Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164649

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В проведенных исследованиях была определена и описана психологическая структура конфликтологической компетентности, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:
• гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей);
• регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации);
• проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, его влияние на психологический климат в коллективе, последствия для организации);
• рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений);
• нормативного (знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им).
В психолого-акмеологических исследованиях были разработаны различные виды системного описания конфликтологической компетентности по данным структурным компонентом с раскрытием содержания необходимых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и детерминант развития (объективные и субъективные условия и факторы, психологические механизмы)*.
* Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. — М.: МААН, 2000; Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002.

Разработаны акмеологические технологии и специальные тренинги для развития конфликтологической компетентности.
Существует специальный вид психологической компетентности, который необходим руководителям для осуществления эффективного антикризисного управления. Значимость его подтверждена акмеологическими исследования профессионализма руководителей в сложных ситуациях управления, характерных для переходного периода. Для кризисов характерны различные острые психологические проявления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание негативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение трудовой мотивации и пр. Поэтому психологическая компетентность в условиях антикризисного управления стала объектом специальных акмеологических исследований. Было показано, что она является системой, включающей семь относительно самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем или подструктур*.
* Игельник М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. — М.: МААН, 2002.

Подструктура социально-перцептивной компетентности. Она играет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей управленческой команды и персонала, их психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения
Подструктура социально-психологической компетентности, включающая знания, отражающие изменения групповых процессов и функций при действии экстремальных факторов, характерных для кризисов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориентироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, предвидеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию.
Подструктура аутопсихологической компетентности, включающая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к управленческой деятельности в кризисных условиях, способствующих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны персонала, способствующих осуществлению влияния на окружающих.
Подструктура коммуникативной компетентности, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эффективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затрудненного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии негативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных коммуникативных умений, позволяющих осуществлять эффективное общение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаимодействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях.
Подструктура психолого-педагогической компетентности, включающая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психологический климат.
Данные подструктуры образуют единую систему психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управления. Такая компетентность может повышаться и развиваться с помощью акмеологических методов и технологий.
Специальный вид профессиональной компетентности, базирующийся на социально-перцептивном, социально-психологическом и профессиологическом видах компетентности, имеет непосредственное отношение к практике работы с персоналом, раскрытию кадрового потенциала организации. Это профессиональная компетентность субъекта кадровой работы*.
* Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.

Данный вид компетентности имеет следующие структурные составляющие:
• методическая компетентность в области средств и способов отбора кандидатов, оценки их профессиональных умений и профессионально важных качеств, предполагающая способность выделять критерии и показатели, владение психологическими методами оценивания, умения анализировать и объяснять полученные факты;
• социально-психологическая компетентность;
• профессионально-управленческая компетентность, проявляющаяся в знании особенностей функционирования конкретного субъекта в общей системе профессиональных взаимодействий. Весовые коэффициенты каждого вида компетентности составляют соответственно: 0,32; 0,16 и 0,52. Описаны характеристики «оценочной» деятельности таких специалистов: » быстрота оценивания;
• точность оценивания;
• соотносимость результатов оценивания с данными, полученными в результате использования инструментальных методов психодиагностики;
• прогностичность оценок;
• надежность оценивания и оценок;
• степень организованности оценочной деятельности.
Разработана модель тренингового развития компетентности в оценочной деятельности. Выявлены субъективные факторы развития данного вида компетентности:
• наблюдательность;
• проницательность;
• умение анализировать и составлять классификации и типологии;
• направленность на взаимодействие;
• интерес к личности;
• внимательность;
• умение управлять своими состояниями и эмоциями.
Психолого-акмеологические исследования профессиональной компетентности, ее специальных видов как составляющих профессионализма личности и деятельности, условий и факторов развития осуществляются масштабно и интенсивно. Значительное внимание уделяется акмеологическим аспектам развития коммуникативной компетентности, культурологической, социальной компетентности и другим видам. Их результаты позволили подойти к обоснованию новой акмеологической категории — акмеологической компетентности, которая в общем виде рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь