Стимульный бланк теста
«Чего не хватает на этих рисунках?» «Найди и вычеркни»
7 Психология человека

194 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

ки особенностей развития восприятия у детей. Ее суть заключается в
ня интеллектуального развития в соответ
ствии с биологическим возрастом обследу- том' что Ребенку предлагается не
Тест Векслера — методика оценки уров
ня интеллектуального развития в соответ
ствии с биологическим возрастом обследу
емого, сколько серий рисунков, на каж
дом из которых не хватает какой-то существенной детали, и ему необходимо определить, какой именно детали не хватает. Ребенку предлагается проработать все серии рисунков. Для вынесения суждения учитывается время, в течение которого ребенок выполнил все задания.
Похожие методики могут быть использованы и для диагностики внимания. Например, в тесте «Найди и вычеркни» (см. рис. на с. 193) ребенку предлагается отметить на стимульном бланке все изображения определенного предмета. Для оценки уровня развития внимания учитывается количество правильно зачеркнутых изображений за 2,5 минуты.
Для получения комплексной оценки уровня развития психических познавательных процессов исследователи очень часто используют детский вариант теста Векслера. Выполнение данного теста ребенком позволяет достаточно полно охарактеризовать особенности психического развития ребенка.


РЕЗЮМЕ
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и др.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).
Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства, который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти.
Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.
Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.
Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.


7*


ГЛАВА 3
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
Эмоциональность — основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности детей.

Схематическое изображение эмоций человека
Период от 2 до 6 лет называют возрастом аффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми (Денисова 3. В.).
7*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь