Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «13 Продолжение табл. 1
Виды стабильности Графическое представление
Стабильность Нестабильность Регулярность формы. Пример: график отражает изменение объема памяти с возрастом. В простой форме есть закономерность, в сложной ее нет Простая форма Сложная форма Сохранение индивидуальных различий (дифференциальная стабильность). Пример: мы измеряем коэффициент интеллектуального развития у разных испытуемых, график свидетельствует о том, что у испытуемого «А» самый низкий интеллект и с возрастом по отношению к другим испытуемым это отношение не меняется Стабильность различий Нестабильность различий Стабильность, как соответствие «норме» развития Идеальная кривая «нормы» (сплошная линия) Экспериментальная, реальный ход развития (штриховая линия) Соответствие Несоответствие 3. Специфичность объекта развития. Что именно развивается? Психика, память, внимание, ребенок, индивид, индивид в системе социальных связей? Существует два подхода в понимании объекта развития:
14 ■ Возрастная психология. Конспект лекций ■ в традиционной классической психологии объектом развития выступает индивид (его психика или сознание); ■ в культурно-историческом подходе объектом развития являет- ся человек в системе его социальных отношений, развивается не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци- альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо- рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко- ула. 4. Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет конечную цель исследования закономерностей психического раз вития. Структура развития включает: объект, развития в исходном и конечном состояниях; условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития). 5. Направленность развития. Различают два вида направлен- ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот. В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег- рессивного развития личности изучает клиническая психология.
Условие 1
Условие 2
Условие 3
Объект развития в исходном состоянии —*■ > Объект развития в промежуточном состоянии ^. —> > L Объект развития в конечном результате Схема 1. Структура развития
Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15 Регресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное. В современной психологии развитие на любой возрастной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличивается. Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период старости как возраст обретения мудрости.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.