Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер | Системный подход в психологии | Глубинная психология: учения и методики » 40 страница



Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29606

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ответ на этот принципиальный вопрос, естественно, определяет, имеют ли смысл расстановки на супервизии. Ответ совершенно ясен: да. Обычно терапевт, даже если он не привык думать и работать системно, очень точно «чувствует» динамику в семье своего клиента. И пусть в большинстве случаев подпорбгово, он в достаточной степени ощущает систему клиента. При этом речь не идет о том, чтобы терапевт расставил семью клиента так, как это сделал бы сам клиент. «Образы» расстановки будут более или менее различаться. Но когда терапевт открывается душе своего клиента, каким-то образом обнаруживается то, что важно.
274
Иногда терапевту даже легче расставить систему клиента, чем самому клиенту, поскольку его так не отвлекает многообразие пережитого и разные по времени воспоминания.
Продолжая затем работу с клиентом, терапевты снова и снова подтверждают, что в супервизорской расстановке обнаружилось что-то верное и разрешающее, иногда кажется, что через расстановку подействовало что-то «издалека».
Пример
Одновременно этот пример показывает, как благодаря «открытию себя» судьбе клиента изменяются и отношения между терапевтом и клиентом. На су-первизии для коллектива реабилитационной клиники психолог искала совета, как ей быть с пациенткой, представлявшей собой большую проблему для всего отделения. Она крайне броско одевалась, приставала ко всем мужчинам и вела себя так, что и персонал, и пациенты относились к ней крайне отрицательно. Присутствующие на супервизии врачи и сестры, знавшие эту пациентку, стонали так же, как и психолог, их жалобы лились рекой без конца и края.
Эта пациентка несколько раз была замужем и разводилась, от первого брака у нее была дочь, которая росла у бабушки, у нее были связи с несколькими мужчинами. Расставленная терапевтом нынешняя система пациентки продемонстрировала полный хаос в отношениях, никаких ощущений по поводу пациентки не возникло. На дополнительный вопрос психолог дала еще одну важную информацию: до первого замужества пациентка была помолвлена, но за несколько дней до свадьбы жених разбился на мотоцикле. Когда терапевт ввела в расстановку жениха, стало ясно, что пациентку тянуло в смерть к этому любимому мужчине. Все участники расстановки вдруг посмотрели ей вслед, все были глубоко тронуты. У терапевта, которая наблюдала расстановку, на глаза навернулись слезы, казалось, вся супервизорская группа была смущена. По отношению к этой пациентке внезапно возникло чувство, а ее поведение, манеры и история предстали совсем в ином свете.
На следующей супервизорской сессии психолог рассказала, что пациентка словно по волшебству совершенно переменилась и что после расстановки у них впервые состоялся глубокий разговор. О расстановке на супервизии и тематике речи вообще больше не было. В связи с непосредственно предстоящей выпиской из клиники она предложила пациентке пройти психотерапию, на что та с готовностью согласилась.
Польза неполноты
На супервизии речь часто не идет о полноценных расстановках решений. Здесь достаточно, чтобы проявилась душевная динамика клиента в основных областях действительности. Тогда терапевт может собственными средствами сделать на терапии то, что нужно.
18*
275
Также необязательно, чтобы в своей практике терапевт сам работал с расстановками. Достаточно, чтобы на супервизии он получил ощущение того, какая информация важна, какая душевная динамика действует в проблеме пациента и в каком направлении ведет решение.
Когда супервизор работает с расстановками, ему не нужно входить во все детали терапевтической работы. Он всего лишь недолгий спутник терапевта, с его помощью может «проглянуть» что-то, что окажется полезным для клиента и терапии. Ему вряд ли нужно давать советы, как терапевту работать со своими клиентами, он может плодотворно работать с терапевтами разных школ и направлений. Ему не важно, что терапевт предпринимал на терапии со своим клиентом раньше и что он будет делать потом. Терапевту не нужно ни за что оправдываться и не нужно предъявлять никаких планов. Вся ответственность за терапию и используемые средства остается только на нем.
Отсутствие необходимых сведений о семейной системе клиента имеет место прежде всего в том случае, если терапевт не знаком с системной работой. Недостающие сведения часто относятся к предыдущим связям родителей и роду, особенно это касается «вычеркнутых» (например, рано умерших братьев/сестер родителей). Это не обязательно является препятствием для расстановки. Если в запросе есть энергия, расстановку можно довести до того момента, пока не станет очевидным, что в системе кого-то не хватает или что на динамику системы влияет что-то из родительской семьи, и может быть даже, где точно. Так терапевт наглядно видит, о чем самому клиенту, возможно, следует расспросить в своей семье.
Если есть возможность довести супервизионную расстановку до хорошего решения, то в этом случае и через заместителей можно работать с фразами, отражающими переплетения, и фразами их развязывающими. Если заместители могут произнести эти фразы — всегда с глубоким сопереживанием, — то в большинстве случаев они верны и для клиентов, и терапевт может непосредственно увидеть, как ему работать со своими клиентами дальше.
На переднем плане стоят запросы
обратившегося за супервизией терапевта и клиента
Расстановка на супервизии служит в первую очередь ищущему совета терапевту. В итоге она для него должна иметь смысл и быть достаточной. Вопросы из группы или желание подискутировать должны быть подчинены тому, что важно для ответственного терапевта. Если снова и снова обращать внимание всех членов супервизорской
276
группы на то влияние, которое их вопросы оказывают на терапевта, его клиента, на группу и на них самих, то в большинстве случаев это не проблема. Расстановки облегчают процесс супервизии, поскольку речь здесь идет об основных душевных процессах, которые обычно бывают понятны всем.
Основная позиция всех участников супервизии должна быть такой, как будто на ней присутствует сам клиент, так что все концентрируются только на хорошем результате для него. Происходящая на такой основе супервизия случая сплачивает команду в ее совместном служении. В ней высок уровень энергии, речь идет о главном, а личные слабости участников команды и желание (в том числе и супервизора) в чем-то быть более сведущим и оказаться правым становятся несущественными. Участвуя в расстановке в качестве заместителей, проходя вместе с клиентом ориентированные на решение процессы и переживая «порядки любви», многие косвенно сами получают в подарок что-то личное.
2. Супервизия отношений между терапевтом и клиентом
Она относится к личным трудностям, имеющимся у терапевта в общении с клиентом. Эта супервизия служит тому, чтобы терапевт разработал или снова обрел хорошие рабочие отношения с клиентом.
На супервизии отношений «терапевт-клиент» я различаю способы действий, нацеленные на разрешение проблемы взаимоотношений терапевта с определенным клиентом (причем независимо от свойственной терапевту манеры поведения в общении с другими людьми), и собственный опыт для терапевта, где он старается изменить свои модели отношений, которые к нему часто возвращаются и мешают ему.
Работу с собственным опытом я предлагаю только в свободных супервизорских группах, а не в институциональных группах и коллективах. В последних каждый терапевт имеет право на защиту своей личной сферы. Коллектив также не претендует на то, чтобы, как в семье, принимать участие в душевных процессах своего члена. В большинстве случаев это только подпитало бы иллюзию, что команда — это как семья, и парализовало или отравило бы рабочую атмосферу. Кроме того, супервизия должна оставаться свободной от «ознакомления» работодателя или начальника с личными делами терапевта.
Для соответствующих «мелких» и в первую очередь контекстуально обусловленных раппортных проблем терапевта существует масса простых и не компрометирующих терапевта интервенционных техник,
277
базирующихся на простых изменениях представлений и поведения и изменении терапевтом внутреннего образа клиента. Я не хочу останавливаться здесь на этом подробно (очень полезными часто оказываются интервенционные техники из арсенала системной психотерапии, например, циркулярные вопросы, или процессуальные модели из НЛП).
Расстановка с целью разрешения проблем раппорта имеет смысл прежде всего в том случае, если в терапевтических беседах терапевт стал пристрастен и потерял нейтральность в отношениях. Работает ли при этом терапевт с одним клиентом или со всей его семьей, значения не имеет.
Расстановка системы клиента, включая терапевта
Во-первых, терапевт расставляет на супервизии систему клиента. После того как заместители сообщили о чувствах на своих местах, терапевт вводит в систему клиента своего собственного заместителя, которого ставит на то место, которое занимает сам со своим желанием помочь.
Изменения в ощущениях заместителей членов семьи дают ценные указания, насколько место, занимаемое терапевтом, способно помочь ему в работе, а также принимает ли его система клиента. Очень часто терапевт ставит себя рядом с клиентом или другим членом семьи, являющимся в системе «жертвой». Но там его чаще всего не воспринимают или не принимают. Расстановка позволяет выяснить, с какого места в системе терапевт может оказывать эффективную помощь и быть в гармонии с системой, ее проблемами, ее энергией и верным для всех решением. (Таким местом часто бывает, к примеру, место вблизи «виновного».)
Глубокий раппорт является не столько результатом усилий со стороны терапевта и соответствующих техник, пусть даже они очень полезны в области «мелких» жестов и привычек мышления, сколько результатом глубокого согласия терапевта с мышлением и действиями системы клиента как равно ценными, имеющими равное право на существование. Это созвучие дает ему представление о том, как там течет и действует любовь.
Расстановки служат тому, чтобы терапевт и клиент в равной степени вверили себя силам, действующим в семье клиента, и скрытому в них решению и отдались руководству групповой души. Хорошее решение — решение не всегда желаемое или социально признанное. Хотя терапевт и обладает знанием о возможной динамике в семьях и может привести клиента к «середине» его системы, однако там он точ-
278
но такой же «слушатель», как и его клиент. То же самое относится, разумеется, и к супервизору.
Если у терапевта на протяжении длительного времени возникают проблемы с такого рода нейтральностью, то есть с безоценочным принятием самых разных систем клиентов, как имеющих равное право на существование, и с уважительным отношением к тем нередко странным путям, которыми идет любовь, то, возможно, у него не слишком гармоничны отношения с собственной семьей. Именно поэтому он от нее не отделен и не свободен от ограничивающих ло-яльностей. В этом случае ему может помочь собственный опыт, направленный на принятие собственных родителей и семьи и раскрывающий его семейную и родовую совесть для своего рода «метасовес-ти», где узкие границы семьи распахиваются для широты, многообразия и равноправия самых разных форм жизни. Но это не является собственно задачей супервизии.
3. Супервизия коллектива
Супервизия коллектива направлена на изменения в структуре и методе работы коллективов, причем именно там, где сотрудничество в них чревато проблемами.
Большинство трудностей возникает в коллективе в том случае, если в нем не воспринимается и не признается структурный порядок, если коллектив или отдельные его члены теряют из виду дело, которому служат, и если работу коллектива осложняют и парализуют личные ссоры отдельных членов. В двух первых случаях системные расстановки являются прекрасным способом прояснить, упорядочить и переориентировать сотрудничество в коллективе.
Если запрос на супервизию коллектива исходит от одного из его членов (что часто имеет смысл только в том случае, если этот человек является руководителем данного коллектива или ответственным лицом) или если супервизор или тренер коллектива хочет получить совет для своей супервизии, то расстановка проводится в принципе так же, как на супервизии случая, разве что порядки в коллективе отличаются от порядков в семье.
Если супервизор работает с коллективом, то процесс расстановки будет несколько иным, поскольку обычно здесь нет возможности работать с заместителями.
Часто оказывается полезен следующий образ действий: супервизор ставит на середину комнаты стул или другой предмет. Стул символизирует дело или задачу, ради которого(ой) коллектив собрался или
279
которое(ая) коллективу было(а) поручено(а). Затем супервизор просит членов коллектива встать по отношению друг к другу и к делу, пока каждый не займет то место, которое как-то соответствует его восприятию действительности. На то, чтобы каждый нашел свое место, соответственно реагируя на движения других, нужно определенное время. Затем каждый получает возможность сообщить, как он чувствует себя на этом месте и что он ощущал в процессе поиска.
Теперь супервизор может вчувствоваться в «дело» и рассказать, как он себя чувствует в связи с процессом и результатом. Если это обнаружило существующую в коллективе динамику, супервизор может еще раз ее объяснить и затем изменить позиции членов коллектива так, чтобы стал понятен и мог быть прочувствован новый, «несущий» порядок, в котором по возможности комфортно всем членам коллектива и который они могут рассматривать как правильный.
Основные моменты
При этом важно смотреть с разных точек зрения: занимает ли руководитель коллектива свое место и чувствует ли он свою ответственность? Признают ли члены коллектива его руководство? Возможно, отсутствует некая управляющая структура и ее нужно создать? Какие в коллективе существуют позиции, например, врач, психолог, медсестра, социальный работник? Какие позиции равны по рангу? Какие по рангу выше? (Поскольку врач, например, должен принимать решения о жизни и смерти, то в контексте, где речь идет о тяжелых заболеваниях, он обычно занимает более высокую позицию, чем психолог.)
В коллективах чаще всего существует три взаимодействующих порядка:
• во-первых, это иерархический порядок, согласно степени ответственности и полномочий. Внутри этого порядка некоторое преимущество часто имеет администрация, в известной мере дающая базу и средства для работы коллектива;
• во-вторых, это изначальный порядок. Среди равных по рангу в плане позиций он отдает приоритет тому, кто дольше является членом коллектива;
• в-третьих, это порядок компетенции. Он отдает приоритет в реальной работе тому, кто обладает соответствующей компетенцией. Здесь, например, начальник служит своему сотруднику и помогает ему в выполнении задачи, даже если в плане ответственное -
280
ти и руководства он занимает более высокое место. Этот порядок способствует тому, чтобы каждый мог работать согласно своим способностям.
Помимо того, структурная расстановка может показать, что кого-то из членов коллектива тянет из него уйти, и является ли его уход неизбежным, поскольку, например, он хочет стать шефом, но в этом коллективе это невозможно или неуместно. Или становится понятно, кто действительно заинтересован в работе и кто вкладывает в нее достаточно сил.
Пример
В расстановке свободного коллектива психотерапевтов, имевшего большую совместную практику и проводившего совместную терапевтическую и обучающую программу, обнаружилось, что только одна супружеская пара терапевтов и еще одна женщина-психолог собственными силами набирали полные курсы, в то время как для трех других терапевтов от участия в общем деле и программе сильно зависело получение клиентов. В расстановке они в разных направлениях уходили все дальше и дальше от «стула». Сначала это повысило напряжение между членами коллектива, пока они не вышли за дверь и все вдруг не испытали облегчение. Вскоре эти три терапевта вышли из совместного договора и коллектива, а энергичная супружеская пара и психолог взяли и дело, и программу в свои руки. Суперви-зия просто сделала очевидным то, что давно уже тлело и было неизбежно, так что демонстративные бои прекратились, и вместо этого стало можно действовать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Закономерности психических систем
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • К чему снятся родители?
  • К чему снится начальник
  • Ульсамер Бертольд. Работа с травмой и семейные расстановки - несовместимы или дополняют друг друга. О системных расстановках и работе с травмой.
  • Как сделать отворот жены от мужа без последствий?
  • Отворот от любовницы - последствия для жены
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • К чему снится расставание
  • Основные признаки отворота мужа от жены
  • Как помириться с парнем?
  • Последствия отворота
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Заговор чтобы убрать соперницу и сохранить семью
  • К чему снится свекровь?
  • Заговор на рассорку в любви
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • К чему снится говно?
  • К чему снится есть мороженое
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Кризис подросткового возраста
  • Приворот с замком
  • К чему снится дочь
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • К чему снится секс?
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • К чему снится сестра
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Приворотный заговор для пробуждения любви
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Приворот на любовь мужчины можно читать самостоятельно
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • К чему снится умерший отец
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Заговор-рассорка на соль, чтобы разлучить двух людей
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Каким способом можно сделать отворот себя от парня?
  • Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь