Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 29201
Автор: Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др.
Название: Психология науки Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сдвиг в умах психологов, обусловленный сдвигами в материальном и духовном производстве, первоначально совершился в области, непосредственно связанной с нуждами практики, а именно в области тестологической работы. На протяжении десятилетий в ней незыблемо царила вера в IQ ("коэффициент интеллекта") как надежное мерило уровня умственных способностей. измерение зависит от характера инструмента, с помощью которого оно производится. Тесты могли выявить в интеллекте тестируемого не более того, что содержалось в требованиях предъявленных заданий. Задания же отбирались исходя из статистически достоверного факта их выполнимости данным контингентом лиц (например, детьми определенного возраста, лицами данной профессии и т. п.). Стало быть, оценка интеллектуальных возможностей или достижений тестируемого находилась в прямой зависимости от соответствия его результатов результатам, показанным сообществом, с которым он соотносился. Иначе говоря, тестологическая процедура (имеющая своим назначением отбор кадров) в самой своей основе предполагает стандарты, любое отклонение от которых дает ухудшение показателей и снижение оценки со всеми вытекающими отсюда последствиями для практики. Поскольку же применение тестов в некоторых западных странах (в особенности в США) служит важнейшим кадровым регулятором, то постепенно утверждается установка на приспособление интеллекта к тем стандартным приемам, на владение которыми рассчитаны тесты.
Тесты культивировали конформизм, неоригинальность, стремление следовать тому, что навязывалось в качестве образца. Новые социальные интересы, порожденные научно-технической революцией, привели к кризису тестологии. Принятая техника тестирования не только не выявляла творческие способности, потребность в культивировании которых становилась все более острой, но и браковала людей, склонных к оригинальному, нестандартному способу мышления. Возникла коллизия, приведшая к тому, что к прежней системе тестирования интеллекта американские психологи присоединяют еще одну, разработанную в конце 40-х - начале 50-х годов Л. Терстоном, Дж. Гилфордом и их учениками. Вторая система содержала множество тестов, призванных определить (с помощью факторного анализа и других статистических методов) специфически творческие признаки личности. К факторам, характеризующим творческое выполнение тестовых заданий (а тем самым, как предполагалось, и творческую личность), были отнесены чувствительность к проблеме, подвижность ума и др. Разделение понятий об интеллекте и творче- 0-1860 17 стве (операционально определяемых с помощью тестов) Ослабило веру во всемогущество "коэффициента интеллекта" как определителя уровня умственных способностей и позволив отказаться от низкой оценки возможностей тех, кто не отличался хорошими показателями при приложении к уму стандартной шкалы, требующей безошибочных ответов на лишенные серьезного познавательного значения вопросы. Новый подход к тестированию отразил нужду в кадрах, способных изменять стереотипные формы познания и действия, а не приспосабливаться к ним. Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются теперь как самые драгоценные свойства личности. Внимание психологов обращается к такой "избыточной", с прагматической точки зрения, и "фиктивной", с точки зрения бихевиоризма, способности, как воображение, для испытания которой используются так называемые проективные тесты (Роршаха, тематико-апперцептивный тест и др.). Преимущество проективных тестов в том, что в них зависимость динамики образов от внешних раздражителей сведена до минимума, благодаря чему спонтанные тенденции этой динамики, обусловленной внутренней жизнью личности, могут быть диагностированы более эффективно, чем в обычных тестах. Опыты Д. Маккиннона, Ф. Бэррона и других показали, в частности, что реакции на бесформенные пятна различного цвета у ученых, отнесенных компетентными экспертами к разряду творческих, отличались необычностью и неожиданностью. Если, скажем, тривиальной реакцией на одно из пятен был ответ "обезьяна", то человек творческий реагировал на то же пятно фразой: "Роденовский "Мыслитель" выкрикивает "Эврика!"". К проективным тестам присоединяется эксперимент. Р. Кратчфилд, видоизменив методику С. Аша, экспериментально измерял тенденцию к конформизму как отрицательно влияющую на творчество. Пять испытуемых размещались каждый в отдельном боксе. При предъявлении какого-либо раздражителя испытуемый мог сообщить свое суждение о нем с помощью электрической сигнализации остальным членам пятерки. Экспериментатор, произвольно заменяя сигналы о правильных ответах сигналами, соответствующими ошибочным ответам, выяснял степень воздействия мнения группы на каждого испытуемого. По данным Кратчфилда, научные работники по сравнению с другими категориями обнаружили наименьшую тенденцию к конформизму, к подчинению своего суждения о воспринимаемых объектах суждению группы, внушавшему ошибочный ответ. Наряду с тестологическим и экспериментальным изучением творческого процесса и творческой личности широко разверну- 18 лись статистические обследования ученых с целью выяснения корреляций между образованием и успешностью профессиональной рароты, возрастом и динамикой творчества. Влияние организации творческого труда на его продуктивность, специфика творческого труда в различных областях науки и техники, его зависимость от мотивации, внешних факторов, структуры коллектива и ряд других проблем, непосредственно связанных с повышением эффективности научных исследований, становятся предметом специального психологического анализа. В связи с радикальными изменениями в способах управления научными организациями, углубляющимся воздействием науки на производство и потребление появляется особый раздел психологии, рассматривающий вопросы руководства научными коллективами, построения и реализации программы эффективного использования творческих умов в науке и технике. Таким образом, в середине XX века произошла переориентация психологических исследований творчества. Она выразилась прежде всего в отказе от презумпции уникальности творческого акта и творческой личности. На смену представлениям о том, что своеобразие этой личности обусловлено генетическими, патологическими или какими-либо иными отклонениями от нормального психического статуса, приходит убеждение во всеобщности творческих потенций, лишь актуализируемых в различной степени. Индустрия и наука требовали все возрастающего количества людей, способных к повседневным и планомерно организуемым творческим решениям. Сам по себе факт широкого распространения в 50-60-х годах тестов, имеющих целью выявление творческих компонентов личности, поучителен. Ведь тесты являются средством массового определения индивидуальных различий. Стало быть, и нужда в них возникла в силу того, что потребовалось дифференцированное изучение больших групп людей. Другая, существенно новая особенность работ по творчеству состояла в переходе от описания и объяснения феноменов к попыткам непосредственного практического воздействия на них. Если творчество не апокалипсическое видение, а будничная работа, то почему оно не может стать предметом регулирования и управления, подобно любой другой деятельности? Прямая зависимость технического прогресса (экономического эффекта, прибыли и т.п.) от качества вложенных в него научных усилий побудила разрабатывать приемы интенсификации этих усилий, в особенности в необычных по сравнению с прежними условиях группового творчества. Широкое использование вычислительной техники, развитие кибернетики внесли но- 2* 19 вые тенденции в содержание и методы научного труда. Наряду с передачей электронным устройствам операций, достигших высокого уровня формализации, предпринимаются попытки технического моделирования процесса творческого поиска и открытия нового знания (эвристика). Благодаря изучению поведения людей науки и их личностных особенностей путем тестирования, интервьюирования, эксперимента, технического моделирования накопился обширный эмпирический материал. Стали отчетливо вырисовываться контуры новой области исследований, которая изучает психологическое своеобразие деятельности людей, производящих новое знание. Если с позиций философской идеализации развития знаний безразлично, в чьих головах эти знания зарождались, что они стоили конкретным индивидам и т. д., то при решении таких жизненно важных в нашу эпоху задач, как воспитание, отбор и эффективное использование творческих способностей людей науки, приходится иметь дело не с логическими идеализациями, а именно с конкретными индивидами, их умом и характером, их эмоциями и волей, короче - с их психологическим миром, который описывается в совершенно иных терминах, чем мегамир науки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|