Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32184

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, то есть сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой. Основой такого оценивания является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.
В подходах к самоотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее чувство на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу.
К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлено различное понимание содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то . Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое оказывается обладающим более сложное строение, включающим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную.
В русле концепции о личностном смысле "Я" В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения. По его мнению "самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла "Я" для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла "Я" производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме". Согласно его модели макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компонентя или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес)..
Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство "за" или "против" своего "Я", являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям.
"Симпатия-антипатия" связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности или нерасположенности. Измерение "уважение - неуважение" также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование. Ось "близость-отдаленность" отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения.
Пантелеев С.Р. анализирует далее категории самооценка и самоотношение в рамках концепции А.Н. Леонтьева и его ученика В.В. Столина. Его рассуждения строятся в следующей последовательности:
1) самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, "социальных ситуаций его развития" (Л.С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное "Я", наделяют его личностным смыслом.
2) в этой связи воспользуемся различением мотивов, выведенных А.Н. Леонтьевым: мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл, будем называть смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, которые выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остро эмоциональных, аффективных) лишены смыслообразующей функции, мы будем их условно называть мотивами-стимулами.
3) Самооценки в первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами.
Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла "Я" включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.
Так, например, на основе такого подхода можно объяснить, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценке, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке, и наоборот.
4. Я-концепция в различных психологических теориях.
Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам.
1. Основополагающие подходы У. Джемса.
2. Символический интеракционизм в работах Ч. Кули и Дж. Мида.
3. Представления об идентичности, развитые Э. Эриксоном.
4. Феноменологический подход в работах К. Роджерса.
Я-концепция обсуждалась и в других теоретических работах. Однако система понятий, разработанная в рамках перечисленных выше концептуальных подходов, является пока наиболее продуктивной.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.
Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я- как объект). Личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я- как объект. У. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является гипотетической моделью структуры личностного Я.
По мысли Джемса, Я- как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы можем сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач.
Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляют каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.
Например, когда человек, считающий себя первоклассным теннисистом, проигрывает подряд целый ряд матчей, перед ним открывается несколько возможностей: а) каким-то образом объяснить свои поражения, прибегнув к рационализации; б) снизить уровень своих притязаний; в) заняться другой деятельностью, которая обещает принести больший успех. В конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.
Символический интеракционизм. В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки. 1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения; 2) эти значения являются продуктом социального взаимодействия; 3) эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.
Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго-иллюзия (1912).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Персонология; personology
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь