Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172795

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Внешняя деятельность и сопряженное с ней психическое отражение, входя в структуру общей деятельности, единой связи индивида с окружающей средой одновременно выступают, как было сказано выше, двумя ее сторонами и в некотором отношении являются эквивалентными друг другу. И подобно тому, как внешняя деятельность направлена на достижение того или иного предмета потребности, психическое отражение приводит к тому или иному результату. Результат психического отражения — важный элемент структуры деятельности, показатель уровня психического развития.
Результат психического отражения имеет внутренний и внешний аспекты. Так, на уровне сенсорной психики (у кольчатых червей, иглокожих, улиток и др.) результатом психического отражения является ощущение. Например, при зрительном ощущении (цвета, интенсивности освещения и т.п.) внутренний результат психического отражения представляет собой, по выражению Л.М. Веклера, «отпечаток» в субстрате соответствующего рецептора (сетчатки глаза), а внешний — собственно ощущение воздействующего раздражителя как свойства внеположенного объекта, характеристики внешней среды. На уровнях психики наиболее высокоразвитых животных и человека результатом психического отражения становится знание. Оно также имеет внутреннюю и внешнюю стороны.
3. Операциональный аспект деятельности. Он связан с собственно активной фазой деятельности, наступающей после «опредмечивания» потребности (появления мотива).
А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности действия и операции. Действия являются «основными составляющими» отдельной деятельности. Под операцией понимается способ выполнения действия. Это «особая сторона» действия, отвечающая условиям, в которых оно осуществляется.
Согласно А.Н. Леонтьеву, действием можно назвать процесс, подчиненный сознательной цели. В соответствии с этим действия возникают в филогенезе только в человеческом обществе, т.е. в антропогенезе, и неразрывно связаны с целеполаганием.
В то же время, как указывает А.Н. Леонтьев, операции появляются в структуре деятельности уже на перцептивной стадии, т.е. исходя из современных данных, на уровне жизнедеятельности членистоногих, низших позвоночных и ряда других животных. Например, у высокоразвитых насекомых (осы, пчелы, муравьи и др.) программы инстинктивного поведения имеют жестко закрепленную последовательность звеньев, но внутри каждого звена животное действует гибко, пластично, меняя способ его выполнения в зависимости от условий. Иными словами, отдельные звенья инстинктивного поведения могут выполняться с помощью различных операций.
В инстинктивной деятельности животных сознательные цели отсутствуют. Однако поведение животного подчинено биологической целесообразности, «биологическому смыслу» (А.Н. Леонтьев), что явилось результатом его формирования в филогенезе. Функции целеполагания здесь тоже в некотором смысле выполняются, но не отдельным животным, а как бы эволюционирующим видом в целом.
Отмеченное обстоятельство, а также наличие операциональной стороны деятельности позволяют уже на перцептивном уровне развития выделять в ее структуре действия. На более низком сенсорном уровне жизнедеятельность животных состоит из однообразных рефлекторных актов, основой которых являются те или иные ощущения. Осуществляемые ими деятельности всегда имеют только одно звено (один рефлекторный акт) и, что самое главное, всегда выполняются одним и тем же способом. У животных перцептивного уровня отдельные деятельности иногда тоже состоят только из одного звена, но это звено может быть выполнено посредством различных операций.
Итак, в структуре деятельности выделяются действия, направляемые целями. Как отмечал А.Н. Леонтьев, «подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия».
В простейших случаях, когда деятельность состоит только из одного действия, цель может совпадать с мотивом. Например, при появлении жажды мы наливаем в стакан воду. Здесь цель (стакан воды) совпадает с мотивом (утоление жажды), а действие, направленное на достижение цели, целиком составляет содержание деятельности. Обычно же цели не совпадают с мотивами. Так, мальчик для привлечения к себе внимания нравящейся ему одноклассницы может совершать самые разные действия, направленные на различные цели: хорошо приготовить уроки и ответить на «пятерку»; написать любовную записку; пройтись на перемене на руках; дернуть свою симпатию за косу; затеять в ее присутствии драку; дерзко вести себя на уроке и т.д.
С другой стороны, одна и та же цель может возникнуть в связи с самыми различными мотивами. А.Н. Леонтьев приводит следующий пример: «Допустим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Но... какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчать учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными, конечно, будут и сами его действия».
Добавим, что в зависимости от того, какой реализуется мотив, такой будет и характер самой деятельности. За одним и тем же действием, направленным на достижение одной и той же цели, могут стоять самые различные по характеру мотивы. В соответствии с этим полнота действий, тщательность его выполнения, полученный результат также во многом определяются мотивом, точнее говоря, той степенью вышеперечисленных качеств, которая необходима и достаточна для его достижения.
Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:
П (потребность) — деятельность — М (мотив)
действие — Ц (цель)
У (условия достижения цели) — ОПЕРАЦИЯ (особая сторона действия)

Как следует из приведенных выше примеров, цель всегда имеет смысловое отношение к мотиву.
При рассмотрении структуры деятельности необходимо иметь в виду, что потребность — источник, первопричина деятельности — может быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью самых разнообразных продуктов питания, потребность в физической активности — с помощью различных видов спорта или физкультуры, эстетические потребности — посещением выставок, концертных залов и т.д. Таким образом, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, может быть реализован, как было отмечено выше, посредством различных целей, достигаемых соответственно с помощью различных действий (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Соотношение потребности с мотивами и целями
В приведенной схеме каждый блок целей, направленных на один и тот же мотив, представляет собой возможные варианты одной и той же деятельности (состоящие из соответствующих целям действий), а совокупность этих блоков - возможные варианты различных деятельностей по удовлетворению данной потребности.
А.Н. Леонтьев обращал внимание на то, что «сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели».
Последовательность связанных между собой действий отмечается уже в деятельности наиболее высокоразвитых животных, при решении так называемых «двухфазных задач». Например, вне клетки, в которой находится шимпанзе, лежит приманка, а немного ближе — палка, которой можно пододвинуть приманку к клетке. В клетке имеется короткая палка, которой нельзя дотянуться до приманки, но можно достать длинную палку. Обезьяна без труда решает задачу: вначале достает длинную палку, а затем с ее помощью — приманку.
Человекообразные обезьяны способны также выбирать наиболее целесообразные цели и действия, ведущие к достижению предмета потребности. Один из курьезных случаев, когда обезьяна выбрала из двух возможных последовательностей действий наиболее выгодный для нее вариант, описан К. Лоренцом:
«Профессор Вольфганг Кёлер, чьи исследования интеллекта шимпанзе принесли ему мировую известность, как-то поставил перед молодым самцом-шимпанзе классическую задачу с подвешенной к потолку гроздью бананов, которую обезьяне полагалось достать, придвинув под бананы стоящий в углу ящик. Шимпанзе осмотрелся, потом повернулся не к ящику, а к профессору и схватил его за руку. Надо сказать, что мимика и жесты шимпанзе на редкость выразительны. Желая позвать куда-нибудь другого шимпанзе или человека, который пользуется их расположением, они испускают пронзительные звуки и тянут его за руку. Прибегнув к этому методу, молодой шимпанзе повел профессора Кёлера в противоположный угол комнаты. Профессор подчинился настояниям животного, потому что хотел узнать, чем оно так заинтересовалось. Он не заметил, что его ведут прямо к бананам, и разгадал истинное намерение шимпанзе, только когда тот вскарабкался по нему, точно по древесному стволу, энергично оттолкнулся от его лысины, схватил бананы и был таков. Шимпанзе решил задачу новым и более остроумным способом».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь