|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42434
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таким образом, ребята жили довольно насыщенно. Много времени уделялось на совете отряда, сборах звеньев и на классных собраниях обсуждению поступков отдельных пионеров, подготовке намечаемых дел, ходу их выполнения и оценке. Очень часто проводились классные линейки. Совместная деятельность сотрудников с ребятами в подготовке и проведении этой работы давала возможность собирать материал о самых различных сторонах жизни, деятельности и общения ребят, наблюдать их поведение в самых разнообразных ситуациях,
В V классе, избранном для изучения, к началу года было 39 учащихся. Класс был сформирован из двух четвертых классов: из одного класса — 26 человек, из параллельного — 11 и 2 второгодника. 150 Изучение подростков началось в конце их обучения в IV классе, Были получены следующие материалы: 1) данные об успеваемости каждого ученика за четыре года обучения; 2) на основе бесед с родителями и с учителем, который учил детей с I по IV класс, были составлены на каждого ребенка индивидуальные характеристики о его развитии до V класса; об учении, интересах, положении в классе, общественной активности, отношениях с учителями, товарищами, родителями, индивидуальных особенностях, различных сторонах поведения, наконец, о трудностях в воспитании к моменту перехода в V класс. В конце обучения детей в IV классе было проведено несколько письменных работ. В первой работе мы хотели выяснить интересы детей. Учащиеся письменно отвечали на четыре вопроса: 1) о чем бы ты хотел узнать; 2) чему хотел бы научиться; 3) что умеешь делать; 4) чему мог бы научить своего товарища. Во второй работе каждый учащийся называл трех товарищей, с которыми он хотел бы сидеть на одной парте, выполнять общественное поручение, жить в лагере в одной палатке, иметь их звеньевыми. В третьей работе ребята писали о том, какое отношение к себе со стороны товарищей и взрослых они хотели бы иметь. Перед началом учебного года все материалы о каждом ребенке обсуждались на заседаниях лаборатории, в результате чего еще до начала работы в классе мы имели известное представление о всех учащихся и о классе в целом1. Изучение подростков в V классе началось с первого дня учения. Основным методом накопления материала было систематическое, детальное, каждодневное наблюдение учащихся. Все материалы фиксировались в дневнике: наблюдения за учащимися во время уроков, подготовки домашних заданий, пионерской, кружковой работы, различных соревнований; особенности поведения и взаимоотношений с товарищами, учителями, роди» тел ям и; факты, связанные с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общественной активностью, реакциями на успех и неуспех, оценочные суждения, всевозможные обсуждения, беседы ребят, споры, реплики. Мы старались фиксировать все, даже мелочи. Широко использовались разные формы бесед с детьми, которые, как правило, проводились в естественной обстановке и на самые разнообразные темы: беседы индивидуальные, груп- 1 Все эти материалы представлены в первой части каждой индивидуальной характеристики. 151 повые (с рабочими группами ребят, звеном, советом отряда, со всем классом). Много материала давали всякого рода обсуждения, а также беседы исследователей с подростком во время совместного выполнения какого-нибудь дела, По некоторым вопросам беседы проводились со всеми учащимися класса. Чтобы более организованно и целенаправленно собирать материал (путем бесед и наблюдений), были составлены два вопросника. Данные первого вопросника («Учебная деятельность») давали возможность судить об успехах ребенка, его отношении к учению и особенностях его учебной деятельности. Данные второго вопросника («Внешкольная жизнь») по-могали выяснить содержание жизни и отношений ребенка во внеучебнос время. После окончания учебного года с каждым ребенком была проведена беседа о его отношении к содержанию работы в группе продленного дня. В течение всего учебного года проводились беседы с учителями, В конце учебного года учитель истории дал характеристики на всех учащихся класса. Учителя по арифметикеf иностранному языку и физкультуре дали характеристики на 10—15 учащихся. Родители многих детей довольно часто бывали в школе. Каждый их визит использовался для получения того или иного материала о ребенке, В конце года с родителями каждого ученика была проведена беседа об изменениях, которые произошли с ребенком в V классе по сравнению с IV. По отдельным вопросам средством сбора материала были обследования, экспериментальные методики, сочинения детей, В конце обучения в V классе мы организовали медицинское обследование всех учащихся силами сотрудников Института физического воспитания детей АПН РСФСР, Помимо общих данных о состоянии здоровья, о росте детей> весе ит,п() был получен материал о стадии полового созревания каждого ребенка в изучаемом нами классе. Для выяснения симпатий между отдельными ребятами, их тяготения друг к другу, а также изменений в их отношениях и в составе группировок была использована социометрическая методика. Трижды (в течение года) каждый учащийся должен был назвать трех товарищей* с которыми он больше всего хотел бы: 1) сидеть за одной партой, 2) выполнять общественное поручение, 3) жить в одной палатке в лагере, 4) иметь его звеньевым. Перед окончанием IV класса ребята отвечали на все четыре вопроса, в середине V класса — на первый, второй и четвертый вопросы, в начале VI класса — на первый 152 вопрос. Каждый раз собранный материал подвергался количестве иной обработке и качественному анализу. Особенности самооценки, уровня притязаний и реакции ребенка на успех и неуспех выявлялись при помощи экспериментальных методик из исследований ЕЛ.Серсбряковой1 и и М.С.Неймарк2. В обоих исследованиях ребенок должен был решать задачи: в первом — арифметические, во втором — на сообразительность. Для учащихся нашего класса решение за* дач не выступало как эксперимент; вся работа была организована как подготовка к математической олимпиаде. Эксперименты были проведены абсолютно со всеми учащимися класса. Экспериментальные задачи, организация экс-перимента, техника его проведения были такими же, как в указанных исследованиях. Единственное отличие в проведении эксперимента по методике М.СНсймарк заключалось в отсутствии «нагнетения» экспериментатором переживаний ребенка по поводу его неуспеха. Во время эксперимента фиксировались: номер выбранной задачи и их последовательность; решена задача или нет; сколько времени затрачено на решение задачи; все высказывания ребенка с первой до последней минуты эксперимента; особенности поведения, все эмоциональные реакции и особенности реакции на успех и неуспех. Критерии для суждения об особенностях самооценки ребенка были взяты из тех же исследований. Полученные данные со-поставлялись с материалами наблюдений. Для выяснения вопроса о наличии у ребенка так называемого чувства взрослости и связанного с этим определенного отношения к себе и взрослым были проведены со всеми учащимися экспериментальные беседы по методике Т.В,Драгу-новой3. Беседа давала материал об отношении подростка к фактам нарушения определенных требований и норм поведения , к отметкам, к некоторым качествам личности, к девочкам (или мальчикам) и т.д. В классе было проведено два сочинения. Первое — «Поговорим о себек В этом сочинении дети писали о том, какие положительные и отрицательные черты они видят у себя, как 1 См,: Серебрякова ЕА. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Автореф. ,„ канд- дис., 1957. г См.: Неймарк М.С, Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 3 См.: Драгунова Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками // Там же. 153 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|