Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 1
Лама в лаборатории
Лама Ёзер ослепляет каждого, кто с ним знакомится, — но не багряно-золотым цветом тибетского монашеского одеяния, а лучезарной улыбкой. Ёзер, европеец по происхождению, перешедший в буддийскую веру, больше тридцати лет готовился стать монахом и много лет был учеником одного из величайших духовных мастеров Тибета.
Но сегодня Ёзер (имя изменено по соображениям конфиденциальности) собирается совершить революционный шаг в истории духовного наследия, частью которого он стал: он будет заниматься медитацией, а в это время его мозг станут сканировать с помощью самых современных научных приборов. Надо признаться, что отдельные попытки изучения мозговой активности во время медитации уже предпринимались, и серии тестов с участием монахов и йогинов, проводившихся на протяжении нескольких десятилетий в западных лабораториях, выявили способности этих людей контролировать дыхание, мозговые волны или внутреннюю температуру тела. Но наш эксперимент — первый, в котором будет участвовать человек с таким уровнем подготовки, как у Ёзера, и использоваться такое сложное оборудование, — выведет
эти исследования на совершенно новый уровень и позволит точнее чем когда-либо составить картину специфических связей между строгой дисциплиной умственных стратегий и их воздействием на функции мозга. К тому же у этого исследования есть прагматическая цель: оценить медитацию как способ тренировки разума и получить практический ответ на вопрос, как лучше контролировать наши деструктивные эмоции.
В то время как современная наука сосредоточила усилия на изобретении сложных химических веществ, способных помочь нам в преодолении негативных эмоций, буддизм предлагает другие подходы, требующие больших усилий, — методы тренировки разума, и главным образом с помощью медитации. Кроме того, буддизм считает полученную Ёзером подготовку противоядием от отравляющих разум негативных эмоций. Если деструктивные эмоции расположить на одном краю спектра человеческих склонностей, то наш эксперимент можно представить как поиск их антипода, поиск предела овладения навыками существования в конструктивном режиме, то есть возможность испытывать удовлетворение вместо неодолимой тяги, переживать спокойствие вместо возбуждения, сострадание вместо ненависти.
В борьбе с негативными эмоциями Запад делает акцент на медицинские препараты, и нет никакого сомнения в том, что изменяющие настроение таблетки принесли облегчение миллионам людей. Но эксперимент с Ёзером поднимает фундаментальный вопрос: может ли человек своими собственными силами добиться таких позитивных изменений в работе мозга, которые будут оказывать на эмоции более сильное воздействие, чем лекарства? А этот вопрос, в свою очередь, рождает новые вопросы, например: если человек действительно способен научить свой разум побеждать деструктивные эмоции, то можно ли включить практические, не имею
щие отношения к религии элементы этой методики в программу обучения каждого ребенка? И можно ли научить эмоциональному самоконтролю взрослых, независимо от того, принадлежат они к числу духовных искателей или нет?
Именно эти вопросы поднимались в ходе пятидневного диалога между Далай-Ламой и группой из шести естествоиспытателей и одного философа, который год тому назад проходил в резиденции Далай-Ламы в Дхарамсале. Обследование Ёзера явилось кульминацией нескольких направлений научных исследований, задуманных в ходе этого диалога. Далай-Лама стал главным вдохновителем этих исследований; он проявил активное желание направить увеличительное стекло науки на практику своей собственной духовной традиции.
Но эксперименты в Мэдисоне стали лишь одной из попыток глубинного коллективного исследования природы эмоций, механизма их превращения в деструктивные и поиска эффективных противоядий. В этой книге вы найдете мой пересказ бесед, которые вдохновили нас на эксперимент в Мэдисоне, а также можете ознакомиться с более глобальными вопросами, порожденными этим экспериментом, и узнать о бесценных плодах, которые может принести всем нам изучение того, что человечество может противопоставить центробежной силе наших деструктивных эмоций.
Анализ трансцендентного
Ёзер приехал в лабораторию исследования функциональной деятельности мозга и поведения, расположенную на территории Мэдисонского кампуса Висконсин- ского университета, по приглашению Ричарда Дэвидсона, одного из естествоиспытателей, принимавших участие в дхарамсалинских диалогах. Эта лаборатория была ос
нована Дэвидсоном, пионером в области аффективной нейронауки, объектом изучения которой является взаимодействие мозга и эмоций. Дэвидсон хотел заполучить Ёзера — как особо уникальный объект, — чтобы всесторонне обследовать его с помощью самой современной аппаратуры.
Ёзер регулярно тратит по нескольку месяцев на интенсивную медитацию в уединенных ретритах*. В общей сложности он провел в таких ретритах примерно два с половиной года. Кроме того, несколько лет индивидуальных занятий у одного тибетского мастера выработали у него привычку заниматься медитацией даже в полные забот дни. Теперь нам предстояло выяснить в лаборатории, какие результаты дала такая тренировка.
Сотрудничество началось еще до того, как Ёзер впервые увидел прибор для ядерно-магнитно-резонансной томографии (ЯМР-томограф), — с обсуждения протокола исследования. Пока команда из восьми человек вводила Ёзера в курс дела, все присутствующие прекрасно осознавали, что им придется участвовать в гонке со временем: на следующий день в лаборатории ожидали приезда самого Далай-Ламы, и исследователи надеялись получить хотя бы предварительные результаты, чтобы обсудить их с Его Святейшеством.
Посоветовавшись с Ёзером, исследователи остановились на таком протоколе: испытуемый будет поочередно переходить от спокойного, повседневного состояния разума к нескольким специфическим медитативным состояниям. Этот протокол стал бы сюрпризом для того, кто считает, что медитативная практика состоит из одного умственного упражнения, туманно описанного в трактатах по дзэн-буддизму. Думать так — все равно что считать одинаковыми все кулинарные блюда и игнори
* Ретрит — уединение для медитации в течение длительного времени. — Прим. перев.
ровать бесконечное разнообразие национальных кухонь, рецептов и ингредиентов. Проводя анализ, можно сказать, что существуют десятки строго определенных и детализированных вариантов умственной тренировки (которые не слишком удачно называются одним словом «медитация»), каждая из которых проходит по-разному и, как надеялись исследователи, оказывает различное воздействие на активность мозга.
Здесь следует отметить, что в различных видах медитации, применяющихся в разных духовных традициях, очень много общего: поведение монаха-трапписта, повторяющего молитву сердца («Господи, помилуй»), во многом напоминает поведение тибетской монахини, декламирующей мантру «Ом мани падме хум». Но если отвлечься от этого сходства, то можно будет выделить множество разнообразных медитативных приемов, каждый из которых является уникальным в плане применяемых когнитивных и эмоциональных стратегий, а также результатов их использования.
Тибетский буддизм предлагает, возможно, самый широкий диапазон медитативных методик, и вот из этого богатого «меню» мэдисонской команде предстояло выбрать объект исследования. Первоначально исследователи предложили использовать три медитативных состояния: визуализацию, однонаправленную концентрацию и проявление сострадания. В этих состояниях используются достаточно непохожие умственные стратегии, которые наверняка должны были выявить разные конфигурации схем мозговой активности. Отметим, что Ёзер смог дать точное описание каждому из них.
Один из выбранных методов, метод однонаправленной концентрации (полное сосредоточение внимания на одном объекте или эмоции), возможно, является основным и самым универсальным из всех медитативных приемов, которые в той или иной форме можно найти в каждой
духовной традиции. Концентрация внимания на одной точке требует от человека освобождения от десятков тысяч других мыслей и желаний, которые проносятся в голове и отвлекают от главного. Датский философ С. Кьер- кегор сформулировал это так: «Иметь чистое сердце значит хотеть только одной вещи».
В тибетской системе (как и во многих других) развитие спо



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь