Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20646

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

"Красное колесо", уничтожая кулачество "как класс", на самом деле уничтожало самый широкий слой населения - крестьянство. По данным историка А.В. Антонова-Овсеенко к 1940 году жертвами гражданской войны, террора, голода и коллективизации пала четверть взрослого населения страны - 57 млн человек. По расчетам американского демографа Рудольфа Руммеля коммунистический режим с 1917 по 1987 год истребил 62 млн человек. Дискуссионным остаётся суммарное число потерь в Великой Отечественной войне. С точки зрения современных исследователей, прямые потери в этот период составили примерно 26-27 млн человек (косвенные в полтора раза больше), при этом почти три четверти потерь - мужчины.
14

Питирим Сорокин в работе "Современное состояние России" утверждал, что войны и революции губят генофонд страны, убивая преимущественно его лучшие элементы: а/ наиболее биологически здоровые; б/ трудоспособные энергетически;
в/ более волевые, одаренные, морально, психологически и умственно развитые. Безусловно, что генофонд, претерпевший столько разрушительных воздействий, не может иметь высокий показатель средней продолжительности жизни.
В настоящее время рост средней продолжительности жизни в основном происходит за счет увеличения численности людей старших возрастов, что ведет к дальнейшему росту демографического старения общества и так называемой "демографической нагрузки", то есть соотношения численности работающих к численности социальных иждивенцев.
Видовая и максимальная продолжительность жизни. Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть становится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг величины называемой видовой или биологической продолжительностью жизни, т.е. характерной для человека как одного из видов живых существ. Видовой продолжительности противостоит индивидуальная продолжительность жизни, которая может и превзойти видовую и "не дотянуть" до видовой. Дискуссионной остается длина в годах видов продолжительности жизни. В разные времена и по настоящее время, рассматривая видовую продолжительность жизни, ученые /французы Жорж Луи Бюффон и Пьер Жан Флуранс, англичанин Роджер Бэкон и его соотечественница Джустин Гласе/ обсуждали гипотетическую идею о влиянии периода роста на продолжительность жизни. Рассматривая продолжительность жизни и роста животных, они выводили коэффициенты зависимости между этими периодами и предлагали использовать полученные коэффициенты для вычисления видовой продолжительности жизни человека. В итоге утверждалось, что человек может жить 100, 180, 300 и больше лет. И.И.Мечников, не отрицая сам метод исчисления, лишь высказывал сомнение в качестве расчетов.
Принципиально неверно перенесение закономерностей животного мира на понимание проблем человеческого долголетия, детерминируемого, прежде всего, социальными факторами. Если использовать распространенную аллегорию с брошенным шаром или горящей свечой для выражения продолжительности человеческой жизни, то длина пути шара зависит от силы трения, а время горе-
15

ния свечи от силы ветра. Длину человеческой жизни в большей степени определяют социальные трения и ветры истории.
Более реалистичной величина видовой продолжительности жизни получена в расчетах, построенных на методике Б.Ц.Урлани-са, принявшего в качестве ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. По этим статистически доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет.
Видовая продолжительность должна служить реальным ориентиром для увеличения средней продолжительности жизни. Разница между этими величинами представляет собой резерв, который вполне может быть освоен за счет улучшения условий и образа жизни. Академик Д.Ф. Чеботарев, выдающийся современный геронтолог, определяя задачи геронтологии, писал: "Тактические задачи -борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освоение тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни..., сохранение практического здоровья во весь период так называемого третьего возраста. Стратегические задачи - продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни человека".
Что же касается максимальной продолжительности жизни /до 120 лет/, то это такое же уникальное явление, как и двухметровый рост. Указания на возраст старше 120 лет не имеют документальных подтверждений, весьма сомнительны и скорее всего плод, как говорят демографы, "старческого кокетства".
Демографическая особенность России - значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для старшей когорты страны.
Из 148 млн населения женщин - 79 млн или 53% общей численности. Но среди самих женщин всё меньше молодых и всё больше пожилых и старых. Так, старше трудоспособного возраста - 28%, а младше - 21%. В этом соотношении мы усматриваем одну из причин сокращения рождаемости, а вместе с тем и численности населения и отсюда можно прогнозировать еще большее уменьшение этих величин в будущем времени.
Сообщество пенсионеров на три четверти состоит из пенсионерок. Ко времени выхода женщин на пенсию (55 лет) на 1000 мужчин того же возраста приходится 1252 женщины, а ко времени вы-
16

хода на пенсию мужчин (60 лет) это соотношение увеличивается до 1393. Но самая тягостная картина среди тех, кому 70 и более лет, где соотношение мужчин и женщин 1 к 3. Наличие вдов среди тех, кому за 70 объяснимо военными потерями, тогда как повышенная смертность пятидесяти- шестидесятилетних мужчин в основном связана с неправильным образом жизни. Вдов среди женщин старше 60 лет вдвое больше, чем замужних. А из десяти женщин 70 лет и старше - 7 вдов и одна вообще никогда не была замужем.
Среди семидесятилетних и старше женщин больше всего бездетных: 134 на 1000. У их сорокалетних "дочек" бездетных почти вдвое меньше, а вот, что касается высшего образования, то у старших женщин их только 60 на 1000, тогда как у "дочек" - 200 женщин из 1000 имеют высшее образование. На каждую тысячу семидесятилетних и старше женщин - 300 имеют начальное образование и столько же вообще не могут назвать, какое у них образование. У "дочек" такие ответы дали 14 человек из 1000. (Данные рассчитаны по Стат. сборнику "Россия в цифрах" М., 1996.) Невысокие уровни образования и квалификации обусловили небольшой размер пенсии пожилых женщин.
Итак, если попытаться дать обобщенный портрет российского пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60 лет, с небольшой пенсией, вдова.
17

Глава II. ГЕНЕЗИС ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Характеристика геронтологического знания. Проанализируем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу механизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и смены одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старения /геронтологии/.
Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с именами основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авиценна своими философскими трудами занимают достойное место в истории философии.
Человек со времени возникновения цивилизации, на протяжении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но только в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук.
Важнейшей характеристикой геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медицины и физиологии, философии и биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизиологии.
Этапы развития геронтологического знания. Методы и технологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие геронтологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми значительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: "Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и "Медицинский канон" или "Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения разделены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь-
18



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь