Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Гринченко С. Н. Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентомКатегория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 2802
Автор: Гринченко С. Н.
Название: Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.
Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую или социальную пользу данной игры для всех членов группы. Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…" Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр? Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером? Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь. Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра? Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию. Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели? Иван: Да, но я должен навестить семью. Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки? Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет." Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван выигрывает. Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно маленькому мальчику. Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы, вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим образом: Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр? Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять? Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь. Маша: Да, это очень плохо! Иван: Что ты мне посоветуешь? Маша: Ума не приложу! Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной. Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией. Иван: Я никак не могу вовремя прийти на лекцию. Психотерапевт: Но ведь у Вас есть и интересные проблемы, не правда ли? Мы видим, что руководитель группы отказался вступить с Иваном в игру и дал ему понять, что он мог бы найти какой-нибудь другой способ общения с людьми. Это поставило под угрозу решение Ивана, и когда он окончательно расстался с "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", его личность уже изменилась. Итак, мы ознакомились с наиболее важными частями трансактного анализа в групповой и индивидуальной терапии на базе психологического центра "Личность". Сюда вошли: выявление эго-состояний, поведенческий диагноз и анализ взаимодействий, расшифровка жизненного сценария и анализ психологических игр. Некоторые другие техники и практические упражнения, применяемые в терапии центра "Личность", приведены в приложении 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения. Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизнях и целях изменения. Этими философскими посылками ТА являются: • все люди - "О,кей"; • каждый человек обладает способностью думать; • все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены. В настоящее время трансактный анализ является вполне логически завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми. Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные черты и принципы. В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне. Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации" может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе. Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции. Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения. Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания. Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992 2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998 3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989 5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988 7. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993 8. Кон И. В поисках себя. - М., 1984 9. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1998 10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985 11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1985 12. Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999 13. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. - М., 1995 14. Как построить свое "Я"/ под ред. В.И. Зинченко - М., 1991 15. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992 16. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр, микруструктура общения М., 1993. 17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000 18. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999 19. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. - М., 1990 20. Немов П.С. Общие основы психологии в 3-х т. - М., 1992, - т. 3 21. Основы психодиагностики (под ред. Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996 22. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993 23. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999 24. РоговЕ.И. Психология человека - М.: "Владос", 1999 25. Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань, 1993 26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997 27. Столяренко Л.Д. Психологический практикум. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997 28. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975 29. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987 30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 31. Харрис Томас А. Я благополучен, ты благополучен. Красноярск, 1993 32. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992 Приложение 1 СТРУКТУРНАЯ ДИАГРАММА ПЕРВОГО ПОРЯДКА. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности. Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго состояние. Функциональная модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы показать, как мы их используем. Структура = "что" = содержание Функция = "как" = процесс ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭГО-СОСТОЯНИЙ Свободный ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески. Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины. Функционально Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя, который защищает, поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или Контролирующего Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может быть как конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя произвольными и неоправданными запретами и установками. Почему так важно правильно различать структуру и функцию? Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные аспекты), мы должны использовать функциональную модель. Структурная модель применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека (интрапсихические вопросы). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|