|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 109968
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Дурак Дурак: О
Астрологическое соответствие: Уран Каббалистическая буква: X Алеф Путь на Древе Жизни: от Кетер (Венца) кХокме (Мудрости) ДУРАК то мы видим, глядя на эту карту? Какие мысли и эмоции она вызывает, появляясь в раскладе? Кто этот Дурак — мудрое и невинное создание, пролагающее себе путь через мир? Или герой волшебных сказок, в которых глупый младший братец добивался ^спеха там, где умных старших ждало пораже- Чпге? Может быть, это символ инстинкта, нашей способности делать правильные вещи с совершенной спонтанностью свободного ребенка, не стесненного страхами и социальной обусловленностью? Или это душа, готовящаяся воплотиться в теле и начать долгое путешествие под названием «жизнь»? Или символ мистического совершенства? Или действительно дурак, лишившийся ума человек, спотыкаясь бредущий долиной жизни? Спросите современного таролога о Дураке, и он примется толковать вам о спонтанности и свободе этой карты, о ее невинности и радости. Вам расскажут, как Дурак умеет хватать шанс за хвост и творить, казалось бы, невозможные вещи, потому что действует инстинктивно (как персонаж сказки), без анализа и сомнений в правильности решения, которые так часто парализуют нас, когда мы пытаемся сделать что-то важное. Он может пойти даже еще дальше и доверительно рассказать вам о Дураке как главном персонаже всего ряда Старших арканов, путешествующем по остальным картам. Многие даже называют все Таро «пу- ем Дурака». Именно это название — «Путь Дурака» — многие дают книгам, танцевальным перформансам, арт-шоу и мастер- классам (причем каждый автор приходит к нему сам, независи- ная°Т АРУгих). Идея о беспечном путешественнике — естествен- Реакция на картинку этой карты, по крайней мере, в совре- Дурак менных колодах, где мы и правда видим «дух свободный и радости полный». Это свойство Дурака — свобода духа — не просто отвлеченная концепция. Если отождествиться с этой картой и дать ей впрыснуть нам в кровь немного пресловутой спонтанности, мы тоже сможем сделать именно то, что правильно в настоящий момент. Таро — не просто интеллектуальная и духовная доктрина (хотя и она в нем тоже есть, наряду с карточной игрой, ее породившей). Таро работает при помощи образов и символов, а значит, помимо привычных каналов мысли и поведения. Вот вам моя личная история о том, как я стала Дураком — пусть хотя бы и на мгновение. Первый проведенный мною Таро-интенсив, заявленный как один из месячных курсов, которые я вела в Нью-Йорке в течение пятнадцати лет, был как раз посвящен Дураку. Целый вечер мы говорили о Дураке, делились опытом толкования и проживания этой карты, того, что она значила для нас и в мантике, и в жизни. Мы разглядывали примеры из разных колод, экспериментировали с раскладами на основе нулевого аркана (расклад по Дураку вы найдете в конце главы), а также пытались раскопать кое-что из истории. Когда занятие закончилось (несколько позднее, чем было запланировано), я схватила свои вещи и ринулась по лестнице вниз — времени на то, чтобы доехать до вокзала и вскочить в поезд, идущий в ту часть города, где я жила, оставалось катастрофически мало. Разумеется, я опаздывала: когда работаешь с Дураком, за часами следить трудновато. Вокзалы же, увы, Дураку не подчиняются (скорее, их можно было бы назвать аванпостами Императора, четвертого аркана), и если бы я пропустила свой поезд, ночь меня ожидала бы долгая. Семерка — номер аркана Колесница, а мне как раз не помешала очень быстроходная колесница. Двадцать два, с другой сторо- Урок у меня был на углу Второй авеню и Тридцать четвертой улицы, одной из самых загруженных в Нью-Йорке. Сбежав вниз, я увидала такси, остановившееся у светофора на другой стороне улицы. У всех нью-йоркских такси на крыше такой специальный |1еАМьон (звучит весьма магически, ага!) с номером. У этого был номер 722. I это количество карт Старших арканов, а также номер Дурака, Двадцать второго аркана. Это такси было точно моим. Старшие арканы Проблема заключалась только в том, что, подожди я до переключения светофора, оно уехало бы от меня в противоположном направлении, совсем не к вокзалу. Других такси в пределах видимости не имелось. Поэтому я набрала воздуху и ринулась через проезжую часть. Тридцать четвертая улица (3+4=7 — номер машины) — это пять полос, и все они в тот момент были забиты быстро едущими легковушками и грузовиками. Я уже была на середине, когда услыхала наконец крики с тротуара. Я действительно кинулась поперек движения, не сознавая, что делаю. И несшиеся мне в спину крики были полны не гнева, а ужаса и изумления. Тем не менее я продолжала скакать вперед, ныряя между машинами, пока не оказалась на той стороне и не рухнула на сиденье моей Дурацкой Колесницы. На поезд я успела. Я совершенно уверена, что не смогла бы выкинуть такое коленце, если бы до того весь вечер не погружалась тщательно в энергии Дурака. Без его влияния я на такое не решилась бы. Современный стандартный образ Дурака как радостного невинного юноши, отправляющегося в путешествие, уходит корнями не далее как в Таро Райдера, созданное Артуром Эдвардом Уэйтом и Памелой Колман Смит. Раскинув крыльями руки, счастливый и беззаботный, он, кажется, вот-вот сделает шаг с вершины утеса. Он свободен от страха просто потому, что никто до сих пор не научил его бояться. В своем Таро Сияющего Племени я решила зайти еще дальше (в буквальном смысле). Вместо юноши на краю пропасти мы видим на этой карте летящего по небу ребенка. Он не то чтобы специально взлетел, а просто погнался за птичкой. Дураком движет не примитивный инстинкт, ибо инстинкт может удовлетворить лишь первичные потребности — необходимость в пище или в ощущении собственной безопасности. Нет, Дурак следует путем удовольствия, увлечения, настолько же естественным, как и чувство голода. Уже после того, как я нарисовала эту картинку, мне встретилась одна женщина; она рассказала об индейском учении (я точно не помню, какого племени), которое гласит, что у каждого из нас есть внутренний духовный ребенок, и ребенок этот — именно та часть нас, которая умеет летать, если только мы поймем и примем это. Еще через некоторое время я припомнила кое-что, о чем уже мно- го лет не думала. Лет в восемь или девять я решила, что на самом деле умею летать, но только не могу в это поверить, без сомнений, беспокойства и страха. И причина, не позволяющая мне в это поверить, довольно проста. Взрослый мир объяснил мне со всей авторитетностью, что люди не летают. Так мое маленькое восьмилетнее «я» познало феномен репрессии: полет был лишь символом всего того, что, с точки зрения моих родителей и моей культуры, было совершенно невозможно. С тех пор я так и не полетела, но зато сделала ряд вещей, которые многие сочли бы невозможными, — в том числе и бросок через пять запруженных трафиком полос Тридцать четвертой улицы. С образом Дурака связаны весьма глубокие и комплексные идеи, и сейчас мы ими займемся, но прежде рассмотрим нечто не менее бранное, если уж на то пошло, чем летающие дети. Это вопрос о том, как же так получилось, что Дурак стал означать чистоту и не- инность. Возьмем два ранних примера этого аркана из Таро Висконти и Марсельского Таро, долго считавшихся стандартными и Традиционными. Старшие арканы Люди на картах не выглядят ни радостными, ни счастливыми, ни готовыми к приключениям — уж скорее заторможенными и ошеломленными. На карте из Марсельской колоды вместо веселой собачки мы видим кошку, вцепившуюся в ногу героя. В нашем мире тоже есть такой персонаж, но ни свобода, ни невинность у нас с ним не ассоциируются. Это чокнутый бомж, которого кидает с места на место прибой его собственных иллюзий и общественного осуждения. Теперь давайте изучим ранние значения Дурака, начиная с 1750 года и вплоть до Уэйта, писавшего первоначально под псевдонимом Великий Восток, а затем — в книге, сопровождавшей колоду Райдера, что подарила нам образ сияющего Шута и его собачки — уже под собственным именем. НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА ДУРАК (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО») Картомансер Пратези (1750): безумие. Де Мелле (1781): безумие. Элифас Леви (1855): чувствительный принцип; плоть; вечная жизнь. Поль Кристиан (1870): нулевой аркан. Искупление. Наказание, следующее за каждым проступком. Судьба и неотвратимое искупление. Мазере (1888): глупец. Безрассудство, искупление, колебания. В перевернутом положении: нерешительность, непостоянство. Грядут неприятности. Золотая Заря (1888-1896): дух Эфира. Глупец. Идея, духовность; все, что побуждает подняться над материальным. Однако если дивинация производится на вопрос о повседневной жизни, то карта эта нехороша и указывает на безрассудство, глупость, экстравагантность, чудачества и даже манию, если только нет сочетаний с очень благоприятными картами. Великий Восток (А.Э. Уэйт, 1889,1909): Дурак означает завершение всего, что начало посвящение с нуля, а теперь достигало предела исчисления и бытия. Эта карта проходит все нумерованные карты и в каждой претерпевает изменения подобно тому, как человек естественный проходит через миры малого опыта и последовательного достижения. Дурак мгт (1910): дурак- Безрассудство, мания, экстравагантность, опьянение, помра- рассудка, безумие. В перевернутом положении: небрежение, отсутствие чего-либо, апатия, ничтожность. Уже здесь присутствуют намеки на блаженную невинность, но по большей части значения концентрируются на безрассудстве и даже безумии. Как получилось, что все поменялось? Перемены объясняются отчасти самим названием аркана. Французский 1е Fou (и итальянский il Matto) действительно означает сошедшего с ума человека. В некоторых старых источниках можно найти упоминания о нем как о лунатике, о том, кто находится под влиянием Луны. Однако перейдя от le Fou. к the Fool (англ. «дурак, глупец, шут»), мы сразу оказываемся в поле действия двух мощнейших смысловых традиций — перед нами одновременно и святой безумец, и придворный шут. Святой безумец — это простак, которого коснулась рука Господа; человек, который может мудро говорить и поступать, потому что он не такой, как мы, он не «нормальный». Шут, в отличие от него, фигура не сакральная, но тоже может говорить и делать то, что не дозволено людям прочих социальных рангов, в частности, насмехаться над королем. Как и у Дурака в Таро, у шута нет определенного места в общественной иерархии. Он стоит ниже нобилей, но в то же время пользуется некоторой свободой, так как под покровом шутки имеет право говорить такое, на что не решатся ни рыцарь, ни леди. В великом шекспировском «Короле Лире» один лишь Шут дерзает говорить правду своему господину. И в то же время Лир, мучимый крушением всего, во что он верил, воплощает в себе другого Шуга, Безумца, бездомного сумасшедшего, воющего от боли в пучине бури. Раньше тарологи думали, что джокер в покерной колоде — это жалкие остатки Дурака (и, разумеется, свидетельство того, что игральные карты — сниженная версия Таро). Джокер обычно предстает именно как придворный шут, и если приглядеть- ся к лохмотьям Безумца из классического Марсельского Таро, 70 станет понятно, что это пестрое платье и бубенцы паяца. И *°тя исследования историков азартных игр показали, что джо- *®Р независимый феномен, появившийся в XIX веке как творение нью-йоркского «джентльменского клуба», все равно меж- ду ним и Дураком существует сходство, достаточное для того, чтобы можно было утверждать: оба они отражают один и тот же ар- i хетип. Это архетип персонажа, черпающего силу в том, что у него нет фиксированного места в социуме. В Средние века, когда социальные классы были очень негибкими, существовало такое явление, как ежегодный карнавал, позволявший людям при помощи масок и костюмов нарушать хотя бы какие-то из общепринятых установлений. Часто во время карнавалов горожане ловили какого-нибудь нищего или сумасшедшего и на один день короновали его Королем Глупцов. В игре в тарок (тарокки) Дурак на самом деле не принадлежит к козырям (Старшим арканам). Он стоит особняком; он не может бить никакой другой карты, но и сам ни одной из них не может быть битым. Когда игрок знает, что не выиграет трик (интересный термин — это когда во время кона игроки выбрасывают карты на стол) и не хочет при этом жертвовать ценными картами, он ходит с Дурака. Когда тот, кто выиграл трик, забирает себе карты, Дурак возвращается к владельцу, словно счастливо ускользнув из сети, уносящей остальной улов. Джокер, в отличие от него, собственной, так сказать, идентичностью не обладает. Он становится равным той карте, рядом с которой находится. Если рядом туз, считайте, что у вас два туза. Если на руках пара семерок, значит, их на самом деле три. И среди людей такие встречаются. Они словно примеряют личность того, рядом с кем оказались. Мы обычно склонны считать их сумасшедшими, и, может быть, в этом-то как раз и дело. Не иметь фиксированной личности, не иметь иллюзий относительно того, что некая социальная персона и есть то, что мы собой представляем, — значит достичь состояния духовной свободы, ради которой другие люди долго медитируют, молятся и предаются иным практикам. Штука тут в том, чтобы оставаться свободным. Человек здравомыслящий верит в подлинность своей эгоидентичности. Безумец часто не имеет собственной идентичности, но принимает свойства того, с кем пребывает в контакте в данный момент. Настоящий Дурак свободен от подобных ограниченных представлений. В достижении этой свободы и состоит цель и задача всех Старших арканов — разрушить узкие рамки представлений об ограниченной «реальности» и обрести ощущение свободного, легкого Дурак Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|