Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117049

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таблица 1


Виды стабильности Графическое представление

Стабильность Нестабильность
Абсолютное постоянство (инвариантность) Постоянство Изменения



Стабильность регулярности явлений Регулярность * * * * * * * * * * * * Нерегулярность
•А- *** ** * *** **

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «13
Продолжение табл. 1

Виды стабильности Графическое представление

Стабильность Нестабильность
Регулярность формы. Пример: график отражает изменение объема памяти с возрастом. В простой форме есть закономерность, в сложной ее нет Простая форма Сложная форма
Сохранение индивидуальных различий (дифференциальная стабильность). Пример: мы измеряем коэффициент интеллектуального развития у разных испытуемых, график свидетельствует о том, что у испытуемого «А» самый низкий интеллект и с возрастом по отношению к другим испытуемым это отношение не меняется Стабильность различий Нестабильность различий
Стабильность, как соответствие «норме» развития Идеальная кривая «нормы» (сплошная линия) Экспериментальная, реальный ход развития (штриховая линия) Соответствие Несоответствие
3. Специфичность объекта развития. Что именно развивается? Психика, память, внимание, ребенок, индивид, индивид в системе социальных связей? Существует два подхода в понимании объекта развития:

14 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
■ в традиционной классической психологии объектом развития
выступает индивид (его психика или сознание);
■ в культурно-историческом подходе объектом развития являет-
ся человек в системе его социальных отношений, развивается
не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци-
альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах
Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо-
рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко-
ула.
4. Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет
конечную цель исследования закономерностей психического раз
вития. Структура развития включает:
объект, развития в исходном и конечном состояниях;
условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).
5. Направленность развития. Различают два вида направлен-
ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное
развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к
структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот.
В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег-
рессивного развития личности изучает клиническая психология.


Условие 1

Условие 2

Условие 3

Объект развития в исходном состоянии
—*■
>
Объект развития в промежуточном состоянии
^.
—> > L
Объект развития в конечном результате
Схема 1. Структура развития

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15
Регресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное. В современной психологии развитие на любой возрастной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличивается. Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период старости как возраст обретения мудрости.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Павлова М.Т.. Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Новикова Светлана Александровна. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Блинкова Екатерина Юрьевна. Конспект НОД На тему: «В гостях у капельки»
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исмагилова Людмила Александровна. Конспект НОД Тема: «Домик для черепашки».
  • Интроекция; introjectton
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Четыре стадии развития компании.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Фиксация; fixation
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь