|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54510
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке бенностями. Научной целью здесь могут быть получение новой
и проверка уже имеющейся информации о психических особен- ностях испытуемых разных возрастов, специальностей, о связях между психическими явлениями и т. п.; практическая цель—по- лучение необходимых для факультета или школы данных о сту- дентах разных курсов или школьниках разных классов. Рассмотренные виды экспериментальных работ могут прово- диться во время практических занятий (в институте или базовой школе), в период педпрактики, на спецкурсах и спецсеминарах и т. д. Они могут быть начальным этапом курсовых и дипломных работ по психологии. Оформляя письменные отчеты по проведенному эксперимен- тальному исследованию, необходимо соблюдать ряд общих тре- бований; а) в работе должны быть протоколы экспериментов (прило- жены в конверте); б) необходимо достаточно подробно и полно описать методи- ку эксперимента и указать особенности испытуемых, их количе- ство, а также условия проведения опыта; в) все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики); г) в конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, рас- ширения и использования полученных данных. Письменный отчет и реферат должны иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц и список использованной лите- ратуры (приводятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте). В рефератах с опытной частью также должно быть при- ложение (протоколы экспериментов, некоторые таблицы, задания для испытуемых и др.). Следует помнить, что напечатанный текст воспринимается более четко, чем рукописный. Поэтому желательно, чтобы отчет и реферат были отпечатаны на пишущей машинке. На основе реферата и учебно-исследовательской работы мо- жет быть подготовлено устное выступление—доклад (на прак- тическом занятии, семинаре, заседании научного кружка, в шко- ле—перед школьниками, учителями или родителями и т. д.), В зависимости от состава аудитории содержание и форма выступ- ления должны меняться. Так, выступая перед студентами с ре- зультатами собственных исследований, необходимо обратить вни- мание на такие моменты, как подробное изложение методики экс- перимента, описание и демонстрацию «сырых» протоколов экс- перимента, подробное изложение всех попыток анализа получен- ных данных (включая и те, которые не привели к положительным результатам), рассмотрение факторов, которые могли отрицатель- но сказаться на достоверности полученных данных и выводов, установление путей дальнейшего исследования. Выступая перед учителями или родителями, следует меньше 14 останавливаться на вышеприведенных «технологических» тонко- стях и большой упор делать на практические выводы. Наконец, выступая перед школьниками, хорошо придать выступлению боль- шую занимательность, а в содержании сделать акцент на возмож- ностях использования материала в самовоспитании. Устное изложение данных реферата полезно для студентов во многих отношениях: оно способствует лучшему осознанию резуль- татов собственной работы, помогает овладеть педагогически важ- ными навыками устной речи, показывает необходимость работы над формой изложения. Решение психологических задач. Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные пси- хологические факты и осуществлять правильные, педагогически обоснованные практические действия играет самостоятельное ре- шение психологических задач по курсу возрастной и педагогиче- ской психологии1. Психологические задачи предусматривают ана- лиз разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательного учета условий и индивидуальных особенностей учащихся. В нача- ле каждой задачи, предъявленной студентам для решения, из- лагается теоретическое положение, утвердившееся в современной психологии. Затем дается описание отдельных эпизодов из жиз- ни, практики школы или суждений, высказанных в периодической печати, по вопросам обучения и воспитания. В конце описания даются три вопроса. Первый и второй связаны с выявлением по- нимания студентами сущности тех или иных теоретических по- ложений, раскрытых в лекционном курсе психологии, а также умения анализировать конкретные факты и ситуации с позиции современной возрастной и педагогической психологии. Третий вопрос связан с развитием у студентов педагогического мышле- ния, умения доказать правильность тех или иных положений со- ветской психологии по вопросам оптимизации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Самостоятельное решение студентами психологических задач имеет своей целью научить их применять полученные по курсу психологии знания на практике. Опыт преподавания психологии показывает, что решение психологических задач вызывает у сту- дентов повышенный интерес к психологии как науке, способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявле- нию и развитию у студентов — будущих учителей творческих спо- собностей, формированию умения педагогически мыслить и осу- ществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия на личность школьника. Курсовые исследования. В системе профессиональной подготовки учителя важное место занимает выполнение курсовых работ по психологии. В практикуме и в методических разработ- ' См.: Щербаков А. И. Психологические задачи: Задания для самостоя- тельной работы студентов по курсу возрастной и педагогической психологии.— Л., 1980. 15 ках по курсу возрастной и педагогической психологии приведена возможная тематика этих работ. Это самостоятельное исследова- ние студентов, поэтому мы не даем плана по каждой теме и не всегда указываем литературу. Это должны проделать сами сту- денты. Курсовая работа выполняется студентами в 5—6-м семестрах, во время методической практики в школе. Выбрав тему, они мо- гут достаточно тщательно разработать теоретическую часть, а во время практики провести с учащимися опытную работу (наблю- дение, эксперимент, анкету, беседу и т. д.), т. е. получить фак- тический материал. В процессе выполнения курсовой работы студенты совершен- ствуют навыки работы с научной литературой по психологии и приобретают первоначальные умения в научно-исследовательской деятельности. Курсовые работы являются более серьезными исследованиями студентов, чем учебно-исследовательские задания. Выполнение курсовых исследований предполагает более тесный контакт пре- подавателя и студента в течение всего семестра или даже учеб- ного года. Требования к самим исследованиям рассмотрены выше, при изложении выполнения реферативных и опытных учебно-иссле- довательских работ, поэтому здесь остановимся лишь на пос- ледовательности действий, характерной для работы над курсо- выми. В зависимости от темы курсовой работы исследование может быть теоретическим и экспериментальным. Первое предполагает изучение научных публикаций и критическое (если это возможно) их рассмотрение. Второе дополняется проведением опытной рабо- ты и обобщением результатов. В каждом из вариантов исследо- вания свой порядок, своя последовательность. Для теоретическо- го варианта курсовой характерны такие этапы работы, как: !) выбор темы; 2) подбор литературы и изучение ее; 3) состав- ление плана и написание тезисов; 4) изложение содержания (рас- крытие тезисов с привлечением фактического материала, доказа- тельство суждений); 5) формулирование выводов. В экспериментальном варианте этапность выглядит следующим образом: 1) выбор темы; 2) теоретическая разработка (подбор литературы, изучение ее, вычленение проблемы исследования); 3) формулирование задач и разработка методики; 4) проведение опытной работы с учащимися; 5) осмысление полученного мате- риала, его анализ и изложение с учетом теоретических положений; 6) формулирование выводов. Выбор темы. В данном пособии приведены возможные темы курсовых исследований. Однако практика показывает, что, как правило, темы курсовых исследований предлагает студентам пре- подаватель, ведущий лекционный курс или практические занятия. Вполне естественно, что он предлагает темы, близкие к своим научным интересам и профилю факультета, на котором занима- 16 ются студенты. Например, преподаватель психологии, работающий на факультете физического воспитания, художественно-графиче- ском, поступит правильно, если предложит тему курсового иссле- дования, близкую к предметной деятельности студентов: по пси- хологии предстартового волнения или соревновательной борьбы, по психологии восприятия цвета или формы и т. д. Аналогичная ситуация может сложиться и на других факультетах. Не исклю- чена возможность и инициативы самого студента: в ходе работы над курсом психологии у него может появиться повышенный ин- терес к той или иной проблеме и зародиться желание углубить и расширить знания в ней. Отвергать инициативу студента не сле- дует. Целесообразно помочь ему сформулировать тему. Теоретическая разработка темы. При определении темы пре- подаватель рекомендует минимум литературы, с тем чтобы сту- денты самостоятельно работали с каталогами и библиографиче- скими сборниками. В этом отношении очень полезно порекомендо- вать студентам библиографический сборник «Литература по пе- дагогическим наукам и народному образованию» издательства «Педагогика». В нем студенты найдут научные статьи, моногра- фии, научно-популярную литературу, непосредственно посвящен- ную теме, а также литературу, близкую по содержанию. Отобран- ную литературу студенты согласовывают с преподавателем. При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту ^ надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное ^ и различное как в трактовке отдельных положений, так и в до- казательстве их. Если студент работает над научной публика- цией экспериментального характера, то следует обратить его вни- мание на формулирование задач и использованную исследовате- лем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться пред- ставление о курсовой работе в целом; кроме того, он должен подойти к постановке конкретных задач. Все это, безусловно, не так просто. Помощь преподавателя в данном случае окажется необходимой. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|